Комплексная защита интересов пациентов и персонала
9313
В конце прошлого года Минздрав России опубликовал проект приказа «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Новые правила позволят сформировать единые принципы внутреннего аудита медицинской помощи, которые до недавнего времени регулировались каждым главврачом самостоятельно. Таким образом, сегодня появились регламентированные инструменты и параметры для ориентира.
В настоящее время документ обсуждается и дорабатывается с учетом современных реалий деятельности лечебных учреждений, но ряд клиник уже активно включился в проект по всем актуальным направлениям. Среди них – ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» Приморья, руководство которой сумело не только обоснованно занять передовые позиции по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, но и вдохновить коллектив на эту работу, убедить сотрудников всех отделений в ее значимости и важности.
В настоящее время документ обсуждается и дорабатывается с учетом современных реалий деятельности лечебных учреждений, но ряд клиник уже активно включился в проект по всем актуальным направлениям. Среди них – ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» Приморья, руководство которой сумело не только обоснованно занять передовые позиции по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, но и вдохновить коллектив на эту работу, убедить сотрудников всех отделений в ее значимости и важности.
По общим правилам и в одном ключе
После утверждения нового приказа руководителям ЛПУ будет необходимо создать подразделение, отвечающее за внутренний контроль качества, подготовить соответствующие локальные акты и провести всесторонний анализ тех положений и направлений, которые обозначил Минздрав РФ. В Больнице рыбаков, как это неоднократно случалось ранее, эффективно сработали на опережение.
- Существует огромное количество нормативных документов, регламентирующих разные направления по данному разделу, - поясняет главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» Светлана Бениова. - Но как это часто бывает, даже верные по сути и грамотно составленные приказы и инструкции не работают. Новый приказ Минздрава РФ направлен в первую очередь на то, чтобы все действующие положения функционировали правильно, единообразно и в одном ключе – так, как задумывалось изначально. Нужно было связать все разрозненные звенья в единую крепкую цепочку, чтобы обеспечить качество и безопасность медицинской деятельности на всех этапах и уровнях, причем как для пациентов, так и для персонала.
Всего Минздрав России обозначил 11 основных направлений, по которым будет оцениваться состояние системы внутреннего контроля качества лечебного учреждения. Среди них – управление персоналом, идентификация личности пациентов, эпидемиологическая и лекарственная безопасность, фармаконадзор, контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий, организация экстренной и неотложной помощи в стационаре и работы приемного отделения.
Краеугольный камень безопасности медпомощи
Как подчеркивает руководитель ЛПУ, по каждому направлению создана рабочая группа, назначены ответственные. Также в медучреждении был проведен свой внутренний аудит и внешняя инспекция в виде экспертизы этой деятельности сотрудниками ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.
- Мы провели собственный аудит и заполнили специальный чек-лист, а в июне приезжали эксперты Национального института качества и составили свой отчет, - делится Светлана Николаевна. – Очень радует, что многие показатели у нас совпали, мы одинаково высоко оценили определенные моменты, хотя, конечно, что-то не увидели, пропустили. Сложно, работая внутри привычной и знакомой системы, суметь непредвзято посмотреть на нее со стороны, выявить слабые стороны и проблемные места. Приведу маленький пример – закупили автоматические наружные дефибрилляторы, повесили их в отделениях. А сотрудники заходят и спрашивают, как ими пользоваться? Вроде все обучены, обладают навыками оказания первой помощи, но когда возникает нештатная ситуация, люди теряются и сразу обо всем забывают. Поэтому мы заказали и уже привезли наглядные инструкции по применению, которые в ближайшие дни разместим в разных корпусах стационара. Теперь у персонала будет перед глазами пошаговый алгоритм действий для оказания необходимой помощи при различных патологиях, вызывающих нарушения сердечного ритма.
В результате проведенного внутреннего аудита и по итогам экспертизы Росздравнадзора мы на первом этапе выбрали ряд приоритетных актуальных направлений, одно из них – идентификация личности пациентов. Для этого есть ряд объективных причин. Во-первых, у нас много плановых отделений, куда поступают возрастные жители, которые не всегда могут предоставить достоверную информацию о себе. Во-вторых, такое требование диктует высокая хирургическая активность – согласно мировой статистике встречаются печальные прецеденты, когда, к примеру, парный орган удаляют не на той стороне. В-третьих, работают детские отделения, где нередко лечатся маленькие пациенты, оставшиеся без родителей. Поэтому вопрос идентификации личности поступающих больных – более чем актуальный и насущный. Это один из краеугольных камней безопасности медицинской помощи.
