Ренессанс сельского здравоохранения Приморья
Сельская медицина Приморья расцветает на глазах - еще недавно унылые и обшарпанные здания районных больниц превращаются в оазисы современной медицинской помощи с высокотехнологичной цифровой начинкой, комфортными зонами ожидания и приветливым персоналом. Это результат целенаправленной ответственной политики краевых властей, глав поселений и руководителей медучреждений на местах, прямо заинтересованных в развитии и процветании родных ЛПУ. Один из ярких характерных примеров - КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», администрация которой сумела очень грамотно и разумно распорядиться выделенными бюджетными средствами, чтобы оптимальным образом внедрить бережливые технологии, модернизировать парк оборудования и провести масштабные ремонты. Какие организационные и структурные преобразования произошли здесь за последнее время, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач Анучинской ЦРБ Наталья Пашовкина.
На волне технического перевооружения
- Наталья Ивановна, чем можете похвастаться в плане приобретения актуальной медицинской техники?
- У нас очень хорошо обновился парк оборудования, за счет федеральных средств в конце 2018 г. мы приобрели современный цифровой маммограф. Это одна из последних моделей, в Приморье всего восемь таких аппаратов. А в прошлом году начала работать новая рентгенологическая установка, позволяющая без вреда для здоровья пациента получать четкое изображение, которое сразу выводится монитор компьютера. Также удалось существенно модернизировать операционную стационара, куда были закуплены новые столы, лампы и обеспечено обеззараживание воздуха при помощи бактерицидного рециркулятора «Тион». Хочу обратить внимание, что в 2020-м мы вошли сразу в две программы - новая модель организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь и цифровизация, которые вывели технологическую базу медучреждения на принципиально новый уровень.
- Что было сделано в рамках проекта бережливой поликлиники?
- Мы освоили порядка 8 млн рублей бюджетных средств, на эти деньги организовали открытую стойку регистратуры по типу ресепшн, два отдельных входа - для здоровых жителей и пациентов с признаками ОРВИ, зоны комфортного ожидания с мягкой мебелью и мониторами, по которым демонстрируются информационные видеоролики, посвященные профилактике онкозаболеваний и защите от CODID-19. При этом как таковых регистраторов не осталось - их заменили приветливые вежливые администраторы, которые всегда с улыбкой встречают пациентов на входе, решают все их вопросы и сопровождают до нужных кабинетов. А запись к врачам производится через портал госуслуг, инфомат или по телефону собственного call-центра. Также организована удобная внутренняя навигация с указателями и схемами расположения кабинетов, в холлах установлены электронное табло с расписанием работы всех специалистов, два инфомата (один для записи, второй - справочник услуг по ОМС), доска для предложений, пожеланий и замечаний. А кто захочет сделать это анонимно, есть специальный ящик, куда можно без афиширования личных данных опустить письмо со своими идеями, инициативами или критикой. В целом что было и стало - две огромные разницы, если раньше в поликлинике постоянно наблюдалось столпотворение, то сейчас сплошная красота, тишь да гладь: люди приходят по записи к своему времени, так что никаких очередей и скоплений народа.
Реорганизация во благо пациентов
- Как насчет цифрового будущего - оно для сельской медицины уже не за горами?
- Да, мы вошли в проект по цифровому контуру в 2020 году и до конца 2021-го должны закрыть его основные направления. Медучреждение уже практически полностью перешло на централизованную МИС «Барс», включая лабораторную службу, первичный прием терапевтов, стоматологию, частично - отделение узких специалистов. В ходе внедрения данного продукта возникают технические нюансы, которые отрабатываются нашим замечательным системным администратором в ручном режиме совместно с разработчиками МИС и специалистами ПК МИАЦ. Также необходимо учитывать, что в коллективе много возрастных сотрудников, которые с трудом осваивают новые цифровые форматы и нуждаются в дополнительном обучении. Самое главное - мы не плетемся в конце этого паровоза, не числимся в отстающих, а являемся крепкими середнячками. Кроме того, вводим в оборот электронные медицинские карты. Информационные технологии затронули и наши врачебные амбулатории, у нас их две - на расстоянии 46 и 56 километров от ЦРБ, и они постепенно вступают в цифровую эпоху. Здесь также нужно учитывать менталитет сельских жителей, для которых весьма проблематично освоение компьютера на уровне уверенного пользователя.
- Наверно, не миновали вас и ремонтные работы - где они проходили и что в итоге изменили?
- Мы сделали капитальный ремонт основного здания больницы, реорганизовав лечебное учреждение в плане расположения структурных подразделений. Если раньше в одном корпусе находился и стационар, и поликлиника, а в другом работала служба скорой помощи и хирургическое отделение, то сейчас все стационарные профили размещены в одном здании. На первом этаже - СМП и терапевтическая служба с отдельными шлюзовыми зонами в случае ухудшения эпидситуации. Хирургия теперь располагается на втором этаже, где был сделан очень хороший ремонт, выполнены все виды работ по отделке стен, потолка, пола и замене коммуникаций - систем электроснабжения, водоотведения и канализации. Плюс замена кровли и отделка фасада, оформление крыльца с пандусами для инвалидов, организация парадного выезда для скорой помощи. А первый этаж второго корпуса полностью отдан под поликлинику, которая преобразилась до неузнаваемости и приобрела современный вид, по уровню комфорта и сервиса не уступающий частным медцентрам. Многие приезжают и удивляются: неужели такое возможно в селе?!?
