Высокая планка медицинских достижений

2922

Нередко значимые проекты, направленные на улучшение доступности и качества медицинской помощи, теряют свою приливную силу и эффективность, увязая в рутине повседневных забот и привычных обязанностей. Чтобы прописанная на бумаге идея обрела реальные черты в отдельно взятом лечебном учреждении, необходима ее постоянная подпитка изнутри со стороны руководства ЛПУ, чтобы заинтересовать персонал, сподвигнуть сотрудников на новые трудовые свершения во имя их же собственного блага и максимального комфорта для пациентов. Именно так произошло в «первой» городской с реализацией проекта по менеджменту качества медицинских услуг, который продемонстрировал сплоченность коллектива, его высокий профессионализм и готовность ответственно идти курсом перспективных перемен. Какие продуманные тактические ходы привели к формированию единой успешной стратегии, каким образом она претворяется в жизнь с учетом специфики оказания экстренной помощи и почему практически все разделы проекта так или иначе сегодня связаны со сдерживанием натиска COVID-19, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал заместитель главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Владивостокская клиническая больница №1» Олег Чеснаков.

владивостокская клиническая больница №1, Олег Чеснаков, ВКБ №1, Евгений Шестопалов

Кадровая политика - в приоритете

- Олег Вячеславович, представьте, пожалуйста общую картину проекта по внутреннему контролю качества, и какие акценты вы расставили при его реализации в ВКБ №1?

- В данном проекте есть разделы, которые направлены на повышение безопасности именно пациентов, а есть обеспечивающие защиту медицинских работников, всего их 11. Они тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и регулируют друг друга. А стержнем и цементирующей основой выступает концепция оптимальной модели оказания экстренной помощи по каждому из направлений. Наиболее актуальный на данный момент тематический блок, которому мы уделяем первоочередное и самое пристальное внимание - работа с персоналом, наращивание кадрового потенциала, без которого внутренний контроль качества просто теряет какой-либо смысл. В настоящее время это действительно глобальная проблема и приоритетная задача, которую мы решаем совместно с приморским минздравом. Мы прилагаем серьезные усилия, чтобы справиться с дефицитом врачей и медсестер, т.к. любые новые технологии и передовое оборудование, которые приходят в краевые учреждения здравоохранения, требуют сильных и квалифицированных человеческих ресурсов. Интересный момент - все обучающие циклы, которые мы проходили в рамках проекта, нацеливали нас, как из множества соискателей отобрать специалистов, способных его реализовать. А сложность как раз в том, что сегодня на региональных интернет-площадках по подбору персонала размещены вакансии с очень привлекательной зарплатой, даже выше, чем в среднем по России, но они, к сожалению, месяцами остаются невостребованными.

- Как вы решаете проблему кадрового дефицита на своем уровне?

- У нас есть утвержденные главным врачом собственные программы по кадровой политике и институту наставничества, которые в совокупности с социальными гарантиями и льготами для медработников, прописанными в соответствующем краевом законе, дают очень неплохие результаты. Также по данному направлению действует порядок работы кадровой службы и организационно-методического отдела, мы стараемся активно использовать возможности целевого обучения, участвуем в ярмарках вакансий. Все эти меры позволяют локально закрывать проблему нехватки специалистов на отдельных участках, но до ее окончательного систематического решения еще далеко, это вопрос долгосрочной перспективы. При этом проводится активная работа не только по привлечению новых сотрудников, но и сохранению имеющегося кадрового состава.

Специфика экстренной помощи в период пандемии

- Какие разделы проекта «отвечают» за борьбу с новой коронавирусной инфекцией и обеспечивают эпидемиологическую безопасность пациентов и персонала?

- Прежде всего, конечно, это санитарно-эпидемиологический раздел, согласно которому предусмотрено множество мероприятий, регламентирующих пребывание пациентов в стационаре, разделение их потоков, направление на плановую и экстренную госпитализацию, и пр. К примеру, существует прописанный порядок внутренней маршрутизации больных при подозрении на COVID-19 - им сразу делают ПЦР-анализ и в случае положительного результата переводят в ковидный госпиталь, который также работает на базе нашей больницы. А пока диагноз не подтвержден клинически, человека с симптомами ковида во избежание распространения инфекции и возможного заражения соседей по палате, врачей и медсестер, изолируют в специальном боксе или на провизорной койке в том отделении, где он получает стационарное лечение по своему профилю. При этом у персонала есть четкие инструкции, как действовать и правильно выполнять все необходимые предписания Роспотребнадзора до того, как пациента перевели в инфекционный госпиталь. Кстати, грамотно и оперативно организовать работу этой специализированной структуры нам также помогли мероприятия в рамках реализации проекта по внутреннему контролю качества. Речь идет о разработанных алгоритмах действий и стандартных операционных процедурах (СОП), которые сегодня есть по каждому направлению.

- Что они предписывают делать персоналу, в частности, работающему в инфекционном очаге?

