Сергей Эм: Учебниками по медицине зачитывался еще в школе
5504
Стремившийся с юных лет к медицине Сергей Эм получил образование по специальности «врач-уролог», а впоследствии - «врач-нефролог». А пять лет назад уже сложившимся специалистом переехал в Россию из Узбекистана, где он родился и вырос. В Уссурийске, ставшим для него вторым домом, Сергей Олегович с первых дней своей работы влился в жизнь коллектива центра амбулаторного диализа. В этом учреждении, расположенном в стенах поликлиники №2 КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» Приморского края, вместе со своими коллегами он помогает вести полноценную жизнь пациентам, чьи почки утратили способность к полноценному функционированию.
Спасение утопающего
- Мысль стать врачом у меня появилась, когда я учился в пятом классе, - рассказывает Сергей Олегович. - Моя семья жила в колхозе, на границе с Ташкентом, детская поликлиника находилась в двух шагах от школы. Мы ходили туда классом на различные медицинские осмотры, и меня уже с тех времен привлекала та неповторимая атмосфера стерильности, идеальной чистоты, люди в белых халатах, которые оказывают помощь больным.
Моя старшая сестра окончила медучилище, благодаря ней у нас дома было очень много профильной литературы. Я любил штудировать медицинские учебники, а однажды, в классе восьмом, вытащил из воды тонущего мальчика и откачивал его, делая ему искусственное дыхание.
В 1999 году поступил во «второй» Ташкентский мединститут, но в 2006 году оканчивал уже медицинскую академию после объединения в 2005 году моего вуза с «первым» ТМИ. Сразу же поступил в клиническую ординатуру по урологии в городской клинической больнице №1 г. Ташкента, и, обучаясь там, параллельно прошел усовершенствование по нефрологии.
При городской клинической больнице находился многопрофильный медицинский центр. Когда в 2008 году я завершал обучение в клинической ординатуре, в нем открывался диализный центр, набирали молодых толковых специалистов. К своему счастью, я выдержал испытательные экзамены, и меня взяли на работу. Фактически с нуля пришлось организовывать диализное отделение на десять аппаратов искусственной почки.
На процедуры через день
- Что собой представлял диализный центр в Ташкенте и чем он отличается от центра амбулаторного диализа, в котором вы сейчас работаете?
- У них одинаковое предназначение - здесь оказывается помощь пациентам с необратимо утраченными функциями собственных почек. Существует три метода лечения, способные частично или полностью заместить их утраченную функцию: гемодиализ, перитонеальный диализ и трансплантация (пересадка) почки. В нашем центре осуществляется гемодиализ - процесс очищения крови при помощи аппаратов искусственной почки, который подключается к кровеносной системе пациента через специальный сосудистый доступ. Процесс очистки крови продолжается четыре часа.
- Долго…
- Да, это довольно большой срок. Поэтому администрация КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» обеспечивает пациентов горячим питанием, после или во время диализа. Одновременно в смену к нам приходят шесть человек. В их распоряжении имеются комфортабельные функциональные кресла-кровати, кондиционер, большой плазменный телевизор, установленный в диализном зале. Все это благодаря главному врачу ЛПУ Андрею Скируте, который лично контролирует данную службу. Процедура диализа - не разовая. Кровь необходимо очищать три раза в неделю. И так, представьте, всю жизнь, если только не сделать пересадку почки!
- Что такое - специальный сосудистый доступ?
- Перед назначением процедуры гемодиализа, пациента направляют во Владивосток, где сосудистые хирурги формируют ему на руке артериовенозную фистулу. Если человек попадает в больницу в тяжелом состоянии, ему устанавливается временный доступ - подключичный катетер. Фистула создается благодаря соединению артерии с веной посредством шунта, так называемого анастомоза. В результате повышенного давления вена становится более устойчивой к постоянным подколкам. В диализе используются достаточно толстые иглы для того, чтобы образовывался большой кровоток в самом аппарате искусственной почки. Чем больший идет ток крови, тем лучше она очищается.
