Две судьбы – одна дорога

3646

Лев Толстой говорил, что никогда не бывает подлинного величия там, где нет простоты, добра и правды. Как справедливы эти слова в отношении главного врача знаменитой «тысячекоечной» больницы Вячеслава Глушко. Их судьбы – больницы и человека, прочно сплелись, дав приморскому здравоохранению уникальный сплав знаний, опыта, идей, добрых традиций и новаторских подходов. А коллективу ЛПУ, подвластны любые трудовые подвиги и профессиональные достижения. Но главное – люди здесь выполняют свою работу по спасению жизней и сохранению здоровья соотечественников честно, тихо и скромно, без громких заявлений и пафоса, лицемерия и стяжательства. И именно в этом заключается истинное величие.

 Вячеслав Глушко, Владивостокская клиническая больница №2, Тысячекоечная

Следовать своей мечте до конца

Вячеслав Глушко окончил педиатрический факультет тогда еще Владивостокского государственного медицинского института (сейчас ТГМУ), и искреннюю любовь к детям он не только сделал своим первым профессиональным призванием, но и пронес через всю жизнь. Если кто-то думает, что выпускники педфака пошли по пути наименьшего сопротивления, то глубоко ошибается. Выбор этот сложный и ответственный, требующий от студента особого склада ума и характера, широкого кругозора, усидчивости и ответственности. Потому как на лечебном факультете обучают только взрослой патологии, а на педиатрическом дают максимально полный объем знаний обо всех болезнях, но с акцентом на детские недуги (дополнительно 700 часов!), изучают человека в комплексе, в динамике возможной клинической картины всех возрастных периодов. И за это у главврача КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» – отдельная глубокая благодарность своим учителям и наставникам.

- Я ни разу в жизни не пожалел, что выбрал и окончил педиатрический факультет, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru Вячеслав Викторович. – Альма-матер и работающие там в то время великие педагоги дали путевку в профессию, сформировали меня как клинически мыслящего врача, способного принимать ответственные взвешенные решения в ситуациях, когда счет идет на секунды. Наш курс был первым для декана Надежды Воропаевой, которая вела его до самого выпуска – она стала для нас и мамкой, и нянькой, и строгим куратором, и душевным воспитателем. Светлая ей память! К Надежде Михайловне можно было обратиться с любой проблемой, не только учебной, но и бытовой, житейской и даже сердечной, и эта удивительная чуткая женщина своим добрым и всегда точным советом помогала нам, еще неопытным и совсем зеленым юнцам, брала под свое заботливое и уютное крылышко. 

Именно как педагог на меня огромное влияние оказала заведующая кафедрой детской хирургии Алина Шапкина-Пилипенко – во многом благодаря ней все парни курса хотели стать хирургами. Алина Петровна руководила студенческим научным обществом, и ваш покорный слуга был его постоянным, преданным и увлеченным участником. Общество пользовалось заслуженной популярностью, жизнь там била ключом – мы все время писали работы на актуальные темы, участвовали в конференциях.

Когда в детской городской больнице открылось отделение реанимации, я пришел туда после третьего курса с ребятами работать медбратом, мы вникали в нюансы службы, набирались практического опыта. Тогда нас затянуло это направление, мы рвались спасать жизни детей – но путь в реаниматологи лежал только через хирургическую специальность, эта ступенька была обязательной. И кто сильно хотел, следовал своей мечте до конца. Всего с нашего курса из 10 хирургов трое стали врачами антестезиологами-реаниматологами, в том числе и я. Это крайне интересная профессия – когда своими руками вытаскиваешь человека с того света, получаешь мощный адреналиновый заряд, испытываешь ни с чем ни сравнимый драйв, тем более если речь идет о жизни ребенка. Мы были в первую очередь педиатрами, а еще – будущими родителями, отцами, поэтому с головой окунулись в детскую реаниматологию, впитывали новые знания и навыки как губки. И уже на третьем курсе я впервые ассистировал на двух операциях при остром аппендиците. Эту почетную и ответственную миссию мне доверила детский хирург Людмила Ченцова, и я почитал за счастье стоять рядом и помогать специалисту такого уровня.

