Иностранным пациентам в Приморье – зеленая улица
Во Владивостоке в рамках форума «Экспортный потенциал Приморья» прошла сессия «Экспорт медицинских услуг России: развитие въездного медицинского туризма», сообщает портал VladMedicina.ruПредставители администрации края, ТГМУ руководители частных клиник и турагентств обозначили конкретные маркеры и точки роста медицинской привлекательности региона для зарубежных граждан. В первую очередь это географическая близость Приморья к странам АТР и более низкая стоимость лечебно-диагностических услуг в сравнении с аналогичными в ведущих азиатских клиниках. При этом их качество в некоторых областях значительно выше, но для системного увеличения потока въездного медицинского туризма необходимо решить ряд задач организационно-правового характера.
Уникальная природная кладовая для БАД
Как подчеркнул во вступительном слове модератор мероприятия, проректор ТГМУ, к.м.н. Владимир Кузнецов, до недавнего времени в истории современной России въездной медицинский туризм рассматривался в качестве экзотического новшества. При этом уровень советской модели здравоохранения и ее влияние на мировой рынок были значительными. В любом случае сегодня правительство и Минздрав РФ уделяют серьезное и самое пристальное внимание привлечению пациентов и их финансовых средств из-за рубежа именно в рамках экспорта медуслуг. Приняты специальные программы на федеральном и региональном уровнях, и крайне важно понять, что сделано к настоящему моменту, какие направления могут быть актуализированы и каким образом экспорт таких услуг способен в целом повысить их качество, в том числе для жителей Приморского края.
В докладе «Фармацевтический бизнес в Приморье: современные возможности и нереализованный потенциал» проектор ТГМУ, главный внештатный клинический фармаколог ДФО, д.м.н. Екатерина Елисеева обратила внимание, что на местном уровне конкурировать с мировыми производителями лекарств дорого, нецелесообразно и неэффективно, поэтому сегодня активно обсуждается другая перспективная ниша.
- На наш взгляд, совершенно нераскрытым потенциалом выступает возможность производства биологически активных добавок и растительных субстанций для потенциальных препаратов из уникальных гидробионтотов Японского моря и даров Уссурийской тайги, - отметила Екатерина Валерьевна. – Они сохранились в Приморье благодаря его специфическому географическому расположению – ледник не дошел до нашего региона, в результате здесь сформировался совершенно особый, не имеющий аналогов на планете растительный микромир. Он рассматривается приморскими учеными в качестве объекта исследования и уникальной природной кладовой для поставки ингредиентов в целях производства БАД. Их можно получить из женьшеня, аралии, элеутерококка, лимонника, амурской маакии, которая стала основой для препарата «Максар», чьи гепатопротекторные свойства превосходят эффективность всех известных и широко разрекламированных лекарственных средств данной направленности. Также речь идет об уникальных субстанциях из морских беспозвоночных и водорослей – трепанга, кукумарии, ламинарии, фукуса. Здесь очень важно консолидировать наши усилия, тем более в Приморье есть мощная научно-исследовательская платформа для изучения этих представителей флоры.
Преимущества Тихоокеанского государственного медицинского университета как отраслевого вуза в том, что мы становимся площадкой для организации и проведения клинических исследований перспективных субстанций. Ученым ДВО РАН и клиницистам необходимо эффективно сотрудничать с потенциальными инвесторами, которые ориентируются в потребностях рынка, имеют наработанные связи с зарубежными партнерами и готовы сопровождать исследования в целях их дальнейшей коммерциализации и оформления прав интеллектуальной собственности.
Кроме того, современный формат взаимодействия предполагает создание малых инновационных предприятий, участие в национальных грантах. Это действительно перспективное направление работы, которое поддерживается на федеральном уровне, поэтому важно аккумулировать научный интеллектуальный потенциал ДВО РАН и ТГМУ, который способны экстраполировать достижения в реальную практику с их последующей коммерциализацией для вывода полученных конечных продуктов на российский и зарубежные рынки. Мы всегда открыты для сотрудничества, диалога и конструктивных предложений со стороны как отечественных, так и иностранных партнеров.
Офтальмологической помощи – за глаза
В докладе представителя медицинского вуза были обозначены перспективы развития фармотрасли, т.е. дан посыл в будущее, поэтому далее слово предоставили генеральному директору ООО «Приморский центр микрохирургии глаза» Сергею Морозову. После презентации рекламного ролика о деятельности клиники он рассказал о созданных условиях, предлагаемых современных технологиях и конкретных мерах по привлечению иностранных пациентов.
- Начиная с 2013 года наш центр занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе и входит в ТОП-50 лучших клиник России, - поделился Сергей Владимирович. –На его базе и при содействии ТГМУ постоянно проходят конференции с международным участием, при этом не только российские, но и зарубежные специалисты отмечают высокий уровень оснащенности и профессионализма докторов ПЦМГ. Главным достижением является число пролеченных пациентов – за время нашей работы мы оказали высокотехнологичную офтальмологическую помощь 68 тыс. приморцев. В этом году мы начали изучать опыт других стран, где медтуризм хорошо развит и приносит ощутимую прибыль. И нашли достаточно интересные факты – к примеру, медицинский турист привозит в принимающее государство в 10 раз больше денег, нежели турист обычный.
