Спрашивайте, и вам ответят!
3153
Наверно, каждый сталкивался с ситуацией, когда необходимо узнать о здоровье близкого человека, находящегося на лечении в больнице. Люди беспокоятся о своих родных, приезжают в стационар из других населенных пунктов, но в итоге теряются и не знают, к кому следует обратиться. Кто имеет право получать и делиться такой информацией, в каких случаях требуется письменное согласие пациента и можно ли сделать запрос из другого региона, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала заместитель главного врача по лечебной работе КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Светлана Галактионова.
- Светлана Ивановна, какая законодательная база регламентирует порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента?
- Отрасль здравоохранения регулируется федеральным законом от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации». Этот документ является основным и имеет главенствующее значение - если положения других нормативно-правовых актов ему противоречат, то при в спорных ситуациях руководствуются именно 323-ФЗ.В статьях закона предусмотрен в том числе и порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациентов. Сделано это с целью защиты их прав и интересов.
- Кто из ближайших родственников имеет право на получение такой информации?
- Согласно 323-ФЗ право на получение информации о состоянии здоровья пациента имеют законные представители (родители, опекуны) несовершеннолетних детей, не достигших 15-летнего возраста, законные представители взрослых пациентов, если те признаны в установленном порядке недееспособными, а также другие лица, которых определил сам больной в добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство. Причем справиться о здоровье своих детей до 15 лет могут оба родителя, независимо от того, проживает ли другой в семье с ребенком или нет.
- А если у лечащего врача есть все основания считать, что прогноз неблагоприятный?
- При неблагоприятном прогнозе развития заболевания информация сообщается в деликатной форме самому пациенту, если он находится в сознании, а также его близким родственникам - супругу (е), детям, родителям, родным братьям, сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам. Но при условии, что больной не запретил раскрывать им эти сведения или не определил иное лицо, которому они должны быть переданы.
- Кто имеет право сообщать такую информацию?
- Только врач или медработник, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении пациента при предъявлении родственниками документов, подтверждающих родство или личного представления близкого родственника медицинскому работнику самим больным. При этом при выписке из стационара пациент получает на руки подробную выписку из истории болезни с рекомендациями по дальнейшему лечению и наблюдению в амбулаторных условиях.
- Такую информацию может получить друг, коллега, просто знакомый или работодатель пациента?
- Без письменного согласия пациента информация третьим лицам не предоставляется. Это означает, что если человек не определил друга или коллегу по работе в качестве доверенного лица, то они эти сведения не получат. Такой же порядок действует и в отношении работодателя, за исключением несчастного случая на производстве. В данной ситуации по запросу работодателя предусмотрена дача информации без согласия гражданина. Это тоже в интересах самого пациента, так как в зависимости от степени тяжести полученной травмы, работнику полагаются социальные гарантии и выплаты.
- К кому должен обратиться родственник пациента, и как это правильно сделать?
- Родственник может обратиться к лечащему врачу в устной форме, который в свою очередь также устно информирует пациента или его законного представителя. Если они желают ознакомиться с историей болезни, то необходим письменный запрос на имя главного врача или его заместителя. В запросе необходимо указать ФИО больного и законного представителя; место жительства пациента; реквизиты документа, удостоверяющего его личность и личность законного представителя; реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя; период оказания медицинской помощи, за который пациент или его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; почтовый адрес и номер контактного телефона.
- А что делать, если пациенту потребуется информация из истории болезни уже после выписки, а она оказалась им утерянной?
- Действительно, после выписки из стационара бывают случаи, когда пациент теряет документ, или отдал его в поликлинику, а ему потребовалась какая-либо информация из истории болезни. Получить повторно информацию о диагностике и лечении может либо сам пациент (при предъявлении документа, подтверждающего личность), либо его законный представитель при наличии нотариальной доверенности от пациента. Запрос делается в письменной форме на имя главного врача или его заместителя. Для исключения таких случаев мы рекомендуем делать копии выписки. Копию необходимо отдавать в поликлинику, а оригинал хранить дома в личном архиве.
- В течение какого времени дается ответ, и можно ли сделать запрос из другого города, региона, страны?
- В установленные федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки, т.е. в течение месяца. А запрос можно сделать из любого региона РФ, приложив к заявлению заверенную копию паспорта. Если запрашивает родственник пациента старше 15 лет, то он должен быть нотариально уполномочен пациентом для получения информации о состоянии его здоровья, результатах обследования и лечения. Если человеку потребовалась повторная выписка, а он проживает в другой стране, то он дает нотариально заверенную доверенность своим родственникам или знакомым на получение информации о своем лечении в конкретный период времени, в конкретной медицинской организации, и доверенное лицо эту информацию получит.
- Обязательно ли согласие пациента, если речь идет не о родителях и опекунах?
- Обязательно, кроме случаев, когда сведения о состоянии здоровья гражданина даются без его согласия, а именно: при обмене информацией между медицинскими организациями, по запросу органов дознания, суда, следствия, в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования, при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, информировании органов внутренних дел (если пациенту причинен вред в результате противоправных действий), при проведении военно-врачебной экспертизы по запросам военкоматов, по запросу органов опеки и попечительства в отношении опекунов, попечителей, усыновителей, при расследовании несчастных случаев на производстве или в образовательном учреждении.
- Информация предоставляется бесплатно или на коммерческой основе?
- Повторная информация в печатном виде предоставляется на коммерческой основе, так как бесплатно пациент уже получил ее при выписке. При этом он всегда может иметь бесплатный доступ к информации, сфотографировав ее на свой смартфон или просто прочитав историю болезни.
- Можно ли запросить дополнительную подтверждающую документацию - копию выписки из истории болезни, анализов, обследований, снимков?
- Можно, если не прошел срок хранения медицинских документов.
- Информация дается обо всех без исключения поставленных диагнозах или есть какие-то ограничения?
- Ограничения предусмотрены для медицинских организаций, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь, а также медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам.