Авторитет зарабатывается профессионализмом

3075
С развитием рыночных отношений медицина стала восприниматься как бизнес, а конкуренция стала ее неотъемлемой частью. В то же время принципы врачебной этики, сформулированные еще Гиппократом, остаются актуальными, а уважительное отношение к коллегам по-прежнему считается показателем профессионализма. О тонкостях выстраивания отношений в сфере современных медицинских услуг рассказала VH пластический хирург клиники «Инномед Плюс», врач высшей категории, кандидат медицинских наук Юлия Оконская.

Юлия Оконская
 
- Юлия Игоревна, конкуренция в медицинской сфере возрастает день ото дня. Каким образом это отражается на работе врача и медорганизаций?
 
- Конкуренция существует в любой сфере деятельности. Медицина не является исключением. Особенно активно она стала проявляться в годы, когда появились платные услуги, далее стали открываться частные медучреждения, и конкурентная борьба стала набирать обороты. Врачи начали активно обучаться в центральных регионах России и за рубежом, чтобы овладеть современными знаниями и практическими навыками. Главврачи научились правильно организовывать работу клиник, обучать средний медперсонал и административных работников грамотно и быстро работать с пациентами – потребителями медицинской услуги. Чаще начали выполнять ремонт в государственных ЛПУ. Иначе говоря, здоровая конкуренция всегда ведет к прогрессу. Это ее положительная сторона.
 
- Но ведь конкуренция имеет не только плюсы?
 
- Действительно, существует и обратная сторона медали. С возрастающей конкуренцией растет арсенал борьбы врачей и клиник друг с другом. Госучреждения начинают забирать профильные койки, чтобы уменьшить количество определенных групп пациентов у клиник-конкурентов, врачи любят пренебрежительно высказываться в адрес коллег по цеху, частные клиники подсылают «подставных» пациентов, используют информационный шантаж. Таким образом конкуренты пытаются подорвать репутацию клиники или доктора. Многие забыли о том, что существуют правила медицинской этики и деонтологии, которые никто не отменял. Напомню, что медицинская этика рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства. Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медработника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность.
 
«Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Не обсуждать (в форме критики) с пациентом лечебные действия предыдущего врача», - это только некоторые правила, которые предложены врачам для соблюдения.
 
- Правила субординации и этикета в медицинском учреждении закреплены официально или их выполнение зависит от личной культуры?
 
- В некоторых медорганизациях введен официальный документ «О соблюдении правил медицинской этики и деонтологии». Но, как правило, никто не контролирует выполнение этих норм из-за наличия множества других, более важных, проблем. Поэтому, конечно же, их соблюдение зависит в первую очередь от личной культуры  человека. Все начинается в семье, переносится на работу, культивируется в детях. Как человек относится к окружающим, своим родителям, так потом к нему относятся его дети и внуки. Соответственно, также к нему относятся пациенты и коллеги.
 
- Сегодня активно возрождается институт наставничества. Насколько комфортна совместная работа опытных и начинающих врачей?
 
- Институт наставничества в последние годы постепенно сдает позиции. Редко кто из опытных докторов хочет передавать свои знания молодым. Во-первых, это связано с тем, что обучение по узким специальностям стоит дорого, доктору не хочется бесплатно делится накопленными за всю жизнь знаниями и опытом. Во-вторых, молодые специалисты редко пытаются вникать в суть вопроса, как правило, они хотят схватить все «по верхам», научиться быстро делать платные операции и зарабатывать деньги, а диагноз правильный выставить не могут.
 
Есть редкие студенты, действительно глубоко интересующиеся предметом. Таким молодым докторам обычно хочется помочь, показать и объяснить. И с каждым годом таких ребят все больше, что очень радует. Сегодня у студентов становится модно хорошо учиться, вести исследовательские работы, принимать активное участие в научных кружках. Государство в свою очередь помогает им выделением грантов на ведение научно-исследовательских работ, предоставляет лаборатории, научно-технические базы, стажировки за границей, оплачивает поездки на конференции.
 
В-третьих, не все молодые доктора с благодарностью и должным пиететом относятся к старшим коллегам, считая, что они неправильно прожили свою жизнь, практически бесплатно работая на благо других людей. А они такие молодцы, сразу после ординатуры пришли в платную клинику и зарабатывают много денег. При этом о качестве оказываемых услуг речи обычно не идет. При таком раскладе ни один доктор не захочет обучать молодое поколение.
 
Поэтому, чтобы привлечь специалистов для обучения студентов практическим навыкам, необходимо создать соответствующие условия, например, официально оплачиваемые мастер-классы у того или иного специалиста, к которому захочет обратиться студент за получением знаний и навыков.
 
Кроме того, большое значение имеет преемственность между медицинскими вузами и лечебными учреждениями. Если грамотного молодого специалиста отслеживать еще на стадии обучения, помогать ему и стимулировать дальнейшей возможностью устройства на работу в это учреждение, то студенты будут мотивированы на высокую успеваемость и качественное овладевание знаниями и навыками, а больница в свою очередь приобретет грамотного перспективного молодого специалиста.
 
- Могут ли взаимоотношения врачей отражаться на здоровье пациента?
 
- Если речь идет о стационаре, где работает команда врачей, то, естественно, да. Во-первых, плохой микроклимат в коллективе сразу чувствуется пациентом, и это может его расстраивать и замедлять процесс лечения. Если врачи выносят внутриколлективные проблемы из кабинета, если об этом знает средний и младший медперсонал, то пациент может потерять доверие к доктору, и, соответственно, эффективность лечения может также снизиться. Это будет больше влиять на больного подсознательно. Если же врачи разных специальностей, совместно ведущие человека, не согласовывают между собой рекомендуемые методы лечения, то это может отразиться и на физическом здоровье пациента, а в некоторых ситуациях – привести к ятрогении.
 
Дорогие коллеги, давайте уважительнее относиться друг к другу и зарабатывать себе авторитет профессионализмом, доброжелательным и внимательным отношением к пациентам и их родственникам. Зная особенности и трудности нашей сферы деятельности, только мы сами сможем поддержать друг друга в той или иной ситуации, не озлобиться, набраться терпения и работать дальше. 


 


  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
3075
Личный кабинет