- Учитывая, что у пациентов исколота рука, при прохождении тех же медицинских комиссий их не примут за употребляющих наркотики?
- При требовании из каких-либо органов мы даем пациентам выписку, что они находятся на хроническом гемодиализе, так что никто за наркоманов их не примет. Проблемы порой возникают, когда, допустим, человек вызывает скорую помощь. Дело в том, что не всем медицинским работникам известно, что такое артериовенозная фистула, и по незнанию они могут пытаться измерить пациенту артериальное давление на подвергшейся операции руке. А это делать категорически запрещено, потому что при пережатии сосудов фистула может затромбироваться. Кровоток по шунту прекратится, и уже не будет возможности обеспечить необходимый объем крови для забора аппаратом. Поэтому после операции сосудистые хирурги предупреждают пациентов, что за этой рукой нужно ухаживать, как за ребенком. Не подвергать физическим нагрузкам и даже таким процедурам, как измерение артериального давления.
Полноценная жизнь
- Сколько пациентов посещают ваш центр?
- На данный момент - 24, включая близлежащие районы. Среди наших пациентов - жители Уссурийска, Пограничного, Покровки, Камень-Рыболова. Всего у нас семь аппаратов искусственной почки, один из них должен постоянно находиться в резерве. В день проводим две смены. После одной, четырехчасовой - аппараты промываются, отдыхают, и приходит вторая группа из шести человек. Учитывая имеющееся количество аппаратов и тот факт, что поликлиника в ночное время закрыта, мы можем оказывать помощь только фиксированному количеству пациентов.
Кроме меня в центре амбулаторного диализа работают заведующий отделением, врач высшей категории Юрий Петров, а также две опытнейшие медсестры и две санитарки.
Пациенты, получающие заместительную почечную терапию, чувствуют себя вполне комфортно. Они могут вести полноценную жизнь, работать, учиться, воспитывать детей, способны переносить значительные физические нагрузки. Сейчас никого уже не удивляют случаи, когда женщины, получающие диализ, способны забеременеть и родить абсолютно здорового ребенка.
- Да, но пациенты фактически «прикованы» к вашему центру, ведь им нужно появляться у вас через день. А если человеку потребуется выехать в другой регион России?
- Лет 10 назад пациенты вообще не могли никуда выехать за пределы участка своего диализного центра. Сейчас с развитием медицины в России, с открытием большого числа подобных центров, они могут путешествовать по всей стране. Главное, предварительно согласовать лечение с руководством медицинского учреждения того города, куда ты собрался приехать. Очень много диализных центров в Краснодарском крае. Можно наслаждаться отдыхом на море, а потом пойти на привычную процедуру в ближайшей доступной клинике.
- Откуда поставляются аппараты искусственной почки?
- Как правило, из Германии. И аппараты, и расходный материал - высокопоточные фильтры, артериовенозные магистрали, иголки для пункции очень качественные, но и достаточно дорогостоящие. Тем не менее для пациентов они предоставляются бесплатно. Обеспеченность расходным материалом и аппаратурой очень хорошая.
В России все, что соприкасается с кровью - одноразовое. В Узбекистане порой приходилось повторно использовать расходный материал. Это не возбраняется. Он промывался специальным раствором и его ставили тому же человеку, в лечении которого применялся ранее.
Выбор есть
- Помимо гемодиализа вы говорили еще о двух методах…
- Да, о перитонеальном диализе и пересадке почки. Методика перитонеального диализа основана на самоочищении организма. В область брюшины, где находится большое количество капилляров, устанавливается специальный катетер с выходящей из организма игрикообразной трубкой. За счет того, что капилляров очень много, после введения через трубку раствора - происходит диффузный обмен, и кровь очищается. В диализном центре Владивостокской клинической больницы №2, где проводят такие операции, пациентов обучают, как работать с трубкой и заливать в нее раствор. А потом они уже делают это дома самостоятельно. Этот метод ценен тем, что позволяет человеку быть более мобильным и не зависеть от регулярного посещения диализного центра.
