Эпидобстановка – под неусыпным контролем

2570

Детское инфекционное отделение «тысячекоечной» больницы – структура особая. Это надежный щит, первая линия обороны от различных вирусов и бактерий, непрерывно атакующих неокрепшие организмы маленьких пациентов. Служба свыше сорок пять лет работает в экстренном режиме, принимая деток в любое время суток. И тем более обидно бывает врачам, когда их самоотверженный благородный труд не находит должного отклика у родителей, обесценивается их безответственным отношением к собственным детям и врачам, которые прилагают все усилия, чтобы вернуть им здоровье. 

Как в сегодняшних непростых условиях работает медицинский персонал, насколько полноценно обеспечивается профильная медицинская помощь и на какой материально-технической базе, в интервью порталу VladMedicina.ruрассказала заведующая детским инфекционным отделением КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Наталья Бурма.

Владивостокская клиническая больница №2, педиатрия, Наталья Бурма, ликбез 

Колоссальная нагрузка на врачей

- Наталья Владимировна, какова структура отделения и сколько коек в вашем распоряжении?

- Детское инфекционное отделение  было открыто в 1975 году, как самостоятельная больница, так что в этом году нам исполняется 45 лет! В 1978  вошло в состав вновь открытой больницы СМП (ныне КГАУЗ «ВКБ №2»). Это единственная в Приморском крае специализированная служба, вее структуре – два отделения, расположенных в двух отдельно стоящих  корпусах, построенных по типовому проекту. Первое рассчитано на 90 коек, здесь проходят лечение пациенты с воздушно-капельными инфекциями: вирусными заболеваниями, экзантемами, сыпью, скарлатиной, нейроинфекционными патологиями. Во втором также 90 коек, здесь мы имеем дело с кишечными и природно-очаговыми инфекциями, гепатитами. 

Итого общий коечный фонд – 180 мест, плюс палата реанимации и интенсивной терапии на три койки, но при необходимости мы можем увеличить их число до шести. И если ребенок тяжелый, к его спасению подключаются специалисты реанимационного отделения «тысячекоечной» больницы. Также мы постоянно взаимодействуем и консультируемся с сотрудниками кафедры педиатрии ТГМУ. Приемный покой работает в круглосуточном режиме, врачи дежурят без праздников и выходных, и так – каждый день, все 45 лет.

- Какое число детишек проходит через ваше отделение ежегодно?

- В прошлом году стационарное лечение получили порядка 10 тысяч маленьких пациентов. При этом есть так называемые отказные больные – те, которые обратились за помощью, но в дальнейшем от нее либо отказались родители, либо отсутствовали показания к госпитализации. Это еще около 600-800 детишек. Поток огромный, мы работаем с колоссальной нагрузкой. Каждый четвертый пациент всей «тысячекоечной» больницы –наш и проходит через детское инфекционное отделение.

- Дефицит кадров испытываете, или докторов и медсестер хватает для оказания качественной и доступнойпрофильной помощи?

- Конечно, при таких объемах и нагрузках специалистов не хватает – как врачей, так и медсестер. Но такая ситуация сложилась, как в здравоохранении Приморского края, так по всей РФ. Молодые специалисты после окончания университета уходят в частные клиники, стоматологию, косметологию, где нет такой нагрузки и плановый характер работы.В нашем отделении острый кадровый голод ощущается прежде всего в отношении среднего медперсонала. К сожалению, сотрудники от нас уходят – эта работа катастрофически теряет свой престиж, хотя лет 10-15 назад труд в нашем отделении считался почетным и уважаемым делом.

Сейчас в связи с проблемами в здравоохранении идет серьезная поддержка первичного звена здравоохранения (амбулаторно-поликлинического), куда вливаются очень серьезные бюджетные средства.  На  стационары, где оказывается специализированная помощь, пока такие преференции не предусмотрены. Средний возраст врача-инфекциониста в отделении – 67 лет, молодежи практически нет, хотя сегодня мы очень рады, что вышли из декретного отпуска наши молодые грамотные врачи, и ситуация немного выравнивается. Но эта капля в море: по штатному расписанию каждый день должны выходить девять докторов, фактически же работают три-четыре.

Милосердие больше не в чести

- Расскажите, пожалуйста, о порядке и путях госпитализации в инфекционное отделение – как к вам попадают дети?

- К нам может обратиться любой больной – по направлению из поликлиники по месту жительства, по линии скорой помощи или самотеком. Т.е. если у ребенка очень высокая температура, и другие серьезные симптомы, его родители могут привести сами. Мы никогда никому не отказываем – пациента обязательно осмотрит врач, и если есть у пациента инфекционное заболевание и показания к госпитализации, он тут же будет направлен на круглосуточную койку. В случае непрофильного диагноза мы в зависимости от заболевания отправим его в другой стационар города. В любом случае отказов на этапе приемного отделения у нас не бывает.