Столпы и опоры в профессии

Практически все учителя и наставники педиатрического факультета были яркими личностями, крупными величинами в медицине, красивыми, интеллигентными и эрудированными людьми, на которых хотела равняться молодежь. Руководитель ЛПУ с большой теплотой и пиететом вспоминает Тамару Гуляеву, Сергея Фомина, Николая Капустина и многих других преподавателей, воодушевлявших и вдохновлявших своих студентов, посеявших в их душах семена разумного, доброго и вечного, которые дали благодарные всходы. А также выражает искреннюю признательность за сильную школу, крепкую науку и неоценимый вклад в региональное здравоохранение заведующим кафедрой педиатрии в разное время – Якову Любавину, Ирине Прокоповой, Нелле Перельштейн, Альвине Гордеец.

Это была без преувеличения элита педиатрической службы Приморья.

Вячеслав Глушко подчеркивает, что на его профессиональное становление и личностное развитие повлияло много прекрасных врачей, в их числе ректор ВГМИ Юрий Каминский, один из основателей института Павел Мотавкин и его супруга Нонна Мотавкина, первая заведующая реанимационным отделением детской больницы Раиса Багрий, заведующий кафедрой анестезиологии и реанимации Арсентий Семенихин. Вячеслав Викторович учился на одном курсе с выдающимся детским хирургом, профессором Владимиром Шапкиным, и он отдает дань уважения его заслугам, искусному мастерству и таланту. Вообще, педагоги кафедры вырастили целую плеяду блестящих детских докторов, со многими из которых будущему главврачу «тысячекоечной» больницы пришлось работать плечом к плечу, сообща создавая новые палаты, отделения и даже целые больницы. Эти трудные, но всегда интересные, а нередко и героические главы его профессиональной биографии заслуживают отдельного подробного описания.

После окончания ВГМИ молодой специалист пришел в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи №2, как тогда называлась КГАУЗ «ВКБ №2», и которой по сути своей оперативно-лечебной работы в качестве травмоцентра первого уровня остается и по сей день. Прошел интернатуру по анестезиологии и реанимации, был распределен в детское инфекционное отделение, где с нуля создавал палату интенсивной терапии и после пяти лет работы ушел в Городской реанимационный консультативный центр, который хотя и был подразделением «тысячекоечной» больницы, но осуществлял свою деятельность на базе детской горбольницы.

Легендарные летучие бригады

- Мы были центром быстрого реагирования, отправляли выездные реанимационные бригады на различные острые случаи, - вспоминает Вячеслав Глушко. - В 1987 году структуру окончательно закрепили за ГДКБ, я вернулся в «инфекцию» родной «тысячекоечной», и через год перевелся в отделение ОРИТ Приморской краевой клинической больницы №1, там организовал палату интенсивной терапии и реанимации в детской службе. Позже она реорганизовалась в Приморскую краевую детскую клиническую больницу, где я был заведующим отделением реанимации и реанимационно-консультативным центром. Кстати, само здание располагалось по адресу Русская, 57А, сейчас там находится поликлиника онкодиспансера. В этот период очень тесно и эффективно работал с нынешним ректором ТГМУ Валентином Шуматовым, Юрием Селютиным, тогда врачом-нейрохирургом, с которым мы в 1989 году как раз создавали детскую краевую больницу, и он же ее возглавил – ходили к начальству, решали организационные вопросы. 

Со стороны власти нам сильно помог секретарь крайкома партии Виктор Горчаков, впоследствии ставший председателем Законодательного собрания Приморья. Там я проработал до 1995 года, одновременно был главным краевым детским анстезиологом-реаниматологом, и данный отрезок времени стал очень важной вехой моего профессионального становления и развития. Под моим началом работала врачом-реаниматологом сегодняшний руководитель Краевой детской клинической больницы №2 Инна Зеленкова, с которой я с большим удовольствием общаюсь и сегодня, мы добрые друзья и коллеги. Коллектив у нас был превосходный – сильный, слаженный, легкий на подъем.

Заведующему реанимационным консультативным центром напрямую подчинялась санитарная авиация края, была собственная диспетчерская и парк вертолетов, готовых в любую минуту взмыть в воздух и нестись туда, где требовалась срочная помощь маленьким пациентам. Воздушные «скорые» обслуживали все районы Приморья, а сотрудники центра до сих пор вспоминают страшную командировку на Сахалин, в практически полностью разрушенный землетрясением Нефтегорск. Бросили клич, и врачи тогда даже не успели забежать домой и взять предметы первой необходимости – срочно собрали реанимационные наборы и улетели к месту трагедии спасать детские жизни.

