Как не наКЛИКать проблем
2974
Всемирный день защиты прав потребителя в России стал отмечаться с 1994 г. Ежегодно Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International – CI) определяет его тематику. В 2018 г. дата прошла под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Предметом этой темы являются актуальные вопросы, связанные с обеспечением прав потребителей в сфере продажи товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Не запутаться в Сети
В 2017 году 88% российских потребителей, опрошенных онлайн, подтвердили, что хотя бы однажды совершали покупку в Интернете. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) ежегодно подводит итоги онлайн покупок на основании исследований. По предварительному прогнозу, объем торговли в 2017 году вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи, Интернета и пр.
Сервис для ленивых – в любое время суток, не вставая с места, можно погасить любую квитанцию. Главные преимущества виртуальной оплаты – это высокая скорость, комфорт, минимальные комиссии, экономия времени. Некоторые банки ввели минимальный процент за обслуживание оплаты счетов за коммунальные услуги через Интернет, либо проводят такие платежи вовсе без комиссии. Для того, чтобы воспользоваться данной услугой, необходимо иметь техническое оснащение, владеть хотя бы минимальными знаниями, опытом пользования компьютера, в то время как для оплаты коммунальных услуг через кассу банка необходимо только подготовить квитанцию, деньги и дождаться своей очереди.
Основной минус безналичных расчетов, который отталкивает многих от данной услуги, это отсутствие документов, подтверждающих факт оплаты. Главное - воспользоваться правильным сервисом и сохранять все платежные поручения, хотя бы в электронном виде. Но даже тем, кто уже имел опыт онлайн-платежей, необходимо помнить о рисках, связанных с ними, и максимально защищать свои финансовые операции, которые производятся через Интернет.
Риски онлайн-платежей за коммунальные услуги:
- участие в мошеннической схеме;
- считывание личной информации, секретных данных банковской карты вредоносными программами;
- ошибочное введение реквизитов учреждения, номера квартиры (из-за механической или случайной ошибки деньги могут перевестись на чужой счет, тогда придется тратить время и силы на то, чтобы исправить ситуацию);
- произведение платежа через фальшивый сайт.
Ставка на правильную карту
Несмотря на наличие определенных рисков проведения онлайн-платежей, при выполнении простых рекомендаций опасности можно избежать, считают специалисты.
- Во-первых, для проведения финансовых операций в Интернете необходимо пользоваться только проверенными сервисами, желательно теми, что курируются или создаются государством, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru врач отделения обеспечения саннадзора отдела санитарно-гигиенической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» Оксана Фисенко. - Во-вторых, всегда важно сохранять секретность личной информации, ни при каких обстоятельствах не сообщать ее другим лицам, даже близким родственникам. Стоит всегда быть внимательными, вводя реквизиты учреждения, свои данные, при возникновении проблем сразу обращаться в службу техподдержки или к консультанту в банке.
Как отмечает эксперт, единственный способ на 100% обезопасить платежи банковской картой через Интернет – отказаться от этой формы оплаты. Но в современном мире это условие слишком сильно ограничивает свободу активного человека. Поэтому на самом деле задача владельца карты - не исключить возможность потери денег, а минимизировать её последствия, сделать их несущественными по сравнению с преимуществами, которые дают онлайн-платежи картой. Соответственно, действия пользователя должны преследовать именно эту цель и быть достаточными, но не слишком сложными для реальной жизни.
Основная опасность и направленность мошеннических операций в интернете – это кража данных чужих карт и, как итог, снятие с них наличных. Чтобы этого не допустить, специалист рекомендует придерживаться нескольких простых правил:
- Для платежей в интернете использовать отдельную дебетовую карту, которая привязана к отдельному счету, а не свою основную зарплатную. То есть, даже если каким-либо образом ваши данные будут украдены, мошенники ничего не смогут с ними сделать, - поясняет Оксана Владимировна. – Также на интернет-карте не стоит хранить какие-либо деньги: непосредственно перед её использованием вы можете перевести на неё средства с основного счёта - ровно столько, сколько потребуется для конкретного платежа, или немного больше (особенно в случае с расчётами в иностранной валюте).
