Беззаветное желание помогать людям
3940
Родом из холодной Сибири, волей судьбы оказавшись на Дальнем Востоке, Светлана Литус с юных лет видела свое будущее только в медицине. Так и сложилось. Однако путь к мечте был далеко не таким простым. В интервью корр. портала VladMedicina.ru врач медицинский статистик КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №4» рассказала о своем профессиональном становлении.
Мечта родом из детства
- Светлана Валерьевна, как начинался ваш путь в медицину?
- Я родилась в Алтайском крае, г. Барнауле. Когда мне было три года, семья переехала во Владивосток. Я всегда хотела помогать людям. Ещё будучи маленькой девочкой, играя в доктора, неустанно «лечила» всех своих родственников, соседей, подружек во дворе и т.д. Что-то было для меня в этой профессии манящее, загадочное и вместе с тем доброе и светлое. Поэтому когда пришло время поступать, я не испытывала, как многие мои сверстники, мучительных душевных метаний, кем быть и в какую сторону двигаться. Я росла творческим ребенком - за моими плечами шесть лет балетной школы, различные развивающие кружки гуманитарного направления, но при этом меня невероятно привлекали точные науки: биология, физика, математика. И, наверное, определяющим фактором в выборе жизненного пути стала учебно-производственная практика (УПК) в старших классах школы. Когда узнала, что есть возможность попробовать себя в качестве санитарного работника, не раздумывая записалась на это направление.
Помню, даже сама мысль о том, что нам разрешат надеть белый халат, приводила меня в полный восторг. Параллельно с санитарной практикой (занятия проходили на базе «тысячекоечной» больницы), мы получали первые азы медицинского образования. В рамках теоретического курса нам преподавали начальные знания анатомии, физиологии и патофизиологии. Это был некий ввод в профессию, который помог мне и многим другим ребятам окончательно определиться с выбором.
Помню, даже сама мысль о том, что нам разрешат надеть белый халат, приводила меня в полный восторг. Параллельно с санитарной практикой (занятия проходили на базе «тысячекоечной» больницы), мы получали первые азы медицинского образования. В рамках теоретического курса нам преподавали начальные знания анатомии, физиологии и патофизиологии. Это был некий ввод в профессию, который помог мне и многим другим ребятам окончательно определиться с выбором.
После школы, успешно сдав экзамены, поступила на педиатрический факультет Владивостокского государственного медицинского института (сейчас ТГМУ). Изначально планировала быть детским врачом, хотела оказывать помощь маленьким пациентам, но со временем я полюбила и терапию. Не могу сказать, что все давалось мне легко, - учеба в медвузе априори не может быть легкой, ведь мы имеем дело со сложными клиническими дисциплинами. Но учиться было очень увлекательно! И чем больше мы вгрызались в гранит науки, тем больше очаровывались медициной.
С благодарностью вспоминаю своих преподавателей: Юрия Александровича Красникова – заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии (1991-2011 г.), Надежду Михайловну Воропаеву – декана педиатрического факультета (1976-1987 г.), преподававшую студентам бактериологию, вирусологию, иммунологию, Павла Александровича Мотавкина – блестящего лектора, создателя и бессменного заведующего кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии. Эти величайшие педагоги воспитали не одно поколение известных врачей, передав им лучшие традиции отечественной медицины.
С благодарностью вспоминаю своих преподавателей: Юрия Александровича Красникова – заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии (1991-2011 г.), Надежду Михайловну Воропаеву – декана педиатрического факультета (1976-1987 г.), преподававшую студентам бактериологию, вирусологию, иммунологию, Павла Александровича Мотавкина – блестящего лектора, создателя и бессменного заведующего кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии. Эти величайшие педагоги воспитали не одно поколение известных врачей, передав им лучшие традиции отечественной медицины.
Лекции и семинары у таких уважаемых преподавателей проходили на одном дыхании, а сама учеба была интереснейшим процессом. Особенно воодушевляли занятия, которые касались непосредственно здоровья и патологии. Глубоко погружаясь в знания, мы не переставали удивляться, насколько многогранна медицинская наука. Годы, проведенные в вузе, не забыть никогда.
Голос доктора сильнее
- Как сложилась ваша жизнь после окончания института?
- По семейным обстоятельствам мне пришлось на несколько лет уехать из города. И по факту моя профессиональная деятельность приостановилась на определенный период. По возвращению во Владивосток я поработала и менеджером по продаже медтехники, и врачом-консультантом аптечной сети. Затем устроилась младшим научным сотрудником в НИИ эпидемиологии и микробиологии СО РАМН – сейчас ФГБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова. Я трудилась в лаборатории молекулярных основ патогенности бактерий под руководством ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки, лауреата Государственной премии СССР Нэлли Федоровны Тимченко, и работа меня чрезвычайно увлекала. Но видимо голос доктора во мне звучал сильнее, чем голос ученого, и спустя какое-то время я поняла, что мне пора возвращаться в практическое здравоохранение. Я пыталась применить свои знания и умения в околомедицинской сфере - и у меня все складывалась в этом плане хорошо, но сердце мое всегда принадлежало пациентам. И знаете, как только я приняла решение изменить курс корабля своей жизни в сторону служения людям в качестве медика, удивительным образом стали складываться события.
