Уроки счастья и гармонии

6064
В 2009 году в детских медучреждениях и женских консультациях Владивостока в целях профилактики отклоняющихся форм поведения и жестокого обращения в семье была организована медико-психолого-социальная помощь маленьким пациентам и их родителям. Не лечением одних только физических недугов живет и «третья» детская поликлиника города. Тонкие сферы души ребенка, межличностные конфликты в коллективе, далеко не всегда простые и однозначные отношения с родителями и общий климат в семье также требуют особого внимания и предельно деликатного вмешательства со стороны профильного специалиста. И если к доктору идут с симптомами, психолог способен понять, что за ними скрыто, увидеть подводную часть айсберга и в итоге скорректировать лечебный процесс.

В чем заключается психологическая поддержка и помощь детям и их родителям, на каких принципах строится и в каких формах реализуется, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала медицинский психолог отделения психопрофилактики, психотерапии и медико-социальной помощи КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр» Татьяна Белова, курирующая КГБУЗ «ВДП №3».

Анжела Кабиева, ВКДЦ, Владивостокская детская поликлиника №3, педиатрия, Светлана Нагибко, Татьяна Белова
 
Новые форматы работы
 
- Татьяна Николаевна, какими судьбами оказались в «третьей» детской поликлинике и за что там отвечаете?
 
- Я представляю Владивостокский клинико-диагностический центр, где за каждым медицинским психологом закреплено какое-то лечебное учреждение города. Я более полугода курирую детскую поликлинику №3, консультирую детей и их родителей по самым разным психологическим проблемам и аспектам. Основа и фундамент нашей работы - пропаганда здорового образа жизни. В моей зоне ответственности как психолога – выявление и профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, адаптация и социализация ребят с проблемами со здоровьем в общество, в том числе предупреждение аутоагрессивного (направленного против себя) поведения, суицидальных намерений. Часто современные дети выбирают экстремальные виды спорта, не используя при этом соответствующего снаряжения, необходимого для защиты (шлемов, наколенников, налокотников, и др.). Это требует повышенного внимания, так как тоже может являться проявлением аутоагрессивного и суицидального поведения. К аутоагрессивному поведению также можно отнести покусывание ногтей, их погрызывание, всевозможные порезы и др.

В этом случае психолог работает как с ребенком, так и с родителем, корректируется поведение. Многие мамы и папы не понимают, с чем работает специалист - с психическими процессами, состояниями и свойствами. В частности, памятью, вниманием, речью, депрессивными тревожными состояниями, темпераментом, характером, и пр. В КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №3» благодаря вниманию и организации главного врача Светланы Нагибко налажен интенсивный поток пациентов. Отдельное и ключевое направление - работа с родителями.
 
- Почему это так важно?

- Мы уделяем особое и самое пристальное внимание компетентности родителей в вопросах воспитания и психофизиологического развития детей. Очень часто имеем дело с синдромом гиперактивного ребенка и дефицитом внимания, невротическими реакциями - логоневрозами, энурезами, и пр. Родители зачастую просто не знают, что это ответная реакция на стрессовую ситуацию в семье, школе, детском садике, спортивной секции. Есть ребята, которым совершенно не интересна учеба, они не успевают ни по одному предмету. Также очень широко распространены психосоматические заболевания и расстройства, которые возникают и развиваются на фоне психогенных факторов. Для оказания эффективной помощи ребенку (подростку) необходимо системное воздействие на семейную систему разных специалистов: детских врачей, психологов, логопеда, юриста, специалиста по социальной работе и других.
 
- Применяете ли в своей практике какие-то новые и нестандартные форматы работы?
 
- С конца прошлого года мы начали реализовывать очень интересный проект «Психологическая мастерская ВКДЦ», который проходит в формате родительских клубов. Цель - просветительская деятельность в области психического здоровья и выработка навыков у пап и мам по гармонизации детско-родительских отношений. В настоящее время в ВДП №3 работает «Психологическая мастерская Беловой Татьяны». Идее о просвещении родителей уже исполнилось 20 лет и принадлежит она заведующей кафедрой клинической психологии ТГМУ Наталье Кравцовой,которая имеет широкую  известность в дальневосточном регионе в данной области деятельности. Воплощают проект специалисты Владивостокского клинико-диагностического центра под руководством главного врача Анжелы Кабиевой.
 
Когда папа голова, а мама - шея
 
- С какой периодичностью проходят заседания клуба, какие темы там рассматриваются и обсуждаются?
 
- Я пришла сюда осенью и первую встречу назначила перед Новым годом. Она была посвящена как раз теме поведения с детьми в новогодние праздники, особенно в плане распития горячительных напитков. С тех пор прошло пять заседаний, на которых мы обсуждали с родителями самые разные актуальные вопросы - я смотрю, спрашиваю и анализирую, какие есть потребности у пап и мам, требующие профессионального и компетентного разбора. Также мы обсуждали очень важную и щекотливую тему полового воспитания в семье, рассматривали причины возникновения и последствия кризисов в детско-родительских отношениях.
 
- Когда состоится очередная встреча и чему будет посвящена?
 
