Искусные конструкторы человеческих тел
Являясь травмоцентром третьего уровня, КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» постоянно подтверждает свой высокий статус и сильные позиции на данном участке специализированной стационарной помощи. Все жители Приморья знают - в каждом из трех травматологических отделений «тысячекоечной» успешно и на самом высоком профессиональном уровне справятся с переломами костей любой сложности, вернут травмированного человека в строй качественно «отремонтированным». При этом главными инструментами специалистов ЛПУ выступает не современное цифровое оборудование, а их искусные умелые руки, способные творить настоящие чудеса. С 2015 года во «второй травме» ВКБ №2 начали заниматься эндопротезированием тазобедренных суставов - операциями по замене их компонентов имплантатами, которые имеют анатомически точную форму и позволяют выполнять весь объем движений. За это время доктора в прямом смысле поставили на ноги тысячи приморцев, подарив им возможность жить активной, полноценной и насыщенной жизнью.
На передовой травматологического фронта
Как подчеркивает заведующий «вторым» травматологическим отделением КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Роман Костив, специалисты ежедневно сталкиваются с переломами костей различной степени тяжести, включая свежие и застарелые, открытые и закрытые, со смещением и без, поперечные и продольные, косые и винтообразные, оскольчатые и компрессионные, единичные и множественные, сочетанные и комбинированные. Сюда везут пациентов из всех городов и районов Приморья, когда начинаются осложнения, либо если врачи на местах сразу понимают, что это тяжелый случай, справиться с которым под силу только владивостокским докторам больницы скорой помощи.
- Переводы из других стационаров края - достаточно частая практика, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru Роман Евгеньевич. - Каждый день привозят минимум одного-двух таких пациентов. Всего же в месяц к нам поступают порядка 100 человек, в среднем столько же и выписывается. Вмешательства по поводу переломов выполняются в оперблоке травматологии, в основном обходимся собственными силами, хотя иногда приходится приглашать сосудистых хирургов. При различных деформациях конечностей нередко повреждаются сосуды, и если мы имеем дело с очень сложным доступом, в частности, к тазовым костям через подвздошные артерии, то их помощь бывает неоценимой. Эти специалисты выделяют основные артерии, на которые распадется аорта, а я фиксирую перелом. Повредишь такую - практически 100-процентная вероятность ампутации ноги, гангрена развивается в течение двух-трех дней. В ситуации, когда сломанные кости таза угрожают целостности мочевого пузыря, зову урологов, главное при вмешательстве - не задеть расположенные рядом важные органы и системы, поэтому иногда совместная работа с коллегами бывает не просто желательной, а жизненно необходимой.
А в прошлом году второе травматологическое отделение на 60 коек полностью обновили, создав максимально благоприятные условия и для работы персонала, и для нахождения пациентов. Проведенный капитальный ремонт за счет средств краевого бюджета охватил палаты, коридоры, холлы, боксы, оперблок, сестринские и ординаторские комнаты, т.е. абсолютно все помещения службы. Помимо внешней отделки стен и потолков, сюда закупили новую мебель, установили современные кондиционеры и жалюзи на окнах, заменили кровати и прикроватные тумбочки в палатах - заведующий смеется, что только свой любимый старый стол удалось отстоять.
Непредсказуемые сюрпризы пандемии
Прошлый год стал серьезным испытанием для всех лечебных учреждений и медицинских служб региона, пандемия COVID-19 внесла свои существенные коррективы и в организационные форматы работы «второй травмы». Прием больных временно прекратился из-за вспышки ковида - здесь новой коронавирусной инфекцией переболела половина коллектива, включая заведующего. Также немало хлопот добавил ремонт, когда пациентов распределяли по пяти разным отделениям. И план по высокотехнологичным операциям удалось выполнить в самом конце года, заскочили буквально в последний вагон. Главное - успели, что позволило не допустить снижения объемов ВМП в этом году.
- Наверно, самым сложным было работать в полном защитном обмундировании, - признается Роман Евгеньевич. - В прошлом году у меня была пациентка после эндопротезирования и с осложнениями от тяжелого перелома, в рану попала инфекция. Подобные случаи требуют периодической санации и гигиенической обработки инфицированного участка. Параллельно у женщины диагностировали ковид, и каждый раз, чтобы почистить рану, мне приходилось сначала облачаться в защитный костюм, и только после этого обрабатывать руки и сверху надевать еще и хирургический стерильный халат. Во время процедуры движения сковываются, пот заливает глаза - ощущения не из приятных. Но по ходу операции этих неудобств и усталости не ощущаешь и не замечаешь - сказывается многолетний опыт, когда движения отработаны до автоматизма. И только после того, как работа сделана, понимаешь, какой ценой иногда она дается.
Кстати, в травматологическом отделении №2 нет дефицита врачей - попасть сюда среди профильных специалистов считается престижным и почетным. Штат докторов укомплектован полностью, тем более удалось набрать студентов, часть которых в прошлом году ушла в ковидные госпитали, а часть сама заболела новой коронавирусной инфекцией. При этом нехватка среднего персонала, как и в других лечебных учреждениях города и края, продолжает оставаться довольно острой - на 10 травматологов положено 30 медсестер, но по факту их только десять, вместо требуемого соотношения один к трем сейчас счет равный - один к одному.
Суставных дел мастера
Пожалуй, одно из главных достижений руководства «тысячекоечной» больницы в лице главного врача Вячеслава Глушко и коллектива травматологического отделения №2 за последние годы - неуклонное наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи, особенно в части эндопротезирования тазобедренных суставов. Старт данному направлению в ВКБ №2 был дан в 2015 году, и благодаря ответственной позиции и личному контролю руководителя ЛПУ оно прочно вошло в арсенал услуг профильной службы, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Тем более основная часть таких вмешательств выполняется либо в рамках госгарантий по полису ОМС, либо по линии федерального бюджета, а это возможность для жителей Приморья без каких-либо финансовых затрат избавиться от изнуряющих болей и вернуть своим суставам полноценную двигательную активность.