- А как ведут себя сегодня родители – в их лице вы находите поддержку или напротив, непонимание?

- Я хочу сказать, что бешеная нагрузка на врачей ложится не только потому, что заболевание у ребенка тяжелое, но и по причине непонимания со стороны родителей специфики нашей работы, неуважения к нашему труду. Они очень часто не выносят ожидания в очереди, считают, что их ребенку помощь должна оказываться в первую очередь, несмотря на то, что рядом находятся дети в более тяжелом состоянии. Крайне негативно большинство родителей стали относиться к детям, госпитализированным из социальных учреждений – детдомов и интернатов. Они скандалят и требуют выселить этих детей  из палаты. 

Я на должности заведующей уже 35 лет и никогда раньше такого не наблюдала – наоборот, родители  благополучных семей всегда поддерживали сирот, дарили им игрушки и разные вкусности, приносили вещи. Сейчас я не вижу в их душах милосердия и сострадания, люди очерствели, замкнулись на собственных проблемах и не желают сделать хотя бы маленький шажок, чтобы помочь  ближнему. Конечно, я говорю не обо всех: кто-то терпит, кто-то относится к этому спокойно, но эта печальная тенденция, к большому сожалению, есть. Мы пытаемся убеждать, уговаривать, взываем к совести, добросердечности и порядочности, но очень редко наши слова достигают цели.

Коммунальные удобства – в каждой палате

- Но хотя бы лечебному процессу не мешают?

- И это не редкость. Раньше врач, тем более детский был непререкаемым и неприкасаемым авторитетом, ему верили безоговорочно. Сегодня родители учат нас, как нужно лечить… Они считают, что разбираются в этом лучше, чем мы, отдавшие любимому делу десятки лет своей жизни. И что самое грустное, они в этих своих откровенных заблуждениях упрямы и искренни. К этому антиврачебному движению подключаются бабушки, другие родственники, знакомые, отнимают у и так сверх занятых докторов драгоценное время, требуют объяснять каждый шаг и каждое назначение. 

Мы устали повторять, что у нас существуют стандарты лечения и клинические рекомендации, от которых мы не имеем права отступать. И если у ребенка пневмония, предусмотрена строго определенная тактика лечения и схема приема препаратов. В итоге родители требуют больше внимания к себе, а не своему больному малышу. И не дай бог отмахнуться, сослаться на загруженность – тут же начинаются звонки и жалобы в вышестоящие инстанции. Врачи уходят домой поздно, полуживые, при этом основные силы тратят не на помощь ребенку, а на объяснения со всем кругом его родственников по очереди. 

По этому поводу приведу пример из личного опыта - мой муж в тяжелом состоянии лежал в отделении реанимации южнокорейской клиники. Когда я попыталась выяснить диагноз и нюансы терапии, мне очень вежливо, но твердо ответили: все вопросы зададите лечащему врачу при выписке, а лечебный процесс – наша забота и ответственность. И больше со мной никто не разговаривал, невзирая на мои врачебные заслуги и опыт. А когда супруг выписывался, лечащий врач действительно все подробно рассказал и объяснил, и мы расстались к полному взаимному удовольствию. Когда и у нас будет так, доктора смогут вздохнуть свободно и лечить более эффективно и оперативно.

- Кто из родственников имеет право круглосуточно находиться с ребенком в инфекционной палате, и что необходимо брать с собой в случае госпитализации?

- Только один из родителей или законных представителей, на это счет есть строгие приказы и инструкции. Мы не располагаем достаточными площадями, чтобы вместить всех желающих. Хотя условия у нас на самом деле достойные, приморским родителям грех жаловаться – мы посещали детские больницы Санкт-Петербурга, и они по условиям пребывания нашему отделению сильно проигрывают. В каждой палате – унитаз, раковина, ванна, бесперебойное горячее водоснабжение. А брать на госпитализацию ничего не нужно, кроме необходимых средств личной гигиены. У нас есть холодильники, где хранятся передачи, детское питание и медикаменты. 

Насчет передач требуются отдельные пояснения – несут все, что попало, в том числе продукты, категорически запрещенные в инфекционном отделении. Родители думают, что их детей здесь кормят недостаточно хорошо и правильно, поэтому считают своим долгом принести пиццу, гамбургеры и другие изделия фастфуда, которые и для здорового ребенка – яд. Перечень запрещенных продуктов находится в открытом доступе везде – в приемном отделении, в каждой палате, но он традиционно игнорируется. Еще одно несомненное и неизбежное зло – сотовые телефоны, которыми мамы опять же заняты больше, чем уходом за собственными детьми. Врачи совершают утренний обход, беседуют с пациентами, а мамы в это время обсуждают свои дела по телефону или на полной громкости смотрят какие-то ролики.Я не хочу брюзжать и жаловаться, но уровень культуры родителей объективно стал ниже, у меня есть возможность сравнивать и делать выводы.