- В следующий раз мы соберемся 25 июля, чтобы обсудить вопросы профилактики деструктивных влияний на личность ребенка в современной семье. Данная тема была предложена исключительно по запросу родителей. Сюда входит очень много аспектов - наркомания, алкоголизм, табакокурение, зависимость от компьютерных игр. Вообще такие встречи - уникальная для них возможность получить подробные и исчерпывающие ответы на волнующие вопросы у опытных специалистов высокой квалификации. Мы прививаем папам и мамам навык правильного общения с детьми, учим, как решать внутрисемейные проблемы и разбираем конкретные случаи. Обязательно с наглядными презентациями, ответами на вопросы, практическими упражнениями и рекомендациями по дальнейшему выстраиванию оптимальной модели отношений в семье.

Мы даем им реальные инструменты, учим их применять эффективные психологические методики. Условно говоря, это уроки счастья и гармонии. Поэтому родительская ответственность - ключевое звено в решении этих проблем. Я сторонник того, чтобы на прием приходили все члены семьи, участвующие в воспитании ребенка, - не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, дяди, тети, младшие братья и сестрички. А для участников родительского клуба я создала специальный чат в WhatsApp, где мы обмениваемся идеями и мнениями, там же размещаются объявления и анонсы. В среднем на встречи приходят 10-15 человек.
 
- В чем главная проблема сегодняшних родителей?
 
- Они зачастую сами инфантильны, не несут ответственность за себя и свои жизни, не говоря уже о детях. Приходят с проблемой - ребенок слишком много времени проводит за компьютерными играми, а потом может выясниться, что и папа в этом смысле не лучше. В данном случае можно рекомендовать семейную консультацию. Так начинается процесс воспитания ответственного родителя. Для меня крайне важно показать, насколько в семье важны роли отца и матери по отдельности  - их не нужно смешивать. Мы напоминаем, что папа является образцом мужского поведения для детей, а мама более мягкая и эмоциональная, это хранительница домашнего очага, обеспечивающая тепло и уют, семейные ценности и ритуалы. Когда родители готовы корректировать свое поведение, в семье наступает гармония. Мы пытаемся донести до них, что у ребенка в разные возрасты совершенно разные уровни познавательной сферы, соответственно и подходы к нему должны существенно отличаться. При этом нельзя недооценивать роль экономической составляющей в благополучии детско-родительских отношений. Вы уже родили ребенка, он уже есть, поэтому необходимо брать ответственность за обеспечение его базовых и социальных потребностей - в еде, тепле, жилище, одежде, любви, уважении, безопасности, общении, самореализации.
 
Важность патриотического воспитания
 
- Поликлиника в Снеговой пади обслуживает в основном детей из военных семей, там есть своя специфика?
 
- Действительно, мы сталкиваемся с новым поколением молодых родителей - пап-военных и их жен из разных регионов страны. У мужчин такой профессии не всегда есть время уделять должное внимание воспитанию детей, и мамы, сталкиваясь с определенными трудностями, приходят на консультацию к психологу. Часто информация о возрастной психологии детей помогает решить вопрос, возникший при воспитании ребенка. Мы вместе принимаем решение, как и в каких ситуациях могут подключиться папы, и нередко они уже после однократного посещения занятий меняют свое отношение к психологической помощи, осознают ее ценность и необходимость.
 
- А с персоналом поликлиники профилактическую работу ведете?
 
- Конечно, ведь врачи и медсестры сами являются мамами, и они тоже приходят на заседания родительского клуба, приводят своих детей ко мне на прием. Кроме того, сейчас я более близко знакомлюсь с сотрудниками, встречаюсь с педиатрами и неврологами, чтобы они объясняли родителям, что многие вопросы можно решить в кабинете у психолога. Я всегда открыта для общения и диалога, любой медработник может обратиться ко мне за советом и помощью.
 
- С какого возраста ребенок может самостоятельно прийти к вам на прием?
 
- С 14 лет подросток может самостоятельно, без сопровождения родителей, прийти на прием к психологу. При наличии факторов угрозы жизнедеятельности в семье мы подаем заявление в комиссию по защите прав ребенка. Если мамы и папы не примут своевременных мер по разрешению ситуации, они будут нести уголовную ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Бывает, что иначе защитить интересы маленького человека просто невозможно. Ему необходимо дать почувствовать, что он в этом большом непонятном и часто враждебном мире не один, что ему помогут и окажут любую поддержку. У специалистов ВКДЦ большой позитивный опыт в этой сфере.
 
Я в силу своих знаний и профессиональных возможностей всегда проговариваю, что нравственно-моральная парадигма личности формируется на протяжении всей жизни. Нужно убедить ребенка, что в этом мире можно быть счастливым и успешным по мере его возможностей и сил, что здесь можно многого добиться и осуществить свою мечту. Необходимо вкладывать в детей патриотические качества, они должны гордиться своей Родиной, своей страной, своим великим народом. И, конечно, своими родителями. Мы работаем ради достижения одной цели - профилактики психологического нездоровья граждан, которая всегда начинается с детей.


 


  Рейтинг: 4.8, Голосов: 5



Поделиться
6064
Личный кабинет