Интересна ситуация и с продвижением экспортных медуслуг – в частности, в Турции государство полностью компенсирует расходы компании на их рекламу, в Китае запрещена реклама выездного медицинского туризма. У нас есть опыт лечения иностранных пациентов из Японии, Сингапура, Китая, Южной и Северной Кореи, Вьетнама, Новой Зеландии, Австралии, США, Кипра, Испании, Германии, Израиля и Канады. Я перечислил паспорта жителей тех стран, которые еще производят впечатление на наших сотрудников, и даже не говорю о гражданах бывших советских республик. Я не могу сказать, что они приехали целенаправленно в качестве медицинских туристов – это те люди, которым потребовалась помощь, и мы ее оказали. Но все они без исключения были полностью удовлетворены высоким уровнем оказанных услуг.
По словам руководителя офтальмологической клиники, пациента из-за рубежа может привлечь в первую очередь доступная цена на медуслуги. В частности, если сравнивать стоимость операции по замене помутневшего хрусталика при катаракте, в Южной Корее она составит $ 2-2,5 тыс. на один глаз, в приморском центре – порядка $ 1 тысячи. По всем другим лечебно-диагностическим направлениям такое соотношение в целом сохраняется. При этом все вмешательства является малотравматичными и малоинвазивными, что позволяет пациенту находиться в клинике не более трех часов.
ООО «ПЦМГ» готово заключать договоры с туристическими компаниями, выплачивать агентское вознаграждение, при этом стоимость лечения для иностранного туриста будет ровно такой же, как для приморского жителя согласно размещенному на сайте прейскуранту. Руководство центра делает в этом направлении первые шаги, создается международный отдел с привлечением специалистов с туристическим образованием и знанием языков, проводится работа по изменению внутренней навигации, готовятся инструкции, памятки и рекламные буклеты. Важно, что уже сегодня по итогам лечения иностранному пациенту выдается выписка на английском языке.
А от государства представители частной медицины ждут рекомендаций по разработке правильных форм медицинской документации в соответствии с действующими международными нормами, а также участия госорганов во взаимодействии российских и зарубежных клиник. Еще один значимый аспект – возможность продления туристических виз в случае экстренно возникшей необходимости долечивания пациентов или корректировки проведенного вмешательства.
Медицинские услуги – на любой вкус
Главный врач ООО «Фальк Медикал Владивосток» Егор Жидков также представил потенциал частной больницы для привлечения иностранных туристов:
- Приморский край пока не является привлекательным для медицинского туризма регионом, однако здесь есть предпосылки для его развития. С момента своего создания наша больница позиционировалась не просто как место оказания медицинской помощи, а как многопрофильный сервис, предлагающий качественные медуслуги в спокойной приятной атмосфере. Мы с 2017 года начали привлекать в свою клинику зарубежных пациентов, и данный опыт позволяет говорить об их предпочтениях и ожиданиях. Помимо комфортных палат больным предоставляется бесплатный Wi-Fi,у жителей азиатских стран есть возможность заказать специальное меню, и мы готовы организовать транспортировку тяжелых пациентов из аэропорта реанимобилем. При этом иностранные граждане видят в клинике оборудование знакомых им производителей, что повышает доверие к медицинским заключениям и результатам обследований.
Многие наши сотрудники владеют иностранными языками, кадровая служба берет на себя все обязательства по оформлению пребывания зарубежных гостей в стационаре. Мы оказываем стационарную помощь по различным профилям, включая пластическую хирургию и онкологию. В ближайшей перспективе планируем выполнять весь спектр вспомогательных репродуктивных технологий, использующихся в мировой практике.
Владимир Кузнецов сделал важную ремарку, что частная больница «Фальк» изначально выросла из зарубежной истории, а степень доверия иностранцев к иностранцам всегда выше, чем к российским жителям. Именно по этой причине ряд отечественных клиник, нацеленных на обслуживание пациентов из других стран, на первом этапе привлекают заграничных специалистов. Это не только комфортное и безбарьерное взаимодействие в языковом плане, но и обеспечение общности менталитетов с учетом культуральных особенностей и национальной специфики.
На сессии выступила и главный врач ООО «Мать и дитя Владивосток», акушер-гинеколог Лилия Ильченко, которая подчеркнула, что клиника может ответить на все вопросы, касающиеся женского здоровья и репродуктивного потенциала как российских, так и иностранных граждан. Здесь эффективно решают проблемы бесплодия, которое растет в геометрической прогрессии, путем консервативных методов лечения.
