Как COVID душевному здоровью вредит

3820

Новый коронавирус SARS-CoV-2 подобно спруту запустил свои щупальца не только во все сферы жизни общества, но и добрался до тонких материй, растревожив и без того беспокойные умы наших сограждан. Сегодняшние реалии таковы, что болезнь укладывает на койки как обычных пациентов с симптомами вирусной инфекции, так и людей с подвижной психикой, имеющих в анамнезе те или иные душевные расстройства. Таким образом, COVID-19 выступает триггером для обострения психиатрических заболеваний, и его опасность в этом плане не стоит недооценивать. Поэтому профильные специалисты настоятельно рекомендуют: не позволяйте коронавирусу завладеть всеми вашими мыслями и временем, займитесь позитивными и полезными делами во благо ближних и во имя своего собственного психического здоровья.

 Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов

Сезонное обострение – сегодня факт

Как рассказал корр. портала VladMedicina.ru главный врач ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница» Максим Артамонов, вспышка COVID-19 стала сочетанным фактором для всплеска госпитализаций пациентов с душевными недугами. Во-первых, многие паникуют из-за боязни заразиться, во-вторых, режим длительной самоизоляции негативно влияет на психику людей, которым нечем себя занять. Человек, лишившийся заданного ритма жизни и вырванный из привычной среды, больше не видит знакомых ориентиров и теряет твердую почву под ногами. Все это вкупе развязывает внутренний узел проблем и выпускает дремавших демонов наружу, доводя людей до острых клинических состояний.

- Я неоднократно утверждал и повторял, что весеннее обострение психиатрических заболеваний – не более чем народный миф, - улыбается Максим Николаевич. – Современная психофармакология при помощи эффективных препаратов способна формировать длительные сроки ремиссии, поэтому сезонный фактор – пережиток далекого прошлого. Однако нынешняя ситуация с коронавирусом заставила меня пересмотреть свои убеждения, основанные на богатом опыте и многолетних клинических наблюдениях. Градус психоэмоционального напряжения резко вырос, весна-2020 действительно стала периодом выраженного обострения психиатрических заболеваний. Совершенно очевидно, что увеличение числа пациентов и обращений за профильной помощью обусловило распространение COVID-19 – и как результат опасения подхватить коронавирусную инфекцию, и в качестве следствия многодневной самоизоляции в стенах собственного дома.

Вспышка заболевания стала триггером, провоцирующим фактором – благополучно скомпенсированные пациенты, люди со стабильным психическим состоянием, которые находились в длительной ремиссии под амбулаторным наблюдением, вдруг в массовом порядке и очень быстро оказались в фазе обострения. Они практически молниеносно активизировались, как будто резко включился дополнительный источник питания. При этом я не могу судить о реальной картине – в психиатрическую больницу попадают граждане уже с крайними проявлениями и клиническими симптомами, а декомпенсация на бытовом уровне чаще всего остается вне зоны нашего внимания. Но тревожная тенденция однозначно налицо. Эти люди с особенностями характера и склада личности от безделья начинают засорять интернет абсолютно бессмысленными, взятыми из нездоровой головы, а поэтому порой очень опасными комментариями, мнениями и оценками. И я как специалист сразу вычисляю «своих» клиентов. В любом случае феномен длительной изоляции как фактор эскалации душевных расстройств еще станет объектом всестороннего и глубокого изучения и анализа.

Карантин в КНР и России – большая разница

При этом врач-психиатр обращает внимание на необходимости ответственно относиться к требованию властей временно посидеть дома – это одно из обязательных условий сдерживания распространения COVID-19.

- Самоизоляция – вещь полезная с точки зрения эффективной профилактики инфекции, - соглашается Максим Артамонов. - Обычно карантин вводится на срок инкубационного периода заболевания, но с такой пролонгированной ситуацией наша страна, да и весь мир в современной истории сталкивается впервые, прецедентов еще не было. Культура и менталитет россиян таковы, что нам претят какие-либо запреты и ограничения, а жесткая дисциплина и подчинение требованиям властей, как в азиатских странах, отсутствуют. Несмотря на режим самоизоляции, я езжу на работу и с работы в пробке, наблюдаю массу праздно гуляющих людей. Население не отказывает себе в удовольствии отправиться на шашлыки, устраивать массовые пикники на природе. Это неправильно, недальновидно и безответственно.

У меня многие знакомые живут в Китае – там жителей посадили на жесткий месячный карантин, при этом никто не протестовал. К примеру, в городе Шеньчжень под Гонконгом выход из дома – один раз по пропуску за продуктами, за вторую попытку могут отвести в участок и оштрафовать, любой постовой полицейский измеряет температуру, все без исключения ходят в масках. Единственное, подданные Поднебесной начали возмущаться, что они не могут получить письма и посылки – так власти установили большие почтовые контейнеры возле домов и обнесли территории забором. Затем все эти меры начали поэтапно смягчать, разрешили посещать кафе и кинотеатры, через неделю жизнь там вошла в привычное русло. Я к тому, что любые проблемы решаемы при продуманном и грамотном подходе.    