Многие банки сейчас предлагают специальные «виртуальные» карты (по сути - набор цифр), которые можно использовать один или несколько раз, а на следующий платёж выпустить новую карту. По мнению специалистов, это хороший и достаточно безопасный вариант, но у него также есть некоторые недостатки,
- Если вы используете для интернет-платежей обычную дебетовую карту (не одноразовую), то имеет смысл подключить к ней сервис информирования о платежах, - говорит Оксана Фисенко. - Банки сейчас обязаны информировать клиента обо всех платежах, но в данном случае это особенно актуально, поэтому лучше убедиться, что это сервис у вас работает, и вы получаете сообщение о платеже самым быстрым и удобным для вас образом. Кроме того, не стоит при интернет-платежах открывать продавцу слишком много личных данных. Стандартный набор - это имя владельца карты, номер карты, срок её действия и cvv/cvc-код. И, конечно, не стоит пользоваться своей картой в сомнительных местах – это касается как подозрительных мелких интернет-шопов, так и магазинов, баров, салонов, которые вы посещаете.
Не дайте себя обмануть!
Эксперты напоминают, что при онлайн-расчетах необходимо использовать доверенные сервисы, а не сами данные карты. Например, Яндекс.Деньги и PayРal позволяют проводить платёж картой, не предоставляя продавцу каких-либо данных о ней. Вы всегда можете при необходимости «отвязать» карту от сервиса, сделав её недоступной для неприятных действий.
Для того, чтобы не потерять свои деньги, следует соблюдать следующие меры предосторожности:
- Обязательно проверяйте правильность написания интернет-адреса магазина, порой мошенники создают абсолютную копию действующего сайта и располагают его на похожем ресурсе (отличие в 1-2 буквы). Можно не заметить обмана, и данные вашей карты поступят к мошенникам.
- Используйте дополнительные средства безопасности, такие как 3D-Secure. При использовании данной технологии при платеже с карты вас перенаправляют на сайт банка, где необходимо ввести некоторый секретный ключ, который присылается вам, например, СМС-сообщением.
- При совершении платежа старайтесь максимально точно понять, за что именно вы платите. Дело в том, что многие продавцы услуг (доступ на сайт, подписка на интернет-издание, плата за игру и т.п.) берут не разовый платёж, а подписывают вашу карту на регулярные выплаты, например, ежемесячные.
- Чтобы исключить снятие с вашей карты денег за услуги, которыми вы не пользуетесь, регулярно проверяйте выписки по интернет-карте, обращая внимание на все мелкие платежи. Если заметите утечку средств, зайдите на сайт соответствующего продавца и удалите с него данные своей карты.
- Если Вы узнали, что по вашей карте была проведена какая-либо денежная операция, которую вы не совершали (в данном случае очень полезной является услуга СМС-оповещения о произведенных операциях), необходимо сразу же связаться со службой поддержки вашего банка, объяснить ситуацию и попросить немедленно заблокировать вашу карту, - подчёркивает эксперт. - Будьте готовы, что служба поддержки потребует от вас некоторую информацию для идентификации вашей личности. После того, как карта заблокирована, необходимо прийти в банк и написать специальное заявление на опротестование транзакции. Работники банка обязаны вам помочь и объяснить, как это делается. Если несмотря на все ваши старания карта оказалась скомпрометированной (это может произойти и не по вашей вине, утечки данных из интернет-магазинов случаются регулярно), перевыпустите карту.
В случае нарушения прав, не стесняйтесь обращаться к специалистам, призывают в ЦГиЭ. Это может послужить поводом для проверки и помочь пресечь деятельность недобросовестного продавца. И важно помнить, что в России по правилам дистанционной продажи любой покупатель через Интернет имеет право вернуть товар в течение семи дней с момента его передачи (если сохранены его товарный вид и свойства).
Чтобы жители Приморского края смогли повысить уровень потребительской грамотности и знали основы законодательства в этой сфере, на базе территориального Центра гигиены и эпидемиологии в 2009 году был создан Консультационный центр для потребителей. Кроме того, ведомством регулярно организуются тематические горячие линии. В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году разработаны информационный бюллетень и памятки с разъяснениями основных правил оплаты услуг через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, эта информация размещена на сайте ЦГиЭ. В 43 образовательных учреждениях региона проведены уроки потребительской грамотности. Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» регулярно проводят анкетирование жителей для понимания уровня их информированности и публикуют разъяснения в СМИ.
- Главная цель защиты прав потребителей - это сохранение материального и морального благополучия людей и их здоровья, - подытожила врач.