Детство в руках
4607
…Крохотные детские пальчики, словно прося о защите, стараются удержаться за руку взрослого человека. Кажется, она принадлежит Гулливеру! Так велик контраст между двумя ладонями. И все же масштаб – реальный, он взят из жизни и перенесен на картину, вышитую крестиком, с фотографии. Надежная и сильная рука доктора – заведующего краевым неонатальным центром ГБУЗ «КДКБ №1»Андрея Выхрестюка – для малюток, которых сегодня принято называть глубоко недоношенными, пожалуй, их первое впечатление о новой жизни. Жизни, в которой они с первого вздоха получают помощь. И, конечно, не могут знать, что еще 10 лет назад даже мечтать было трудно о возможностях, которые сегодня имеют для выхаживания младенцы 25 недель от роду.
Но для главного внештатного специалиста-неонатолога департамента здравоохранения Приморского края Андрея Выхрестюка каждое достижение региональной неонатологии, в том числе и самое важное - снижение детской смертности и уровня инвалидизации новорожденных – прошло через его собственную жизнь.
Но для главного внештатного специалиста-неонатолога департамента здравоохранения Приморского края Андрея Выхрестюка каждое достижение региональной неонатологии, в том числе и самое важное - снижение детской смертности и уровня инвалидизации новорожденных – прошло через его собственную жизнь.
Главврач сказал: «Надо!»
Впрочем, становиться врачом выпускник владивостокской школы №22 Андрей Выхрестюк не собирался. Профессию выбрал «методом отрицания»: морская, военная или инженерная карьера его не привлекали, а ради поступления в престижный университет не хотелось покидать родной город.
- Оставался мединститут! – рассказывает Андрей Владимирович. – Я пошел было на престижный лечфак, но в приемной комиссии убедили выбрать педиатрический факультет. Так что я и детским врачом стал случайно. И то не сразу!
Поскольку студент оказался отличным спортсменом, выступал за сборную вуза по волейболу, то быстро оказался в «команде» будущего ректора Владивостокского государственного медицинского института (сейчас ТГМУ), в те годы заведующего кафедрой патологической анатомии Юрия Каминского, который: активно проводил спортивную политику в ВГМИ. Но, получив диплом, Андрей Выхрестюк понял четко: патологоанатомом быть не хочет. Отправился за новым распределением в крайздрав, оттуда – в интернатуру по детской инфекции, а в 1985 году - в ЦРБ поселка Кавалерово.
- Как врач я состоялся именно в глубинке, - считает Андрей Владимирович. - Практику в районе получил будь здоров! Распределившись в больницу детским инфекционистом, через месяц по просьбе главного врача начал работать педиатром. А вскоре выяснилось: медучреждению необходим неонатолог. Тогда лишь начиналось развитие этого направления, а докторов, выхаживающих недоношенных детей, называли микропедиатрами. В Кавалерово не было ни одного из них, подстраховать некому. Конечно, было страшновато начинать, но главврач сказал: «Надо!». С тех пор я в этой специальности.
Первый «тяжелый» ребенок не заставил себя ждать. Очень скоро в критической ситуации молодому врачу пришлось самостоятельно провести операцию заменного переливания крови. Много детей имели проблемы дыхательных путей, и доктор Выхрестюк из подручных материалов сооружал устройство, которое сегодня назвали бы СИПАП-терапией. Вся больница сбегалась посмотреть на «оборудование»! По словам Андрея Владимировича, даже прообраз современной гипотермии уже был в ходу: ведь ее принцип разработали советские врачи.
В «Океане» детских судеб
К 1988 году у доктора уже была парочка собственных ребятишек, поэтому квартирный вопрос стоял остро. Его помогло решить предложение о работе во Всесоюзном пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Океан», который только-только распахнул свои двери. Главного врача учреждения Виктора Попова Андрей Выхрестюк вспоминает с благодарностью: как настоящего специалиста и замечательного человека. Но через год руководителя детской здравницы перевели в Москву, и его место занял Андрей Выхрестюк.
- «Океан» стал большой профессиональной и управленческой школой, - рассказывает главный внештатный неонатолог края. – Я считал, что после районной больницы меня уже ничем не удивить, но здесь пришлось столкнулся с новыми задачами. Представьте: 1200 ребятишек в дружинах «Бригантина» и «Парус», плюс летняя смена в «Китенке» на 600 человек. Бывали очень серьезные случаи! Например, у не говорящей по-русски девочки из республики Тывы мы смогли диагностировать очень серьезное заболевание – острый гломерулонефрит - и вовремя вывести ребенка из острого состояния.
