На защите прав пациентов
4809
В каком бы уголке страны, регионе, городе или селе не жил человек, медицинская помощь должна оставаться для него качественной и доступной. Таков принцип российского здравоохранения. Значительная роль в обеспечении равенства условий получения медпомощи отводится системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако не всегда пациенты вовремя получают услуги и не всегда остаются довольными результатами полученного лечения. Что делать, если медицинскую услугу оказали некачественно? Куда обращаться, чтобы защитить свои права? Разбирался корр. портала VladMedicina.ru.
Что понимают под медицинскими услугами?
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя). Медицинская услуга включает в себя мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.
Наиболее актуальной в наши дни является проблема платной медицины, которая, пройдя свой определённый путь развития, довольно прочно обосновалась в жизни россиян.
Под платными медицинскими услугами понимаются те, что предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медстрахования.
Платные медицинские услуги (ПМУ) могут предоставляться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи и осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, предприятиями, учреждениями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Как понять, что медицинскую помощь оказали некачественно?
Одним из документов, регламентирующих процесс оказания ПМУ, являются «Правила предоставления медорганизациями платных медицинских услуг (утв. постановлением правительства РФ от 4 октября 2012 г. №1006), которые распространяются на лечебные учреждения в значении, определенном Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Исходя из требований указанных нормативных документов предоставление платных медуслуг оформляется двусторонним договором между медицинской организацией и пациентом, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. По требованию пациента лечебное учреждение обязано представить ему расчет стоимости оказанной услуги. Оплата за медицинские услуги производится в учреждении банка или в самом ЛПУ с применением контрольно-кассовой машины или с использованием специальных бланков квитанции, являющихся документами строгой отчетности. Медучреждение при осуществлении наличных расчетов обязано выдать пациенту кассовый чек или копию бланка квитанции, подтверждающие прием наличных денег.
Если ЛПУ не выполнило хотя бы одно из требований, установленных законодательством РФ, или результат лечения не соответствует тому, который указан в договоре об оказании ПМУ, или медперсонал нанёс ущерб здоровью или жизни пациента, медицинскую услугу можно считать некачественной.
Для наглядности приведем пример. В день заключения договора и внесения платы по договору пациенту было предложено провести несколько процедур в один день. Однако о правилах их проведения, последствиях, он предупрежден не был. Дополнительного соглашения к договору о том, что пациент был проинформирован о текущих процедурах, их последствиях и рекомендациях не было подписано, соответственно было нарушено право человека на получение информации, были нарушены правила проведения медицинского обслуживания.
Куда обращаться пациентам, которые недовольны качеством лечения?
В соответствии с п.8 ст.84 ФЗ об основах охраны здоровья граждан к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей». Исходя из положений закона при рассмотрении требований потребителя (пациента) о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, работе, услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя (пациента) специальных познаний и свойствах и характеристиках товара, работы, услуги.
В связи с этим жителям края лучше обратиться Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Это государственное учреждение, где гражданам, права которых нарушены, объяснят, как правильно поступить в той или иной ситуации, в какие госструктуры направить жалобу, как грамотно составить претензию или исковое заявление.
Вся помощь в Консультационном центре оказывается бесплатно. Обращения принимаются лично и по телефону — в зависимости от того, как удобнее пациенту.
- Ситуации, когда граждане, права которых нарушены, совсем не знают, что им делать, бывают часто. Как следствие они не могут защитить свои права и возместить понесенный ущерб. Мы помогаем им с этой задачей. Объясняем, что нужно сделать, буквально пошагово разбирая каждую ситуацию. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, можно обратиться по телефону или прийти лично. Еженедельно по четвергам на базе Консультационного центра оказывают консультации юристы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Также они оказывают практическую помощь в оформлении претензий и исковых заявлений, других необходимых документов, — уточнила руководитель Консультационного центра ЦГиЭ Галина Лаухина.
Консультационный центр для потребителей находится во Владивостоке по адресу: ул. Сельская 3б. Телефон учреждения: 8 (423) 276-38-93, 271-21-54.
Кроме того, в краевой столице Приморья консультантов по защите прав потребителей можно встретить в многофункциональном центре (МФЦ), находящемся по адресу: ул. Невельского,13. Здесь они оказывают те же услуги, что и в КЦ по ул. Сельской, 3б.