В то время ограничений по транспортировке больных и дефицита с топливом не было – летали столько, сколько нужно, и туда, где ждали. Конечно, случались и ЧП, и нештатные ситуации с техникой, которые добавили Вячеславу Глушко немало седых волос, но все заканчивалось благополучно. Да и сотрудники – молодые, целеустремленные, жадные до новых впечатлений, испытывавшие себя на прочность, сами летали как на крыльях. Именно тогда администрация больницы впервые внедрила в практику обучающие семинары на своей базе с реаниматологами краевых ЦРБ по правильному ведению документации, заполнению карт жизнеугрожающих состояний. Более того, под руководством и при непосредственном участии заведующего центром были с нуля открыты два детских реанимационных отделения – в Уссурийске и Арсеньеве.

Пионеры психотерапевтической помощи

- В краевом центре я больше организовывал, направлял и координировал, а вот в бытность работы в городском РКЦ приобрел реальный полевой опыт, - говорит Вячеслав Викторович. – Нас отправили в двухмесячную командировку в Узбекистан в рамках всесоюзного медицинского десанта по оказанию помощи жителям Средней Азии. Тогда там была неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, и специалистов разных лечебных профилей собирали со всей страны. В очагах эпидемий работало 600 смешанных групп, меня взяли в качестве детского реаниматолога и инфекциониста от Приморского края. Мы имели дело с многочисленными тяжелыми случаями кишечных инфекций, вытаскивали людей буквально с того света. В нашей группе были педиатры и акушеры-гинекологи, в том числе Наталья Голубничая, которая до сих пор трудится в «тысячекоечной» больнице, куда пришла еще раньше меня. Работали не за страх, а за совесть, не поднимая головы, практически без сна и отдыха, даже город толком посмотреть не удалось. Ополоснулись, перекусили, переоделись – и снова в больницы, к «станку». Хотя мне там очень все понравилось – и восточный менталитет жителей, и как встречали и помогали с оснащением власти.

В 1995 году уже опытному грамотному специалисту, прошедшему серьезную практическую школу, предложили место главного врача краевой детской туберкулезной больницы, где он верой и правдой отработал семь лет. Вячеслав Викторович признается, что было очень непросто – направление это считалось закрытым, даже в некотором роде табуированным, приходилось постоянно ломать стереотипы, доказывать свою правоту, пытаться пробить стену непонимания и отчуждения. Очень много времени и сил отнимал поиск спонсоров и благотворителей, и здесь судьба послала ему настоящий подарок в лице председателя приморского отделения Детского фонда Галины Наздратенко, чье неравнодушное сердце и материально-финансовая помощь помогли учреждению удержаться на плаву, учитывая кризисы и дефолты, сотрясавшие страну, которой было не до здравоохранения. Тем более удивительно, что молодому главврачу с командой энтузиастов-единомышленников удалось на базе ЛПУ открыть первый в российской системе туберкулезных больниц кабинет психотерапевтической помощи. Его главным инициатором и подвижником стала Анастасия Горохова, сегодня работающая главным врачом Краевой клинической детской психиатрической больницы. Ключевым показателем важности этого смелого беспрецедентного начинания, намного опередившего свое время, стал тот факт, что через 10 лет Минздрав РФ издал приказ, возводящий в требование открыть такие кабинеты во всех детских туберкулезных больницах, в разряд обязательных.

В 2002 году Вячеслав Глушко возглавил Приморский краевой диагностический центр на Черемуховой, 11, а три года спустя встал у руля «тысячекоечной» больницы, родной и знакомой. В системе краевого здравоохранения она всегда занимала особую нишу, но под его руководством медучреждение обрело второе дыхание, вышло на совершенно новый уровень развития. В 2006 году ЛПУ стала лауреатом международной премии «Профессия-жизнь» за достижения в области клинической медицины. В 2008 году вошла в 100 лучших лечебных учреждений Дальневосточного федерального округа, в апреле 2010 года – в Национальный реестр «Ведущие учреждения здравоохранения России», включена в реестр «Надежная репутация». В ноябре 2010 года зарегистрирована в Еврорегистре Европейской организации качества, в 2012 и 2013 г. подтвердила статус «Надежная репутация» и вошла в число лучших лечебно-профилактических учреждений РФ, в 2014 - 2017 г. «тысячекоечная» больница постоянно включается в официальный реестр «Национальный знак качества» и в число лауреатов национального конкурса с одноименным названием.