Чтобы данный вид ВМП выполнялся на достойном уровне, администрация Владивостокской клинической больницы №2 закупила для специалистов высококлассный силовой инструментарий, а оперблок травматологии оснастила хирургической рентгеновской системой С-дуга, новыми мощными лампами и столами. Также в парке оборудования «тысячекоечной» есть вся необходимая техника для полноценного и комплексного обследования пациентов, включая компьютерный томограф экспертного класса.
Материалы, из которых изготавливают современные протезы, обладают высокой прочностью и хорошей приживаемостью в организме человека. Поэтому срок их службы составляет в среднем 15-20 лет, а в некоторых случаях больные пользуются конструкциями до 30 лет, которые при износе заменяются новыми. Пока для травматологов это отдаленная перспектива, но в любом случае каждый протез проходит многоступенчатый контроль качества и соответствующую сертификацию. Показаниями к операции эндопротезирования выступают различные патологии и травмы суставного аппарата, которые привели к полной или частичной потере двигательных функций. Это все виды остеоартрозов и артритов, болезнь Бехтерева, асептический некроз головки бедренной кости, внутрисуставные переломы, в том числе шейки бедра, ложные суставы и их дисплазия, т.е. врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата.
- Нам из года в год выделяют все больше объемов ВМП, - делится заведующий вторым травматологическим отделением. - Квотами их именовать не совсем правильно, но пусть это понятное народное название останется в обиходе. Что касается высокотехнологичных вмешательств, включенных в базовую программу ОМС, то в прошлом году их было 400, федеральных квот нам дали 46, из них порядка 150 - по эндопротезированию. В наступившем году их планируется еще больше. А в 2015-м, на заре данного направления, это число не превышало одной-две в месяц. Кстати, только за январь-февраль я уже поставил 23 эндопротеза, цифра будет только увеличиваться, люди стали приезжать из других территорий, совсем недавно даже кореец из КНДР был с практически стершимся суставом. Прежде чем приступить к таким операциям, я прошел обучение на ведущих базах страны - в Санкт-Петербургском центре травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена, Новосибирском институте им. Я.Л. Цивьяна, Барнаульском центре эндопротезирования. Также несколько раз приглашали светил этого профиля к себе, которые давали здесь мастер-классы.
Ответственная социальная миссия
В начале прошлого года Роману Костиву пришлось ставить тазобедренный протез 97-летней жительнице Приморья - здесь сам возраст являлся серьезным противопоказанием к операции. К счастью, все закончилось благополучно - женщине успешно заменили тазобедренный сустав и вернули возможность ходить. Уже на седьмой день после вмешательства она начала перемещаться по палате с полной нагрузкой на обе ноги. Сама операция длилась полтора часа, пациентке было установлено изделие английской компании Smith&Nephew, которая входит в топ-5 эндопротезных производителей. В протезе головка относится к инновационным технологиям, она сделана из нового материала – оксиниума. Этот вариант металлокерамики позволяет существенно снизить скорость износа протеза, а его конструкция способствует профилактике вывихов и рецидивных травм.
- Прошло слишком мало времени с начала выполнения эндопротезирования, чтобы речь шла о повторных ревизионных вмешательствах, - обращает внимание Роман Евгеньевич. - Они считаются самыми сложными, и нам только предстоит их освоить в будущем. А установка первичных протезов не должна проходить тяжело и занимать много времени - в противном случае что-то идет не так. Я планирую предстоящую операцию до мельчайших деталей, учитываю множество самых разных нюансов - какими будут размеры всех имплантатов, какие инструменты подготовить на операцию, какое количество коллег привлечь, и т.д. Само вмешательство в среднем длится час-полтора, максимум два. У профессионалов, которые работают в ведущих центрах эндопротезирования, этот временной промежуток ограничивается одним часом. Я обычно привожу слова непререкаемого авторитета в области эндопротезирования, совершившего в ней революцию и признанного международным профессиональным сообществом главным хирургом-травматологом XX века, Мориса Мюллера, который говорил, что хорошее протезирование отличается от обычного тысячью разных мелочей. Я имел честь личного знакомства с этим удивительным доктором в 1998 году на своей первой международной конференции и с гордостью храню его автограф.
По словам Романа Костива, сейчас по всей стране внедряется утвержденная Минздравом РФ программа лечения «Перелом бедра 60+», согласно которой неотложное эндопротезирование должно проводиться всем пациентам с соответствующей травмой, достигшим этого возраста. К сожалению, без операции большинство сломавших шейку бедра умирают в течение года, а кто-то не перешагивает даже месячный рубеж вследствие пролежней и быстро присоединяющейся пневмонии. А шансов снова встать на ноги без эндопротезирования у таких людей почти нет. И сегодня травматологические отделения «тысячекоечной» больницы берут эту ответственную социальную миссию на себя, возвращают приморским жителям, в том числе пожилым, радость движения - благо, что опыт и квалификация докторов позволяют делать это на высоком профессиональном уровне.
А буквально накануне публикации данного материала у пациентов и коллектива отделения появился еще один повод для законной гордости за своего заведующего - в региональном минздраве подписали приказ о назначении Романа Костива главным внештатным травматологом Приморского края.
Редакция портала VladMedicina.ru поздравляет Романа Евгеньевича с новой ответственной должностью и желает доктору-виртуозу наикрепчайшего здоровья, новых успехов на профессиональном поприще и надежного семейного тыла.