На плечи главного врача «Океана» легла и организация оздоровительных мероприятий. Например, смен для детей из Чернобыля, имевших проблемы желез внутренней секреции, психологические сложности. Работа шла в тесном сотрудничестве с краевым отделом здравоохранения: приглашали специалистов-эндокринологов из Москвы, разрабатывали программы реабилитации. Так появлялся опыт руководящей работы, выстраивания взаимодействия, решения конфликтов интересов с педагогами. Но врачи всегда стоят на страже здоровья детей! Кстати, с ними Андрей Владимирович легко находил контакт.
- Если ты не лукавишь, честен, то и ребятня открыта с тобой, - считает детский доктор. – Это очень интересные пациенты. Их надо просто любить и понимать, что каждый из них - индивидуальность. Я уверен: даже любой недоношенный новорожденный – уже личность!
С миру по нитке
Несмотря на то, что работа главврача «Океана» требовала немало сил и времени, доктор не оставлял и практику неонатолога. Специальность нравилась, терять навыки не хотелось, и с 1989 по 1992 год еженедельно дежурил в краевом роддоме.
- Уже не было страшно, как в районной больнице, где я был единственным микропедиатром, - улыбается Андрей Выхрестюк. – Оборудование в ЛПУ давало другие возможности и в любой момент могли прийти на помощь старшие коллеги: главный врач краевого роддома Галина Погорелова, врачи-неонатологи Тамара Макарова и Людмила Сапунова. Я получал новый для себя опыт и понимание более эффективного использования оборудования.
В 1992 году – новый поворот в профессиональной биографии. Андрей Владимирович принял приглашение Лилии Зверевой перейти в городской клинический роддом№5, который она возглавила в это время. Через месяц – его поездка в Санкт-Петербург, специализация по неонатологии. По возвращению Лилия Александровна предлагает доктору открыть в роддоме отделение реанимации новорожденных - первое не только в Приморском крае, но и на Дальнем Востоке. С этого времени Андрей Выхрестюк посвящает все свое время его созданию, и 22 декабря 1992 года оно появилось. Сначала на шесть коек.
- Сложные для медицины 90-е годы были непростыми и для нашего «первенца», по современным меркам катастрофически недооснащенного, - вспоминает неонатолог. – У нас было всего два аппарата искусственной вентиляции легких, но реально работал только один. Следящей аппаратуры - недостаточно, а инкубаторы и вовсе не подходили детской реанимации. Мы испытывали дефицит и прочих средств, поэтому, выходя на беседу к родственникам маленьких пациентов, приходилось выносить длинный список того, что необходимо купить для выхаживания ребенка. В этом списке - даже кислород в баллонах! Увы, так было…
Но находились спонсоры, неравнодушные люди. Заведующий отделением реанимации для новорожденных Выхрестюк не стеснялся лично ходить к руководителям компаний во Владивостоке, рассказывать о сложившейся ситуации. Один из трех предпринимателей да отзывался и приобретал для роддома жизненно важные оксиметр, следящий монитор или шприцевой насос. С миру по нитке, с бору по сосенке… Постепенно было куплено оборудование, врачи нарабатывали опыт. А новые дети входили в жизнь, несмотря на все трудности. Например, родители девочки, которую выходили здесь в 1997 году, до сих пор не теряют связь с Андреем Владимировичем. Судьба его «крестницы» складывается удачно: она хорошо окончила школу, учится в вузе, владеет английским языком.
Выхаживать? Обязательно!
Мир менялся. Упал железный занавес, развивались информационные технологии, появилась возможность получать самую актуальную информацию по неонатологии на профессиональных сайтах, приобщаться к мировому опыту. Андрей Выхрестюк много читал, самостоятельно переводил и даже нашел спонсора, который помог ему организовать поездку в Москву на первый в России научно-образовательный форум «Мать и Дитя», познакомился со многими коллегами в России. Но побывав в 2008 году на первом конгрессе «Анестезиология и реанимация в акушерстве и неонатологии», приехал расстроенным.
