Поликлиника будущего уже в настоящем
5156
В прошлом году в КГБУЗ «ВП №6» полностью реализован актуальный сегодня во всей России проект «Бережливая поликлиника», реализуемый Минздравом РФ совместно с госкорпорацией «Росатом» и перенесенный на почву медицины из философской концепции японского концерна Toyota. Но именно такой на первый взгляд несочетаемый симбиоз далеких друг от друга областей приносит удивительные плоды. По крайней мере, в некоторых отдельно взятых медицинских организациях, выбранных в качестве пробной площадки. Судя по итогам проекта во Владивостокской поликлинике №6, можно смело говорить о том, что перед нами – пусть пока и неотшлифованная, но модель поликлиники будущего. Об этапах реализации проекта, конкретных сделанных шагах и полученных результатах рассказывает главный врач ЛПУ Анастасия Худченко:
Лечиться с комфортом
- В 2017 году, т.к. в ВП №6 уже сформировался определенный коллектив – дружный, сплоченный и нацеленный на решение стоящих перед ним задач, накоплен необходимый опыт, есть кадровый и технический потенциал для реализации новых проектов, мы существенно продвинулись вперед в плане повышения качества оказываемых услуг. Год прошел для нас под знаменем претворения в жизнь пилотного проекта «Бережливая поликлиника».
Он поэтапно реализовывался с мая по декабрь и включал в себя пять блоков направлений, призванных оптимизировать деятельность лечебного учреждения на всех возможных уровнях. Первый предполагал распределение потоков всех входящих пациентов таким образом, чтобы свести к минимуму любые очереди и обеспечить жителям максимальный комфорт пребывания в нашей поликлинике. В частности, сделали открытую регистратуру в формате ресепшн, оснащенную всеми необходимыми информационно-техническими средствами, качественный ремонт в холле, поставили мягкие удобные диваны. Обеспечили более понятную навигацию и перестроили процесс записи на прием к врачу, регистраторы, для которых теперь введена единая форма, прошли серьезные психологические тренинги.
Второй большой и достаточно затратный блок был направлен на создание электронного документооборота между структурными подразделениями КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №6». Мы работаем по четырем адресам, и до недавнего времени бумажные медицинские карты перемещались между филиалами на служебном автомобиле, т.к. некоторые узкие специалисты работают только в одном из них. Конечно, это вызывало немало справедливых нареканий со стороны пациентов – иногда они приезжали в СП быстрее, чем туда доставлялась их карта, бывали и случаи их утери.
Бумага больше не нужна
В рамках данного блока всех специалистов, работающих по другим адресам, мы дооснастили автоматизированными рабочими местами – были приобретены современные компьютеры, принтеры и сканеры. Некоторые сотрудники, особенно возрастные, прошли с нуля обучение работе на компьютере, кому-то потребовалось дополнительно учиться работать в МИС «Дока+». Но мы добились поставленной цели и с октября прошлого года перешли на электронный документооборот.
С этого времени бумажные карты между филиалами больше не перемещаются – они вводятся в медицинскую информационную систему, и каждый специалист в любом из структурных подразделений видит их на своем рабочем месте. Даже выписки и результаты какого-либо исследования сканируются и прикрепляются к карте в электронном виде. И только после этого все изменения и назначения врачей вносятся работниками картохранилища в бумажный вариант карты. В настоящее время мы находимся в процессе изготовления электронных цифровых подписей для всех докторов, пока они есть только у восьми. К тому же, пока не приняты соответствующие нормативные акты. Но вполне вероятно, что к концу текущего года мы полностью откажемся от бумажных носителей.
Третий блок предполагал повышение эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения. Мы поставили цель, что человек за два часовых посещения должен пройти весь объем необходимых обследований и осмотров. Стартовали с того, чтобы промежуток между сдачей анализов и получением результатов был около 10 дней, а пациент тратил на одно посещение примерно 3,5 – 4 часа. Эта задача была напрямую связана с информатизацией и переходом на электронный документооборот. Мы также очень четко разделили полномочия персонала в плане проведения диспансеризации, строго прописали регламенты, чтобы и врачи, и медсестры, и администраторы занимались только тем, что им положено делать.
Порядок по принципу 5С
Мы переместили некоторые кабинеты, навели в них полный порядок по принципу 5С. Напомню, это пять простых принципов рациональной организации рабочего пространства, соблюдая которые, можно извлечь максимальную выгоду из имеющихся ресурсов. Если дословно, то совершенствуй, стандартизируй, содержи в чистоте, соблюдай порядок, сортируй. В итоге по этому блоку мы получили хорошие результаты – повысили пропускную способность отделения медицинской профилактики до 50 человек в день, при этом люди тратят минимум свое времени, план по диспансеризации по итогам прошлого года выполнили на 103%.
Четвертый блок был связан с разделением платных и бесплатных потоков в отделении профосмотров. Мы заключаем договоры с предприятиями и смотрим большое число людей и в рамках своей внебюджетной деятельности, и тех, кому это необходимо по полису ОМС, что неизбежно создавало очереди. Поэтому нам было нужно четко разграничить эти два потока, чтобы все проходили профилактические осмотры быстро и комфортно, не мешая друг другу. И если раньше проблемой было посмотреть 20 человек в день, то теперь спокойно говорим о 60-ти, при этом поликлиника работает в обычном ритме.
И, наконец, пятый блок был направлен на повышение доступности инструментальных исследований. Проанализировав свои проблемы перед началом реализации проекта «Бережливая поликлиника», мы увидели, что у нас были очереди на УЗИ, рентгенографию и маммографию. Получился тоже довольно затратный блок – мы модернизировали отделение лучевой диагностики, разделили рентгенографический и маммографический кабинеты, чтобы эти два аппарата могли работать одновременно, но находились в разных помещениях. В отделении сделан ремонт, приняты на работу новые рентген-лаборанты. Также оптимизировали работу кабинета УЗИ в плане увеличения пропускной способности и сокращения сроков ожидания исследования.
По пути повышения качества
Кроме того, в прошлом году довольно успешной была и кадровая политика – в поликлинику пришло много новых сотрудников, порядка 10 врачей и свыше 15 человек среднего медперсонала. В частности, это два онколога, что позволило открыть дневной стационар именно по оказанию онкологической помощи. Третий специалист оканчивает профильное обучение и в ближайшее время придет в качестве врача паллиативной помощи. Штат пополнился и четырьмя очень хорошими и грамотными выпускницами ТГМУ, которые работают терапевтами. Отправили учиться в ординатуру терапевта, которая вернется в поликлинику врачом-профпатологом, после интернатуры вышел второй отоларинголог.
Также за счет средств краевого бюджета в 2017 году было получено дорогостоящее оборудование - эндоскопическая видеостойка для выполнения исследований верхнего и нижнего отделов ЖКТ, видеоцистоскопическая стойка и сопутствующий инструментарий. Плюс выучили еще одного специалиста, и сейчас эндоскопическая служба укомплектована полностью, выполняя все виды малоинвазивных исследований, кроме бронхоскопии.
Недавно мы подводили итоги реализации проекта «Бережливая поликлиника» - по каждому блоку были заданы определенные ключевые показатели эффективности, все они успешно достигнуты. Проект признан выполненным и закрытым. В этом году мы продолжим двигаться по пути повышения качества и доступности оказываемой медицинской помощи, есть новые планы, интересные проекты и свежие идеи.
Хочу пожелать всем коллегам и жителям Приморья прежде всего здоровья, ярких радостных дней, успехов, процветания и стабильности!