Но чтобы проводить такую процедуру в домашних условиях, необходимо выделить одну комнату, так как она должна быть стерильной. Если за рубежом многие пациенты склонны к перитонеальному диализу, у нас он пока не очень развит.
Пересадка почки - большая редкость. В ноябре 2016 года жителю Уссурийска провели такую трансплантацию в Новосибирске. Сейчас к этому готовится молодая пациентка из Камень-Рыболова. Прежде чем попасть на операцию, больной должен отправить свои данные и результаты анализов в медицинский центр. Затем его приглашают приехать в учреждение и, какое-то время пожить в этом городе в ожидании своей почки, ведь ее могут доставить в любой момент. Подбор донорского органа идет по многим параметрам, гораздо более сложным, чем при переливании крови. Параметры стараются подобрать максимально идентичные, близкие к 100%.
Почку также можно пересадить благодаря родственному донорству. Но бывает, дав согласие, уже на операционном столе жертвователь отказывается от своих слов. Люди думают, что с одной почкой не проживешь. На самом деле, жить можно долго и вести активный образ жизни.
Прислушивайтесь к врачам!
- Из-за чего у людей отказывают почки?
- Причин очень много. Это инфекции мочевых пузырей и обструкции мочевого тракта, артериальная гипертензия, сахарный диабет, курение, ожирение, лекарственные или токсические поражения почек, включая употребление наркотиков и алкоголя.
- Подобное может случиться с каждым?
- Да. Есть и наследственный фактор. Но нередко до состояния, когда почки утрачивают свои функции, пациенты доводят себя сами. Если, допустим, не выполняют назначение врача, того же терапевта, эндокринолога, уролога. Не удалил вовремя камень из почки, происходит нарушение оттока мочи с дальнейшим возникновением инфекции мочевого тракта осложненной формы и поражением ткани органа. Это зачастую и приводит к почечной недостаточности. Через пять лет или более, но это произойдет в любом случае. Поэтому необходимо лечение. К сожалению, пациенты не всегда серьезно воспринимают предостережения специалистов, откладывая решение проблемы на будущее. А потом бывает поздно.
Из Узбекистана в Россию
- Когда вы переехали в Россию?
- В 2012 году. У меня здесь проживают родственники, они сообщили, что в Уссурийске открывается диализный центр, набирают специалистов. И я решил приехать. В работу влился сразу же. Коллектив принял меня с удивительным радушием! Длительное время главный врач больницы Андрей Андреевич Скирута компенсировал финансовые затраты за поднаем квартиры.
Планирую продолжать развиваться профессионально и получить дополнительную смежную специальность в Тихоокеанском государственном медицинском университете. В ближайшем будущем собираюсь перевезти сюда своих родителей. Со временем, может быть, вступлю в программу по получению дальневосточного гектара и, помимо медицины, займусь сельским хозяйством.
- Были сложности с подтверждением полученного в Узбекистане диплома?
- Нет, сложностей не было, за исключением того, что процедура признания диплома на наличие его законной силы на территории России заняла четыре месяца. Она включает в себя несколько этапов и завершается экзаменами. Я их сдавал в Хабаровске.
Насколько мне известно, специалистам ряда стран СНГ, у которых с Россией заключен договор, нет необходимости подтверждать диплом. В их число входят и те граждане, которые окончили медицинские институты до распада СССР. Недавно я был во Владивостоке и встретил там своего преподавателя, у которого учился в Узбекистане. Он тоже решил приехать в Россию. У него диплом советского образца, поэтому ему, чтобы работать здесь по специальности, достаточно лишь сдать экзамен. Думаю, если бы процедура подтверждения диплома проходила быстрее, в Россию на постоянное место жительства приезжало бы больше специалистов.
Хочу поздравить всех коллег, с которыми я вместе учился и работал, с недавно прошедшим Днем медицинского работника, пожелать бодрости и терпения. Благополучия вам и вашим семьям и крепкого здоровья!