- Сегодня общество уходит от стереотипа женского фактора бесплодия – в 55% случаях проблема диагностируется как раз у мужчин, - пояснила Лилия Дмитриевна. – Для обследования мы применяем уникальный метод ДНК-фрагментации – такой возможности в Приморье и близлежащих регионах больше нет. Мы ждем и приглашаем к себе всех желающих, в том числе подданных иностранных государств. К нам обращаются пациенты из других стран, также на нас выходят туристические агентства. В коммерческих программах суррогатного материнства и ЭКО участвуют граждане Китая, Южной Кореи и Японии.
Политика одного окна в едином поле
Директор компании «МедАссистанс» Дмитрий Кондрашов привел некоторые статистические данные, свидетельствующие об актуальности обсуждаемого вопроса. Так, мировой рынок медицинского туризма будет расти на 25% в год, и в национальном проекте «Здравоохранение» заявлена цель увеличить долю экспорта медуслуг к 2024 году минимум в четыре раза и довести его объем до $1 млрд. А число пролеченных иностранных граждан должно вырасти до 1 млн 200 тыс.
- Главные проблемы – наличие языкового барьера и низкая осведомленность зарубежных гостей о предлагаемых медицинских услугах в нашей стране, - акцентировал Дмитрий Спартакович. – Плюс неразвитая инфраструктура и возникающие вследствие этого сложности с поиском медорганизаций и жилья для временного проживания, подбором сиделок. В полном смысле медицинскими туристами въезжающих к нам иностранных граждан, которые прошли здесь лечение, назвать нельзя, т.к. в большинстве своемони прибывают по туристическим визам. Все-таки мы имеем дело с медицинским ассистансом. Это комплекс услуг по организации медико-транспортной помощи гражданам, путешествующим за рубежом.
Мы занимаемся медицинским ассистансом с 2008 года, и накопили значительный опыт в сопровождении и организации лечения зарубежных пациентов. У нас есть круглосуточный call-центр, мы сотрудничаем на договорной основе со многими лечебными учреждениями Приморья и страховыми МО, при этом получили лицензию и на самостоятельное оказание медпомощи.Дальнейшее развитие экспорта медуслуг возможно только за счет реального увеличения потока туристов за счет туроператоров, имеющих опыт работы со страховыми компаниями. Необходима политика одного окна, чтобы иностранные граждане могли решить все возникающие организационно-правовые вопросы, в том числе по медпомощи, в одном учреждении под курацией администрации Приморского края.
Кстати, частично функции такого учреждения уже выполняет Центр поддержки экспорта Приморского края, который нацелен на реализацию федеральных национальных проектов, в том числе в части продвижения медицинских услуг.
- Мы можем долго обсуждать нюансы и возможности, но пока не вынесем все эти вопросы в единое информационное поле, будем топтаться на одном месте, - обратилась к участникам сессии представитель компании Ирина Макухина. - Я увидела сегодня качественные презентации частных клиники, но их необходимо перевести на языки целевых стран – одним английским здесь не обойдешься.
И что касается господдержки медицинских проектов, мы готовы включаться и готовы предложить ряд актуальных услуг для наших потенциальных экспортеров на безвозмездной основе, т.е. совершенно бесплатно. В первую очередь это перевод презентационных и рекламных материалов- мы накладываем профессиональную озвучку, причем носителей языка. Также переведем и модернизируем сайты медорганизаций, экспортные контракты, поможем организовать в других странах профильные медицинские выставки, обеспечим участие в международных мероприятиях. При этом я вижу целесообразность создания экспертной группы по сложному и узкоспециализированному медицинскому направлению, которая будет активно коммуницировать с туристическими и страховыми компаниями. У нас есть понимание и конкретный практический опыт, как правильно продвигать товары и услуги, и я уверены, что мы сможем успешно его транслировать в медицинскую cферу с учетом специфики того или иного государства, особенностей менталитета его жителей. Мы всегда открыты для диалога и ждем обратной связи, чтобы вместе выйти в международное информационное пространство.
В конце мероприятия начальник отдела развития туризма администрации Приморского края Надежда Удовенкопродемонстрировала первый рекламный ролик медицинских услуг региона, созданный в рамках разрабатываемой концепции по их продвижению в странах АТР. Голос за кадром звучит на китайском языке - там счастливые подданные Поднебесной знакомятся с достопримечательностями дальневосточной столицы, наслаждаются шопингом, вкушают морские деликатесы, а заодно и делают операцию на глазах на суперсовременном оборудовании в максимально комфортных условиях.
По итогам прошедшей сессии некоторые туристические агентства заинтересовались предложениями частных приморских клиник и выразили согласие на дальнейшее сотрудничество и заключение агентских договоров. Также присутствующие поддержали идею создания экспертной группы, которая будет целенаправленно и эффективно заниматься продвижением и популяризацией местных медицинских услуг среди жителей других стран, прежде всего соседей по Азиатско-тихоокеанскому региону.