Не превращайте жизнь в «День сурка»

Чтобы не сойти с ума в четырех стенах, специалист советует посвятить свободное время добрым и полезным делам, заняться творчеством и самообразованием. Главное, что нужно сделать – научиться жить без конфликта с самим с собой, чередовать умственную и физическую активность, а вынужденное безделье обратить во благо. И здесь крайне важно не брать в союзники трех главных врагов свободной независимой личности – телевизор, интернет и алкоголь.

- Конечно, это во многом идеальная, утопическая модель – мы живем в реальном мире и имеем дело с людьми, которых никогда не учили разумно и гармонично организовывать свободное время, распорядок дня и заниматься психоэмоциональной гигиеной. В свое время ученые проводили эксперимент – помещали человека в пустое пространство, изолировав его от всех звуков и внешних сигналов, и в таких условиях сенсорной депривации испытуемый быстро начинал слышать посторонние голоса и демонстрировал все признаки серьезного психического расстройства. А если смотреть все выпуски новостей и передачи, где говорят только о коронавирусе, постоянно сидеть в интернете и комментировать ситуацию, при этом регулярно заправляясь спиртным – и у нормального человека крыша поедет. Чего тогда говорить о спецконтингенте, для которого достаточно маленькой искры, чтобы из тлеющих угольков раздуть пламя душевной болезни. Человек с подвижной психикой, изолированный в замкнутом пространстве, начинает раскладывать в голове бесконечный пасьянс – кто виноват и что делать, а так как внятных ответов на эти вопросы нет, предохранители перегорают. Но при этом ему важно чувствовать себя сопричастным этой глобальной истории, вести активную агитационную деятельность в соцсетях и блогосфере.

По большому счету власти должны были заранее позаботиться о том, чтобы создать механизмы заполнения свободного времени, особенно в провинции. Люди так устроены – если перед ними будут постоянно ставить какие-то задачи, предлагать широкий спектр досуговых мероприятий, им будет достаточно комфортно в социуме. Но оказавшись запертым дома, они понимают, что заняться нечем – ни творческой фантазии, ни интересов, ни знаний, ни умений. Очень жаль, что запретили заниматься спортом, закрыли стадионы – мне кажется, это избыточная мера, пробежки на свежем воздухе вряд ли будут способствовать распространению коронавируса. Длительная изоляция – вещь опасная, способная привести к нервному срыву, и в конечном счете - к госпитализации в психоневрологический стационар. Существует ряд заболеваний, которые проявляются только в критических ситуациях – человек может жить обычной жизнью и не знать о своем душевном недуге. Но происходит какой-то толчок, импульс, в данном случае – вынужденный карантин, и маховик раскручивается. Поэтому надо заниматься саморазвитием и самообразованием, читать книги, осваивать новые виды деятельности и превращать их в хобби. Вырвитесь из привычного зацикленного круга «дом – семья – работа – гараж», не делайте из своей жизни сценарий фильма «День сурка», а пишите собственный – яркий, разнообразный и красочный. Выбор всегда за вами. Не доводите проблему до крайности, когда помочь сможет только врач-психиатр, и без серьезной медикаментозной терапии обойтись не получится.

Под неусыпным эпидконтролем

В самой Краевой психиатрической больнице к наплыву пациентов готовы всегда, однако вспышка коронавируса внесла коррективы в деятельность медучреждения – госпитализация плановых больных временно приостановлена, служба ориентирована только на экстренный прием. Также запрещены посещения родственников и передача продуктов, но те, кто уже находится на койках стационара, чувствуют себя спокойно и в безопасности – кормят здесь хорошо, а персонал принимает все необходимые профилактические меры для создания благоприятной эпидемиологической обстановки.

- Паники и волнений среди наших пациентов нет, хотя они, конечно, в курсе ситуации и тоже ее обсуждают, - отмечает главный врач ККПБ. – А мы со своей стороны обеспечиваем им комфортное пребывание в палатах и эпидемиологическую безопасность. Сотрудники в обязательном порядке работают в одноразовых халатах, масках, шапочках и бахилах, все помещения и рабочие поверхности регулярно моются и обрабатываются дезсредствами, в каждой палате установлены рециркуляторы воздуха, пациентам и персоналу постоянно проводится термометрия. Другими словами, делаем все возможное, чтобы свести к минимуму риск заражения внутри больницы.

И не стоит забывать - несмотря на реальную опасность COVID-19 и необходимость тщательно соблюдать гигиенические меры, вирус чаще всего все-таки в головах. Поэтому профилактика социально-психического здоровья важна не меньше, чем физического.

Врач-психиатр сомневается, что SARS-CoV-2 обогатит словари и пособия по психотерапии – по его наблюдениям, у пациентов просто обостряются привычные для них мании и фобии, не формируя каких-то новых провоцирующих образов и моделей поведения, вызывающих когнитивные расстройства. Т.е. никто коронавирус в структуру бредовых идей не включает. Однако Максим Артамонов убежден: пандемия в любом случае станет причиной для защиты ряда кандидатских и даже докторских диссертаций, посвященных изучению феномена длительной изоляции в качестве актуального фактора для быстрого прогрессирования психиатрических заболеваний.

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 11



Поделиться
3820
Личный кабинет