Заразить любовью к медицине

Последние несколько лет ВКБ №2 работает в официальном статусе травмоцентра первого уровня, подтверждая его ежедневно и ежечасно, без праздников и выходных. Как отмечает главный врач «тысячекоечной» больницы, она всегда – и сегодня, и 30 лет назад выглядела ничуть не менее достойно других профильных ЛПУ в Москве и Санкт-Петербурге:

- Я давно и часто посещаю различные научно-практические конференции, семинары и тренинги, много бываю у коллег из центральных регионов страны, и если оценивать непредвзято, то наша «вторая клиническая» никогда не страдала комплексом провинциального ЛПУ, смотрелась очень прилично. И у нас всегда было чему поучиться. «Тысячекоечная» больница дала не только приморской, но и российской медицине в целом много ярких имен и талантливых руководителей, которые сегодня работают главврачами различных лечебных учреждений или являются их ведущими специалистами. Мы с радостью и удовольствием воспитываем молодежь, готовим новую смену, даем путевку в профессию. Как нас в свое время на всю жизнь «заразили» любовью к медицине, так и мы стараемся прививать ее студентам и выпускникам профильных учебных заведений. Я давно не являюсь практикующим врачом, но мне хватает знаний и опыта, чтобы сопоставить данные, проанализировать их и поставить правильный диагноз, оказать помощь.

Я многих врачей могу по праву назвать своими учениками, которые дали мне не меньше, чем я им. Это всегда взаимообогащающий процесс. Я постоянно на связи с Инной Зеленковой и Анастасией Гороховой, мы обсуждаем важные вещи, дискутируем. Замом по организационно-методической работе работает Виктор Середа, который 30 лет назад пришел ко мне в качестве медбрата в отделение реанимации краевой детской больницы, позже мы вместе трудились в туберкулезной больнице. Также хочу отметить, что когда я пришел в ЛПУ, оборудования здесь практически не было, материально-техническая база оставляла желать лучшего. Сегодня, благодаря грамотно выстроенной работе с администрацией края, пониманию и личной заинтересованности со стороны ее руководства, ситуация в корне изменилась. При непосредственном участии губернатора Приморья Олега Кожемяко мы получили современное оборудование, впервые за свою историю полностью переоснастили реанимационную службу. Важнее ничего быть не может, потому что речь идет о жизнях людей. Мы изначально были больницей скорой помощи, и как бы она сегодня не называлась, суть ее работы не поменялась.   

Пример человечности и добродетели

У самого Вячеслава Викторовича заслуг перед обществом и людьми хватает. Он врач высшей квалификационной категории по специальности «анестезиология-реанимация», кандидат медицинских наук, организатор здравоохранения. Награжден Почетной грамотой Минздрава СССР, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», орденами «За честь, доблесть, созидание, милосердие» и «Почет и слава» за исключительные достижения в государственной, социально-экономической, благотворительной, научно-исследовательской деятельности, дипломом лучшего главного врача 2009 года. И ему вдвойне обидно, когда это самое общество дискредитирует благородную профессию врача, осознанно и злонамеренно снижая ее престиж и авторитет.

- Я не знаю, когда точно и как именно у нас произошел слом в сознании, даже не социальное, а духовное расслоение, почему в обществе перестали уважать людей в белых халатах и говорить, что врачи стали какие-то другие, не те – вот мы перед вами, те же самые, - грустно улыбается Вячеслав Викторович. – Я верю, что такое отношение рано или поздно изменится в лучшую сторону, и медработники вернут утраченное доверие, былой авторитет и престиж профессии. Пациентский экстремизм недопустим, особенно когда речь идет о жизни человека. В стране, по сути, установлена презумпция вины врачей и медицинского учреждения. Это явление вредит обществу, разрушает доверие между докторами и пациентами, наносит ущерб всей отрасли здравоохранения.

Главное, что такие люди, как Вячеслав Глушко никогда не станут памятниками самим себе, не забронзовеют в своих заслугах, регалиях и званиях. Работать ему по-настоящему интересно, профессия по-прежнему увлекает и вдохновляет, а должность главного врача дает необходимые рычаги, чтобы превратить свое видение оптимальной работы медучреждения в реально действующую модель. Накануне своего 60-летнего юбилея он деятелен и энергичен, а годы добавляют только мудрости и любви к жизни. И можно с уверенностью говорить о том, что две судьбы – «тысячекоечной» больницы и ее руководителя Вячеслава Глушко - давно стали одной дорогой, которая украшает приморскую медицину, являет собой пример подлинной человечности и профессионализма.



  Рейтинг: 4.89, Голосов: 35



Поделиться
3646
Личный кабинет