- Соблюдение стандартных операционных процедур приводит к своевременной замене средств индивидуальной защиты, ускорению процесса диагностики ковида, грамотному, быстрому и безопасному обеспечению маршрута пациента внутри учреждения от приемного покоя до стационарной койки и назначения специализированного лечения. Статус больницы скорой медицинской помощи накладывает на нас определенные обязательства - мы должны принимать экстренных пациентов с любой патологией, которая может идти как сама по себе, так и служить маскировкой для коварной коронавирусной инфекции, вызывающей обострение хронических заболеваний. Поэтому мы часто по скорой помощи принимаем людей с одной проблемой и параллельно выявляем ковид. При поступлении в экстренном порядке мы не можем требовать у людей справку о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест. Данные правила применимы только к плановой госпитализации, и то частично - только в том случае, если ее отсрочка не приведет к резкому ухудшению состояния больного.

На страже хирургической безопасности

- Ваше медучреждение известно своей высокой оперативной активностью - этот аспект проектом как-то регулируется?

- Конечно, хирургическая безопасность - один из важнейших ключевых разделов проекта, т.к. у нас выполняет порядка 8 тыс. операций в год. Соответственно, нагрузка на оперблок идет колоссальная с учетом того, что два корпуса в свое время были перепрофилированы под инфекционный и провизорный госпитали. Там находились три операционные, которые пришлось временно законсервировать, но при этом нам удалось поддерживать хирургическую активность на прежнем высоком уровне. Мы были вынуждены кардинально перестроить работу профильной службы и в этом вопросе неоценимую помощь как раз оказал раздел по хирургической безопасности. Разработанные СОПы позволили обеспечить эффективную эпидемиологическую защиту пациентов и оптимальным образом распределить нагрузку между докторами.

- Вы проходили аудиторскую проверку экспертов Национального института качества Роспотребнадзора?

- Обязательно, причем эксперты приезжали трижды - с вводным и двумя промежуточными аудитами и дали много дельных и ценных рекомендаций в плане оптимальной организации лечебно-диагностического процесса, особенно по хирургическому разделу. Мы их приняли во внимание, что позволило сохранить объемы хирургической помощи для населения и не допустить увеличения очереди на плановую госпитализацию, тем самым избежав запущенных состояний и осложнений. Конечно, в 2020 году после введения временных ограничений на оказание плановой стационарной помощи ситуация была достаточно сложной. Кроме того, она усугублялась периодическими закрытиями отделений в связи со вспышками ковида согласно предписаниям Роспотребнадзора. Это вызвало серьезные отсрочки госпитализаций, которые мы компенсировали ударными темпами к концу года.

Вдохновить и увлечь коллектив

- Больница начинается с приемного отделения - вы реорганизовали работу данной структуры?

- Да, сейчас там идет масштабный ремонт, и мы опять же мы работаем в соответствии с рекомендациями экспертов Роспотребнадзора, благодаря которым ознакомились с передовым опытом других российских медучреждений, уже лицензированных в системе внутреннего контроля качества. В целом переход на клинические рекомендации ведомства для нашего лечебного учреждения оказался наиболее эффективен в местах, непосредственно и неразрывно связанных с осуществлением медицинской деятельности. Все, что прописано в проекте, мы делали в текущем рабочем порядке и до этого, просто сейчас эти процессы удалось формализовать, систематизировать, нормировать и упорядочить, привести в соответствие с современными едиными требованиями и стандартами, но при этом с учетом специфики нашей больницы и ее приоритетного экстренного профиля. По всем разделам сформированы рабочие группы, назначены ответственные лица, в основном это заведующие отделениями и старшие медицинские сестры.

Вообще проект больше ориентирован на систематизацию деятельности медицинских сестер - это его главный двигатель и самая активная часть. Администрация и доктора вырабатывают общую стратегию, а в повседневную практику ее претворяют золотые заботливые руки наших умниц медсестер и медбратьев. Также хочу отметить, что любые нарушения и несоответствия на каждом этапе лечебно-диагностического процесса фиксируются, после чего собираются рабочие группы, которые вырабатывают план мероприятий по их устранению. Иногда требуется просто дополнительный инструктаж или учеба.

- Насколько быстро удалось вовлечь коллектив в реализацию проекта, с какими трудностями при этом столкнулись, и когда запланировано прохождение итогового аудита?

- Самая большая трудность заключалась в том, чтобы убедить, заинтересовать, увлечь и вдохновить людей, которые работают в бешеном ритме, неимоверно устают и с понятной настороженностью воспринимают новые форматы, а тем более - необходимость потратить еще несколько часов дефицитного и драгоценного времени для их изучения и погружения в суть вопроса. Признаюсь - собирать коллектив и доносить эти смыслы до сотрудников было проблематично. Но когда речь заходила о разделах, напрямую связанных с их работой, они оживлялись и энтузиазмом включались в процесс. Особенно если специалисты видели, что все эти СОПы и алгоритмы реально улучшают качество медицинской помощи, облегчают их труд, снижают нагрузку, экономят время и сводят риск ошибок к минимуму. Что касается сроков, то когда мы только вошли в пилотный проект, то сразу обозначили трехлетний период его реализации. И это было мудрым дальновидным решением - для экстренной больницы данный отрезок времени стал оптимальным в плане ответственного и полного погружения коллектива во все организационные тонкости и нюансы. Таким образом, пройти заключительный аудит и получить лицензию Национального института качества Роспотребнадзора мы планируем в начале следующего года.






  Рейтинг: 4.38, Голосов: 13



Поделиться
2922
Личный кабинет