Всегда уверенный ответ на любые вирусные угрозы
Удивительный и коварный микромир вирусов и бактерий таит еще немало загадок и тайн, которые предстоит раскрыть современным ученым и их потомкам. Но уже сегодня человечество научилось распознавать тысячи микроорганизмов, представляющих опасность для населения Земли, чтобы эффективно им противостоять. Здесь незаменимым звеном и шлюзовым карантином между тем миром и нашим выступают бактериологические лаборатории, сотрудники которых стоят на страже биологической безопасности нации. На уровне лечебно-профилактических учреждений они обеспечивают своевременное выявление возбудителей микроорганизмов в биоматериале и определяют их чувствительность к антибиотикам.
Какими для достижения этих целей кадровыми и техническими ресурсами располагает баклаборатория ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» Приморья, насколько актуальна ее роль в современных реалиях, и почему новый проект по контролю качества и безопасности медицинской деятельности стал отправной точкой для решения еще более глобальных задач, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала ее заведующая Ольга Жаворонкова.
Из НИИ – в практическую медицину
- Ольга Борисовна, как давно вы возглавляете лабораторную службу и почему выбрали именно этот профиль?
- Я в профессии уже больше 40 лет, после окончания Владивостокского государственного мединститута год проработала в Институте эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова, и в 1977-м окончательно ушла в практическое здравоохранение – сюда, в Больницу рыбаков. Когда пришло время выбирать дорогу в жизни, точно знала, что не хочу быть преподавателем, не было и особой тяги к точным наукам. Но в школе хорошо шли биология и химия, поэтому я решила стать врачом, поступила на медико-профилактический факультет ВГМИ, и в институте, начиная со второго курса меня увлекла микробиология, я с энтузиазмом посещала научный кружок под руководством замечательного профессора Евгении Горбуновой.
- А в НИИ Сомова попали по распределению?
- По распределению мне светил БАМ, но так как на последнем курсе вуза я стала молодой мамой и родила сына, то воспользовалась правом свободного трудоустройства. Учитывая мое увлечение микробиологией, взяли в НИИ, откуда я ушла уже младшим научным сотрудником с годичным опытом работы в ведущем научном институте Дальнего Востока. В Больнице рыбаков освободилось место врача-бактериолога, а я мечтала именно о практической работе в лечебном звене. В 1989 году стала заведующей всей клинико-диагностической лабораторией ККБ №2, а с прошлого года веду только бактериологическое направление.
- Вы в КДЛ уже 42 года – насколько далеко шагнули методы лабораторных исследований за это время?
- Конечно, в масштабах нашего профиля произошел космический прогресс, в последние годы появились анализаторы, о которых на заре своей деятельности мы не то что мечтать – представить их не могли. Главное, что вся эта передовая техника встает на службу практического здравоохранения и лабораторий, в частности – руководство страны и региона действительно обращают самое пристальное внимание на медицину и необходимость внедрять в нее современную аппаратуру и технологии.
Мы уже начинаем забывать, что многие параметры еще недавно считали вручную, а это не лучшим образом отражалось на скорости и качестве исследований. И если раньше, к примеру, по номенклатуре биохимических анализов было пять-семь видов, то сегодня их количество исчисляется сотнями.
Оснащение по высшему разряду
- Какие основные виды исследований выполняются в бактериологической лаборатории и в каких целях?
- У нас на широкую ногу поставлены бактериологические и иммунологические исследования, число которых выросло в три раза, смотрим белковые фракции, электролиты, большое значение для диагностики системы гемостаза и определения уровня свертываемости крови имеет коагулология. По большому счету, наша основная задача –выявлять все существующие виды опасных и патогенных для человека микроорганизмов и вырабатывать эффективную стратегию рационального приема антибиотиков.
В частности, проводим диагностику лихорадки Денге, менингококка, холеры, ротавирусной и норовирусной инфекций, вызывающих тяжелые для здоровья последствия. Мы обеспечиваем потребности в качественных анализах как все отделения стационара, так и поликлинику. Кстати, когда в 1987 года в п. Рыбачьем была вспышка холеры, вся нагрузка по выделению ее возбудителей легла на нас. Я тогда впервые увидела чистую культуру своими глазами, для специалиста это большая удача, уникальный опыт. Также стояли на передовой по ликвидации очага сальмонеллеза в ресторане «Океан».
- Чем оснащена ваша служба и насколько часто обновляется база оборудования - можете похвастаться актуальными приобретениями?
- У нас очень достойный иммунохимический анализатор ARCHITECT i2000SR,который обеспечивает максимальную пропускную способность до 200 тестов в час. Он смотрит и выявляет весь спектр гормонов, гепатиты, TORCH-инфекции, куда входит корь, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, и пр. Работать на нем – одно удовольствие, это быстрый, надежный и производительный аппарат. А в ноябре прошлого года мы получили новый бактериологический анализатор – это вообще сказка! Он точно и оперативно диагностирует любые виды возбудителей пневмоний, раневые инфекции. В течение суток мы получаем исчерпывающий ответ – и с каким микроорганизмом имеем дело, и каким антибиотиком на него необходимо воздействовать. Это особенно актуально для больных, находящихся в реанимации.