Тяжелый груз культурного наследия
- Куда же вы дели стоматологическую и лабораторную службы?
- Для стоматологии мы выделили зону второго этажа поликлиники, где располагаются ортопедический, хирургический и два лечебных кабинета. А лаборатория ранее находилась в арендованном помещении небольшого старого здания, но мы нашли хорошее решение и разместили ее в цокольном этаже стационарного корпуса. Сделали там ремонт, оборудовали вентиляцию, наладили взаимодействие между отделениями, в итоге выиграли все - и персонал, и пациенты. Кстати, так как здание освободилось, выходит существенная экономия по коммунальным платежам. Есть у нас еще одна болевая точка - третье здание, которое находится в крайне запущенном состоянии, но относится к объектам культурного наследия. Оно было построено японскими военнопленными и 100 лет назад стало местом проведения III съезда комсомола, о чем свидетельствует соответствующая табличка. В настоящее время задействована только часть этого П-образного исторического корпуса - в одном «плече» располагается рентген-служба, в другом складируются отходы класса «Б», а середина пустует. Мы уже получили предварительное устное согласие минздрава и минкульта, чтобы сделать здесь капитальный ремонт и разместить детскую поликлинику, сейчас готовим проектно-сметную документацию.
- Какая у вас укомплектованность штатов, есть ли дефицит кадров и кого из специалистов ждете в первую очередь?
- Врачами мы укомплектованы на 53,16%, средним медперсоналом - на 78,5%, но это с учетом всех ставок, есть совместители, которые позволяют закрывать основные потребности в специалистах. Мы с распростертыми объятиями возьмем в штат хирурга, сегодня на этой должности по совместительству работает врач-рентгенолог. Поэтому в операционной у меня временное затишье, проводятся только гинекологические вмешательства, а остальных пациентов мы отправляем на второй уровень в Арсеньевскую горбольницу. Также очень хочется увидеть еще одного терапевта и офтальмолога, но мы этого специалиста ждем по договору целевого обучения, девушка оканчивает пятый курс ТГМУ. А психиатр-нарколог придет к нам уже в августе после целевой ординатуры.
Ответственная прививочная кампания
- Как Анучинская ЦРБ прошла период пандемии новой коронавирусной инфекции?
- В самом начале эпидемии был внушительный поток пациентов, наши специально организованные инфекционные бригады работали до позднего вечера. В системе здравоохранения Анучинского округа два направления - юг и север, по каждому от рассвета до заката курсировали взрослая и детская бригады. Очень сильно полыхнуло в Арсеньеве, от которого нас отделяет всего 38 км, соответственно, у нас тоже наблюдался серьезный эпидемиологический очаг. Важно, что не было никаких перебоев с поступлением лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты. Своих пациентов везли сначала в ККБ №2, затем по мере открытия ковидных госпиталей - в Уссурийскую, Спасскую и Арсеньевскую городские больницы. Всего же за период пандемии у нас переболело свыше 1700 жителей.
- Диспансеризация после всех ковидных ограничений у вас возобновилась в полном объеме?
- Да, причем пройти ее можно всего за час! Сначала пациент заходит в кабинет, где принимают фельдшер-акушерка с медицинской сестрой, которая заполняет всю учётную документацию, проводит антропометрию. У пациента берется кровь для необходимых видов исследования. У женщин - мазок на жидкостную цитологию, здесь же делается ЭКГ, измеряется внутриглазное давление, затем уже в другом корпусе выполняется маммография и рентгенограмма, остается только получить заключение у терапевта, который при необходимости направляет на второй этап. Пройти диспансеризацию, а также профилактический и медицинский осмотр можно в любой день и в любое время - специалисты профкабинета полностью освобождены от других обязанностей.
- Где в вашем муниципальном районе можно сделать прививки от COVID-19, и как местные жители относятся к вакцинации?
- Прививочные пункты работают как в самой поликлинике, так и в фельдшерско-акушерских пунктах. Также мы организовали бригады, которые ездят по предприятиям и проводят вакцинацию. Сначала я и глава округа договариваемся с руководителем, приезжаем туда и обсуждаем проблему с коллективом, объясняем, зачем нужны прививки и как они действуют, отвечаем на все вопросы. Затем на объект направляется выездная бригада, которая в течение короткого времени вакцинирует сотрудников. В данном случае прививочным пунктом является фургон автомобиля, оснащённый по всем стандартам прививочного кабинета. При этом пройти иммунизацию в поликлинике можно в течение всего рабочего дня до 8 часов вечера. Конечно, население с большой осторожностью и опаской относится к прививкам против COVID-19, поэтому приходится постоянно проводить разъяснительные беседы, убеждать и доказывать, что «Спутник V» - абсолютно безопасная и крайне эффективная вакцина, не вызывающая осложнений и побочных реакций.
Специалисты предупреждают о третьей волне пандемии, поэтому не медлите, приходите, защитите себя и своих близких!