Вскоре я увидела объявление Владивостокской поликлиники №4 (Прим. ред.: ранее – ВП №9) о том, что учреждению требуется оператор. Позвонила, меня пригласили на собеседование, и уже через пару дней я приступила к своим обязанностям. Спустя несколько месяцев главный врач Галина Петровна Горшунова предложила мне пройти профессиональную переподготовку по профилю организация здравоохранения. Я согласилась, и вот уже на протяжении шести лет я работаю медицинским статистиком. А два года назад к моей основной специальности присоединилась должность врача гигиенического обучения и воспитания. По первому профилю я помогаю заведующей кабинетом медицинской статистики Оксане Остяковой обеспечивать учет в органах и учреждениях здравоохранения, организовывать сбор и обработку медико-статистических данных, контролировать достоверность сведений в учетной и отчетной документации, проводить анализ информации о состоянии здоровья населения, консультировать врачей подразделений ЛПУ по тем или иным вопросам в рамках своей специальности и т.д.
Что касается гигиенического обучения и воспитания, то в сферу моих компетенций входят организация санпросвет работы с населением, реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, повышение информированности граждан в вопросах укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний. Все вместе это очень насыщенная, интересная деятельность, позволяющая всесторонне приносить пользу людям и неустанно повышать свой профессиональный уровень. Так что, можно сказать, с приходом в «четвертую» поликлинику, произошел крутой поворот в моей жизни, о чем я, конечно же, не жалею.
Что касается гигиенического обучения и воспитания, то в сферу моих компетенций входят организация санпросвет работы с населением, реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, повышение информированности граждан в вопросах укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний. Все вместе это очень насыщенная, интересная деятельность, позволяющая всесторонне приносить пользу людям и неустанно повышать свой профессиональный уровень. Так что, можно сказать, с приходом в «четвертую» поликлинику, произошел крутой поворот в моей жизни, о чем я, конечно же, не жалею.
Соединить несоединимое
- А какая из видов деятельности в секторе амбулаторно-поликлинического звена вам больше по душе?
- Мне нравится все аспекты моей работы. Это только кажется, что работа со статистическими данными – монотонный и рутинный труд. На самом же деле статистика не бывает скучной. За сухими цифрами отчетностей скрывается, не побоюсь этого слова, жизнь поликлиники: ее развитие, успехи, достижения. Мы наглядно видим, скольких пациентов мы пролечили, насколько улучшилось оказание медпомощи в стенах нашего учреждения, видим показатели, к которым стремимся. Объективный анализ позволяет принимать реальные меры в части реализации проектов по улучшению работы учреждения по всем направлениям. Ежедневно в КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №4» обращается порядка 750-800 человек. Мы все силы прилагаем к тому, чтобы каждый пациент получал не формальную, а полноценную медицинскую помощь. И, поверьте, статистика в этом деле играет далеко не последнюю роль.
Санитарно-просветительская работа помогает быть ближе к больным, понимать их нужды и потребности. Например, та же Школа пациента, которую мы ежемесячно проводим на базе поликлиники,- это необходимая стратегия, направленная исключительно на улучшение здоровья и общего благополучия населения. Активное участие врачей первичной медико-социальной помощи в пропаганде здорового образа жизни приносит свои плоды. Как показывает практика, такие мероприятия нужны людям, они прислушиваются к мнению врачей, начинают больше следить за состоянием своего здоровья. Так что живое взаимодействие с пациентами очень важно.А не так давно мы поддерживали наших коллег на крупнейшей выставочной площадке страны в Москве на XII Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», где были представлены инновационные проекты в области здоровьесберегающих технологий и формирования ЗОЖ.
Вообще, последние несколько лет мы наблюдаем планомерное изменение общественного мнения в лучшую сторону. Меняется менталитет, отношение людей к себе. Население заинтересовано в том, чтобы быть здоровым. Это очень отрадно. К примеру, на профилактические осмотры в наше учреждение приходит много молодых людей, то есть та социальная группа, которую в прошлом было невозможно уговорить обратиться к медику. При этом молодежь приходит очень грамотная и образованная в теме ЗОЖ.
Лично мне очень нравится работать здесь – в родной моему сердцу «четверочке». У нас очень дружный, сплоченный коллектив первоклассных специалистов, возглавляет который Галина Петровна – рассудительный и мудрый руководитель, не на словах, а на деле всей душой болеющий за свое детище. К ней всегда можно обратиться по любому вопросу – и она обязательно сделает все, чтобы помочь. Не могу не отметить и своих прямых наставниц - заместителя главного врача по лечебной работе Наталью Викторовну Ковалеву, заведующую кабинетом медицинской статистики Оксану Сергеевну Остякову и заведующую отделением медицинской профилактики Ирину Ивановну Маринченко. Это профессионалы, искренне любящие свое дело.
Радости жизни
- А что вам помогает поддерживать «боевой» дух и настраивает на нужный лад?
- В свободное время, хотя его и не так много, стараюсь усовершенствовать свой английский язык, изучаю французский, итальянский. Люблю художественную и историческую литературу. Нравится музыка, пару раз в неделю занимаюсь танцами. Увлекаюсь искусством, по возможности стараюсь посещать выставки, интересные театральные постановки, музеи. Бесценно и время, проведенное с семьей и близкими друзьями. Но вдохновляет меня и работа – общение с пациентами и видение результата своего труда наполняет силами и помогает идти вперед!