Все полученные данные по выявленным возбудителям мы передаем врачу-эпидемиологу и клиническому фармакологу, и если это резистентные, т.е. устойчивые к антибиотикам виды, то он подбирает наиболее эффективный антимикробный препарат. В этом и заключается основной смысл работы по обеспечению биологической безопасности. А что касается клинико-диагностической лаборатории в целом, то и там оснащение на высшем уровне - в парке оборудования есть современный коагулометр, отличные биохимический и гематологический анализаторы.
Всегда корректные и адекватные результаты
- К возможной атаке нового коронавирусаCOVID-2019 готовы?
- На решение этой задачи сегодня брошены все силы, главной ответственной структурой назначен Роспотребнадзор, и я знаю, что в приморское управление уже поступили российские тест-системы длявыявления нового коронавируса, определен алгоритм его лабораторной диагностики. Мы со своей стороны направляем в лабораторию ведомства материал для анализа, в частности, к нам на лечение поступил гражданин КНР, который первым делом будет лабораторно обследован навесь перечень возможных возбудителей ОРВИ, включая новую коронавирусную инфекцию.Сегодня вся диагностика проводится в одном месте, и я считаю, что это правильно – в любом случае край находится в состоянии повышенной эпидемиологической готовности на всех уровнях, ситуация взята под контроль.
- Больница рыбаков одной из первых в регионе вступила в проект по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности – лабораторное направление в нем учитывается?
- Обязательно, и оно как раз заключается в тесном контакте между бактериологической лабораторией и эпидемиологической службой, о котором я уже упоминала. Мы, в частности, определяем, насколько эффективными являются закупаемые дезинфектанты - химические средства неспецифического действия, которые применяются для обработки помещений, оборудования и различных изделий медицинского назначения.И если мы выделяем в биоматериале пациента патогенный микроорганизм, то выясняем, к какому дезинфектанту он будет чувствителен, чтобы как можно быстрее его ликвидировать, вывести из окружающей среды. Я уже не говорю о мытье рук и других элементарных гигиенических процедурах.
И второе основное направление – определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Этот актуальный аспект также реализуется на волне плотного взаимодействия между лечащим врачом, эпидемиологом и лаборантом. Плюс, конечно, внутренний контроль качества исследований на всех этапах, мы участвуем в федеральной системе, и неизменно, из года в год подтверждаем свои высокие показатели.
Достойная выращенная смена
- Своим персоналом довольны, с поставленными задачами они справляются?
- Всего в штате КДЛ 28 сотрудников, и он процентов на 40 омолодился, пришли новые перспективные кадры. Я являюсь председателем аттестационной комиссии Владивостокского базового медколледжа, принимаю экзамены и подбираю грамотную молодежь. Пришли две девушки – медицинские техники, одна в КДЛ, вторая ко мне в бактериологию. Я ими довольна, это ответственные, целеустремленные, и, что важно, обучаемые и заинтересованные в дальнейшем росте специалисты. А в нашем небольшом, но очень дружном коллективе баклаборатории – два врача и четыре лаборанта. Они мои верные и надежные коллеги и соратники, настоящие профессионалы и подвижники своего дела, мы понимаем друг друга с полуслова.
- Вы ушли с должности заведующей КДЛ в прошлом году – подготовили на это место достойную замену?
- Да, новая заведующая КДЛ выросла из лаборантки, и я приложила к этому свою руку, у меня был личный интерес найти себе смену, человека, которому можно было доверить лабораторную службу. И ее ступени профессионального роста впечатляют – после того, как поработала лаборанткой, сначала окончила биофак, а следом и химико-медицинский факультет. И когда я уходила в отпуск, уезжала на учебу, всегда ставила ее временно исполняющей обязанностей руководителя, и она меня никогда не подводила. Так что своей протеже искренне горжусь, я ее целенаправленно готовила себе на замену, и мы работаем в эффективном тандеме.
- Вы находите понимание и поддержку в лице администрации больницы – руководство идет навстречу, и есть ли какие-то пожелания по обновлению парка оборудования?
- Скажу честно, без намерения польстить – я на своем рабочем веку перевидала многих руководителей, но впервые с приходом Светланы Бениовой мы получили более чем ощутимую и существенную поддержку в плане приобретения современного актуального оборудования. Я недавно составляла отчет, где расписывала, когда какая аппаратура поступала, так перерывов в поставках не значится – 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы идут подряд.Что касается пожеланий, то они будут всегда – постоянно чего-то не хватает и хочется большего. У нас давно устарело оборудование для проведения ПЦР-анализа, которое закупалось еще по нацпроекту «Здравоохранение» в 2007 году. Заявку оформили, и руководство обещает ее исполнить. Также мечтаем о современных светопольных профессиональных микроскопах с оптикой высокого класса для проведения цитологических исследований. Но все это мелочи, нюансы – я в последние годы с таким энтузиазмом иду каждое утро на работу. У меня как у специалиста душа поет и радуется, хочется жить и трудиться, а это главное!