Когда споро и скоро дело делается
В Приморье второй год продолжается реализация регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Приморского края на основе ЕГИСЗ». Он призван стать базовой платформой для достижения соответствующих целей и задач профильного национального проекта, а также создания условий для эффективного и массового использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере медицины. В частности, коллектив ПК МИАЦ к началу весны завершил фундаментальную часть работ по двум важным направлениям – переводу служб скорой помощи на единую информационную платформу в защищенном исполнении и замену информационной системы льготного лекарственного обеспечения ввиду окончания разработчиком поддержки и развития прежней ИС.
На волне модернизации СМП
Как рассказала корр. портала VladMedicina.ru руководитель ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова, эти два блока, с одной стороны, являются неотъемлемой частью проекта «Цифрой контур здравоохранения», с другой – вышли за его рамки, по объему решенных задач и потраченных средств выросли в самостоятельные направления. В части скорой помощи самым главным достижением стал тот факт, что на все станции СМП было установлено дополнительное серверное оборудование, а практически каждая бригада получила планшеты. Это позволило врачам и фельдшерам эффективно работать в рамках единого программного комплекса - СПО «ИСТОК-СМ».
- Несмотря на то, что это направление входит в проект по цифровому контуру, там почему-то не предусмотрено техническое оснащение служб СМП, - обращает внимание заместитель директора ГАУЗ «ПК МИАЦ» по информатизации Владимир Мазурчук. – При этом есть совершенно четкие требования к внедряемым системам, прописаны варианты доступа к ЭМК и интеграция МИС, взаимодействие скорой помощи с другими медицинскими сервисами субъекта при обслуживании вызова. Это, в частности, алгоритмы взаимодействия со стационарным и поликлиническим звеном, но, повторюсь, техническая составляющая отсутствует. Поэтому закрывать данный вопрос пришлось за счет средств краевого бюджета, и только благодаря оказанной финансовой поддержке от правительства Приморья мы смогли установить в службах «скорой» необходимое серверное и телекоммуникационное оборудование, также оснастили автоматизированными рабочими местами СМП в составе центральных районных больниц, практически все бригады получили планшеты. В целом была проведена большая работа по приведению всех сегментов краевой скорой помощи в соответствие с требованиями информационной безопасности, подключению к защищенной сети передачи данных, поставлены маршрутизаторы для увязки локальной вычислительной сети СМП с интернетом. Более того – реализована миграция на единую версию программного продукта на базе СПО «ИСТОК-СМ», чтобы интегрировать в нее все службы скорой помощи региона.
Специалист отмечает, что в процесс реализации этой непростой задачи возникли трудности с инфраструктурной составляющей служб СМП – где-то не был подведен канал связи, где-то элементарно отсутствовала локальная вычислительная сеть, что делало невозможным полноценное подключение сегмента. Учитывая сжатые сроки, такие технические препятствия серьезно осложняли работу. Но в итоге основные проблемы были благополучно закрыты, и этот проект действительно стал уникальным по объему решаемых задач и числу объектов, подлежащих информационно-технической модернизации. Это шесть отдельных краевых станций скорой медицинской помощи, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц с множеством подстанций, также 31 отделение СМП в составе приморских ЦРБ и Территориальный центр медицины катастроф.
Конечно, столь масштабная работа требовала помощи смежных организаций, поэтому исполнителей по контракту было несколько. И администрация ПК МИАЦ выражает искреннюю благодарность за неоценимый вклад руководителей скорой помощи, представителей Информационного центра и ПАО «Ростелеком». При этом было очень непросто грамотно скоординировать действия всех звеньев этой цепи, чтобы не страдала профильная деятельность главного фигуранта – самой СМП. И сегодня создана необходимая инфраструктурная составляющая для дальнейшего целенаправленного перехода всей службы на рельсы единой диспетчерской.
Не допустить социального взрыва
Что касается льготного лекарственного обеспечения, то в 2019 году завершилось использование предыдущей системы ДЛО, и требовалось в предельно сжатые сроки внедрить новую информационную систему. Буквально в течение двух месяцев, за январь-февраль было необходимо подключить весь край к актуальному программному обеспечению и наладить бесперебойную работу этого важнейшего для жителей региона сервиса. По словам Владимира Мазурчука, в прошлом году прекратила свою работу организация, которая занималась развитием и сопровождением прежней системы дополнительного лекарственного обеспечения. Без техподдержки и регулярного обслуживания она постепенно начала деградировать, перестала справляться со своими функциями, накапливались ошибки и системные проблемы, что исключало ее дальнейшую эксплуатацию. А это неизбежно привело бы к коллапсу всей структуры льготного обеспечения медикаментами населения Приморья.
Специалисты ПК МИАЦ в сжатые сроки провели анализ ситуации и нашли оптимальные технические решения, связанные с внедрением новой информационной системы от компании «Спарго» с использованием программных продуктов «еФарма2 Льгота Web» и F3TAIL. Информационная система состоит из двух блоков: один автоматизирует деятельность медорганизаций и министерства здравоохранения Приморского края в части сбора информации для определения потребностей пациентов и выписки рецептов, второй блок аптечный, который необходим непосредственно для автоматизации отпуска и складского учета лекарственных препаратов для льготных категорий граждан. Это аттестованная система с высокими требованиями к информационной безопасности, поэтому при внедрении ИС пришлось проделать большую организационную работу по приведению АРМ в лечебных учреждениях и аптеках в соответствие с данными требованиями. При этом первую линию техподдержки лечебных учреждений МИАЦ взял на себя.
- В целом я высоко оцениваю проделанную коллективом работу, - резюмирует Мария Волкова. – Конечно, не обошлось без технических нюансов, далеко не все проходило гладко и по намеченному сценарию, мы два раза откладывали запуск системы, но специалисты справились, преодолели все трудности. У нас были определенные опасения, что возникнут серьезные, требующие длительных финансовых и временных затрат проблемы, но существенных катаклизмов удалось избежать. В настоящее время идет отладка системы, устранение в режиме тонких ручных настроек отдельных недоработок, но самое главное, что пациенты получают по рецептам все необходимые лекарства. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции дефицит льготных медикаментов мог обострить и без того напряженную ситуацию в обществе и даже привести к социальному взрыву, а это был недопустимый вариант развития событий. Наша команда сработала слаженно и профессионально, за что им всем искренняя и глубокая признательность.
А в перспективных первоочередных планах на текущий год – совершенствование инфраструктуры ЛПУ, создание там автоматизированных рабочих мест с обеспечением информационной безопасности, созданием ЛВС, оснащением телекоммуникационным и криптографическим оборудованием в рамках проекта «Цифровой контур». Еще одна приоритетная задача, технологически связанная с предыдущей – внедрение во всех бюджетных учреждениях здравоохранения современной централизованной МИС «Барс», окончательный переход на которую должен быть завершен к началу 2022 года.