- Представителей нашего Консультационного центра можно встретить и в МФЦ Владивостока, — отметила Галина Георгиевна. - Так, на базе МФЦ по ул. Невельского, 13 наши специалисты консультируют граждан по вопросам защиты прав потребителей в первый и третий вторник месяца. На сегодняшний день значимость этого мероприятия уже можно оценить, так как многие граждане приходят в этот центр именно с вопросами, касающимися защиты прав потребителей.
Примечательно, что обратиться в КЦ могут все жители края. Кроме того, на территории края консультации по защите прав потребителей осуществляют специалисты восьми консультационных пунктов, расположенных в разных районах и городах на базе филиалов и отделов ЦГиЭ. Достаточно выбрать тот, что находится ближе всех к потребителю. В каждом из их оказываются все те же услуги, что и во Владивостоке.
- Консультационные пункты созданы при всех отделах и филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Везде есть опытные консультанты и юристы. Потребителям остается лишь выбрать тот отдел или тот филиал, куда им удобнее всего подойти. Если по какой-то причине добраться не получается, мы всегда проконсультируем по телефону, — подчеркнула эксперт.
На что может рассчитывать пациент, которому оказали некачественную медуслугу?
При обнаружении недостатков оказанной ему платной медицинской помощи пациент вправе на свой выбор потребовать от клиники безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Кроме того, он может потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Еще один важный момент — в соответствии с отечественным законодательством, организации здравоохранения, врачи и фармацевты несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, а именно причинение вреда жизни и здоровью граждан при оказании им медицинской помощи. Таким образом, в определенных ситуациях пациенты вправе требовать административного или уголовного наказания для нерадивых докторов.
Я только собираюсь получить медуслугу. Где можно узнать больше о своих правах?
Вся информация о грамотном получении медицинских услуг размещена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Чтобы оказаться в нужном разделе, необходимо выбрать по верхней строке «Консультационный центр для потребителей» и далее перейти в раздел «Медицинские услуги». Здесь опубликованы правила оказания платных медицинских услуг, в которых содержатся сведения о том, что понимают под ПМУ, кто имеет право ее оказывать и на каком основании, какие платные услуги бывают, какие документы регламентируют их оказание. Есть довольно объемные памятки для потребителей, изучив которые будет сложно попасть впросак.
Также в разделе на странице Консультационного центра для потребителей, можно скачать памятки и в отношении других услуг и товаров: мебели, бытовой техники, одежды - всего, что может понадобится современному потребителю, а также узнать информацию о том, что делать, если эти товары и услуги оказались некачественными.
- Каждый думает, что с ним никогда не случится ничего плохого. Навесной потолок сделают обязательно хорошо, а купленный накануне смартфон будет работать еще лет 10. Хорошо, если так и получится. Но чтобы не рисковать, лучше заранее изучить свои права как потребителя, и уже наверняка обезопасить себя от ненужных рисков. Если после получения всей предоставленной информации у граждан все же останутся вопросы, мы всегда им поможем, - подытожила Галина Лаухина.
Справка VladMedicina.ru:
Адреса и телефоны филиалов и отделов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:
- Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводске»
Приморский край, пос. Кировский, ул. Колхозная, 17, 8 (42354) 2-12-54;
- Спасский отдел филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводске»: г. Спасск-Дальний, ул. Кустовиновская, 3, 8 (42352) 2-01-32;
- Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Находка»:
г. Находка, ул. Нахимова, 3, 8 (4236)62-64-39;
- Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Дальнегорске»: г. Дальнегорск, ул. Инженерная, 8, 8 (42373)3-29-11;
- Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийске»:
г. Уссурийск, ул. Комсомольская, 40, 8 (4234) 33-31-93;
- Арсеньевский отдел филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийске»: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11, 8 (42361) 4-41-82;
- Отдел ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Партизанске»:
г. Партизанск, ул. Октябрьская, 5 Б, 8 (42363) 6-22-85;
- Отдел в г. Артёме ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»:
г. Артём, ул. Кирова, 44, 8 (42337) 4-26-13.