- Я увидел, насколько Приморский край отстает от других российских центров в этом направлении, - признается врач. – Что и стало причиной моего предложения горздраву открыть отделение реанимации новорожденных на базе ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №1». В этом назрела необходимость! Активное участие в создании отделения приняли департамент здравоохранения Приморского края и руководство клиники. 1 июня 2018 года нашему отделению исполнилось уже пять лет!
За это время наработан огромный, важный опыт. В Приморской краевой клинической больнице №1, куда по приглашению Галины Погореловой в 2010 году перешел работать Андрей Владимирович, открыты отделения реанимации и палата патологии новорождённых и недоношенных детей. На базе больницы организован краевой неонатальный центр, который врач-неонатолог высшей категории, отличник здравоохранения Андрей Выхрестюк возглавляет с первого дня. В оперативный отдел центра стекается информация о состоянии всех новорожденных детей в Приморье. Если ребенок рождается глубоко недоношенным (весом 1500 граммов и меньше), с выраженными проблемами, которые невозможно решить в местном медучреждении, он максимально быстро транспортируется во Владивосток, в краевой неонатальный центр. Для этого здесь есть два реанимобиля, оборудованные транспортными инкубаторами, аппаратом искусственной вентиляции воздуха и всем, что есть в обычных палатах для новорожденных. Но главное – это гидрокомпенсатор, который сглаживает дорожные ухабы, губительные для транспортируемых крох.
- В прошлом году из разных уголков края, самыми дальними из которых были Дальнегорск и Дальнереченск, мы вывезли более 800 детей, - рассказывает доктор. - А за пять месяцев 2018 года в краевой неонатальный центр уже транспортированы более 400 малышей.
Они попадают в добрые и заботливые руки врачей и медсестер, а оснащение отделения – несравнимо с 90-ми годами. В прошлом году оно было расширено до девяти коек, оборудование постоянно обновляется – из недавних приобретений можно назвать аппарат гипотермии, позволяющую сохранять головной мозг детей с высоким риском поражения ЦНС и центральную мониторную станцию, благодаря которой можно видеть информацию о каждом ребенке онлайн, не тревожа их посторонними звуками.
- Для каждого маленького пациента созданы условия, максимально имитирующие материнскую утробу. Мы используем не только передовые медицинские методики и высокие технологии, но и способы, которые делают процесс выхаживания более гуманным – например, метод «кенгуру». А волонтеры движения «28 петель» вывязывают для крох в инкубаторах шерстяные носочки, жилетки для сохранения тепла, а, значит, их энергии. И если раньше мы говорили о том, как выходить новорожденного, то сегодня – о том, как достигнуть для него высокого качества жизни. В целом усилия привели к тому, что впервые по итогам I квартала и четырех месяцев 2018 года Приморский край вышел на показатели детской смертности ниже российской. Стремимся, чтобы эта тенденция переросла в стабильность. Так что если еще 10 лет назад выхаживание 32-недельного младенца казалось чудом, то сегодня в центре решается проблема под названием «24 недели», - говорит руководитель краевого неонатального центра.
- Статистика позитивная, но она, увы, не способна отразить все волнения, которые переживают родители. Это тоже тонкий момент, с которым сталкиваются врачи. Работать с мамочками терпеливо и с пониманием – такого правила придерживается Андрей Владимирович. И на вопрос, который то и дело поднимается не только в России: надо ли выхаживать глубоко недоношенных детей, он неизменно отвечает: «Обязательно!». Это и семейная точка зрения. Ведь супруга Андрея Выхрестюка Лилия Оденбах – заведующая отделением реанимации для новорожденных краевого неонатального центра, а старшие сыновья – врачи, причем один из них – педиатр.
- Статистика позитивная, но она, увы, не способна отразить все волнения, которые переживают родители. Это тоже тонкий момент, с которым сталкиваются врачи. Работать с мамочками терпеливо и с пониманием – такого правила придерживается Андрей Владимирович. И на вопрос, который то и дело поднимается не только в России: надо ли выхаживать глубоко недоношенных детей, он неизменно отвечает: «Обязательно!». Это и семейная точка зрения. Ведь супруга Андрея Выхрестюка Лилия Оденбах – заведующая отделением реанимации для новорожденных краевого неонатального центра, а старшие сыновья – врачи, причем один из них – педиатр.