Полигон для обкатки передовых технологий
По словам начальника отдела внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Ирины Гореловой, идентификация личности пациента начинается с момента, когда он переступает порог лечебного учреждения и заканчивается его фактической выпиской. И это направление касается абсолютно всех участников лечебного процесса – самого больного и его коллег по палате, заведующего отделением, врача, медсестры, санитарки.
- По каждому блоку существует план-проект, который постоянно дополняется и уточняется, - отмечает Ирина Сергеевна. – Была проделана огромная подготовительная работа, сначала мы выработали общее видение проблем и путей их решения – какие есть недочеты и как их можно исправить. С сентября начнется более предметная и целенаправленная реализация проекта. Пока он напоминает айсберг, где видна только его небольшая надводная часть. Самый показательный на сегодняшний день блок – идентификация личности пациентов. Закономерно, что по этому направлению наглядным является приемное отделение, которое стало испытательным полигоном для апробации и обкатки новых технологий.
Заведующая приемным отделением Елена Терещенко говорит, что в результате использования штрих-кодирования появилась возможность существенно сократить время ожидания и оформления документов:
- Если поднести к сканеру медицинский полис больного, то на экран сразу будет выведена вся актуальная информация, а если ранее он проходил лечение в нашем стационаре, то мы получим и его подробную историю болезни. На ее лицевой стороне также появляется уникальный штрих-код пациента, который легко считать в любом подразделении, оснащенном сканером. Таким образом, можно сразу, без дополнительных действий и бюрократических проволочек зайти в медицинскую карту стационарного больного и сделать необходимые назначения. Если у пациента берут какие-то анализы, то благодаря штрих-кодированию их результаты оперативно заносятся в электронную историю болезни. А с 1 сентября мы планируем каждому поступающему в приемное отделение пациенту выдавать индивидуальные браслеты со штрих-кодом, которые позволят отслеживать и контролировать все его передвижения и этапы лечебного процесса. Мы станем первым медучреждением в Приморье, кто внедрил такую технологию.
Полный контроль над движением препаратов
Еще одно ноу-хау Больницы рыбаков – идея использовать принтеры этикеток для маркировки шприцев с лекарственными препаратами, которые вводятся пациентам. Принадлежит она заведующему отделением анестезиологии и реанимации Павлу Дунцу, на протяжении последних двух лет пытавшемуся найти оптимальный способ маркировки.
- Сегодня повышение безопасности пациентов и качества оказания медицинской помощи - главный тренд в здравоохранении, - обращает внимание Павел Вадимович. – В частности, речь идет о маркировке шприцев и флаконов для капельниц – это общемировая проблема. В основном она решается путем использования заводских бобин, но учитывая, что у нас нет предприятий, их выпускающих, мы пошли другой дорогой. Искали и пробовали, подбирали разные варианты, пытались применять самоклеящуюся ленту, которая разрезалась вручную. Но такой метод по ряду объективных причин нас не устроил, и в итоге меня посетила идея использовать сертифицированный принтер этикеток, который может официально применяться в учреждениях здравоохранения.
После полуторагодовой работы с программистами и выполнения всех необходимых технических настроек мы внедрили эту технологию в свою лечебную практику. Сейчас, когда врач заполняет электронный лист назначений и пациент получает какие-то препараты, в том числе для длительной инфузии, на них наносится соответствующая маркировка с указанием наименования препарата, его дозировки, кратности и времени приема, даты и ФИО больного. После сделанного доктором назначения в МИС «ДОКА+» медсестра видит его в программе и распечатывает эту этикетку на специальном принтере. В результате отслеживается движение медикаментов и осуществляется их персонифицированный учет.
Стоит отметить, что три специалиста ККБ №2 уже съездили по линии рабочего прикомандирования для обмена передовым опытом в клиническую больницу Красноярска, которая на сегодняшний день является лучшим российским медучреждением в плане создания эффективной и сертифицированной системы внутреннего контроля качества по всем направлениям. А в конце сентября на профильную учебу в столицу Красноярского края отправится и Ирина Горелова. В любом случае приморским врачам тоже есть чем гордиться и что продемонстрировать сибирским коллегам.
- Работа впереди предстоит колоссальная, и ею необходимо еще научиться грамотно и разумно управлять, - акцентирует Светлана Бениова. – По щелчку ничего не получится, физически невозможно все сделать и охватить одномоментно. Было достаточно сложно мотивировать и вдохновить коллектив на эту деятельность – любая новая инициатива традиционно встречается осторожно, воспринимается как дополнительная обременительная нагрузка. Но когда люди прониклись данной идеей, рассмотрели все ее преимущества и достоинства, когда механизм запустился и стали видны первые результаты, ситуация в корне изменилась. Сегодня сотрудники Больницы рыбаков выступают за развитие и совершенствование системы внутреннего контроля качества.