Питательное меню на любой вкус

- А питание на самом деле достаточное и полноценное и можно ли заказать специальное диетическое меню?

- Хочу обратить внимание, что диетическое питание мам детей до четырех лет, которые находятся по уходу  бесплатное. Деньги, выделяемые на питание  небольшие, но нам удается обеспечить полноценное четырехразовое питание. Каждый день на обед суп или борщ на выбор, обязательно рыба, курочка, крупы, яйцо, сыр, булочка, сок. Со старшими детьми родители либо оплачивают свое питание, либо могут питаться в коммерческих буфетах, которые открыты городом на территории больницы.  Диетическое больничное питание включает: общий стол, стол для гастроэнтерологических больных, пациентов с кишечными инфекциями, свой стол  для диабетиков. 

Если ребеночек тяжелый и у него сочетанная патология, существует возможность составить персональное меню и получить индивидуальные блюда. У нас в штате работает врач-диетолог, который подбирает оптимальный сбалансированный рацион в каждом отдельном случае. А неправильное питание, так любимые родителями майонезы, шашлыки и кетчупы вызывают целый букет опасных недугов, детки уже с раннего возраста страдают хроническими гастритами, поступают к нам с желудочно-кишечными кровотечениями.

- Имея за плечами 35-летний опыт работы в инфекционном отделении, можно говорить о каких-либо тенденциях заболеваемости, как менялась ее картина?

- Если раньше в структуре заболеваемости преобладали кишечные бактериальные  инфекции – дизентерия, сальмонеллез, то в последние годы их вытеснили вирусные. Сегодня тон задают ротавирусная и норовирусная инфекции, их разновидностей очень много. Энтеропатогенная кишечная палочка вызывает гемолитико-уремический синдром, который зачастую приводит к острой почечной недостаточности. В 2012 году по этой причине погибло четверо детишек. Слава богу, в настоящее время у нас в городе появился новейший аппарат «Искусственная почка» для гемодиафильтрации в КДКБ №1, который помогает лучше справиться с этим грозным осложнением. В случае этого заболевания мы незамедлительно отправляем маленьких пациентов в детское нефрологическое отделение КДКБ №1. 

И последняя актуальная тенденция – пневмония, особенно ее тяжелые атипичные формы. Мы имеем дело с лейкоплазменными и хламидийными пневмониями, очень трудно поддающимися лечению, остаются бичом пневмококковая и стафилокковая пневмонии. Также очень широко распространилась герпетическая инфекция, ею инфицированы практически все дети. Она вызывает серьезную иммунодепрессию организма, и ребенок становится уязвимым для всех других инфекционных заболеваний. При этом меньше стало клещевых энцефалитов, в этом плане эпидемиологическая ситуация намного спокойнее, чем раньше.

Надежный щит против вирусов

- С лекарствами проблем нет?

- В целом нет, и  если изредка и возникают минимальные задержки и перебои с обеспечением необходимых медикаментов, то эти вопросы быстро решаются. Руководство стационара в лице Вячеслава Глушко всегда идет нам навстречу во всех наших пожеланиях. У нас отличная служба  клинических фармакологов, которые консультируют врачей отделения, и обеспечивают рациональное и эффективное использование лекарственных средств.

- Произойдут ли какие-то изменения в этом году по улучшению условий пребывания маленьких пациентов?

- За 45 лет существования отделения здесь ни разу не проводился капитальный ремонт – только косметический. В текущем году запланирован капитальный ремонт сразу в двух корпусах, главный врач неоднократно озвучивал на планерках, что благодаря губернатору Олегу Кожемяко, деньги на данные цели в краевом бюджете выделили. Главное, что это не просто слова и обещания – специалисты уже подготовили проект и составили смету. Также представлены планировочные решения, которые оптимизируют имеющиеся площади, в частности, немного расширят приемный покой. 

- Какие меры принимаете для борьбы с пневмониями и как можете оценить эпидемиологическую ситуацию с гриппом?

- Мы всегда настороже и находимся в состоянии повышенной готовности, особенно в связи с тревожными сообщениями из Китая, комплексно обследуем поступающих в первые сутки больных на вирусы и другие инфекции. В частности, в вирусологической лаборатории краевого Роспотребнадзора проводится исследование на четыре типа коронавируса, вызывающего пневмонию. Кстати, в прошлом году свирепствовал вирус гриппа А, в этом году распространяется В, и уже сегодня можно прогнозировать, что эпидобстановка не будет столь напряженной, хотя впереди февраль, который покажет истинную картину заболеваемости. Но тяжелых и осложненных форм не фиксируется, а это вселяет надежду, что эпидемиологический сезон мы пройдем без эксцессов. В любом случае, ситуация находится под контролем.

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 11



Поделиться
2570
Личный кабинет