Николай Черняк: 40 лет в наркологии!

4907
В третье воскресенье июня в России традиционно отмечают День медицинского работника. Так уж совпало, что в этом году праздничная дата приходится как раз на 40-летие трудовой деятельности нашего героя – известного врача психиатра-нарколога высшей категории, заведующего дневным стационаром ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Николая Ивановича Черняка. Легендарный доктор, стоявший у истоков наркологии Приморского края, поделился с порталом Vladmedicina.ru историей своего профессионального пути, секретами личностного развития и тонкостями врачебного мастерства.

Неуемная тяга к знаниям

Образован, эрудирован, талантлив, умен, воспитан и доброжелателен. Так отзываются об этом специалисте многие, кто знает его лично. С его природным обаянием, глубокой проницательностью и умением находить общий язык со всеми, пожалуй, он мог бы выбрать любую специальность, где требуется общение с людьми, и, безусловно, был бы в этом успешен. Но нет, легких путей он не ищет. О том, что его призвание быть врачом Николай Черняк понял еще в школьные годы. И, как оказалось, не ошибся.

Краевой наркологический диспансер, Николай Черняк

- Мысль о том, чтобы стать медиком зародилась в старших классах, - рассказывает Николай Иванович. – И хотя из работников здравоохранения в семье только мама, она - фармацевт, папа же был военнослужащим, никто из родных не пророчил мне судьбу врача. Как-то само собой все сложилось. В школе мне очень нравились такие профильные дисциплины, как биология, химия, физика, математика, поэтому особого труда поступить в мединститут мне не составило. Интуитивно я с детства чувствовал, что буду врачом, хотел помогать людям, искал применение своих интересов к научным знаниям на практике. Был сильный интерес к обучению. А вот выбор непосредственно специализации врача-психиатра оказался несколько неожиданным для меня самого. Но, вполне возможно, то было провидение. На четвертом курсе института я записался в научный студенческий кружок по психиатрии и гипнозу. И…можно сказать, с этого все и началось.

До сих пор помню необыкновенную атмосферу этих занятий и преподавателей, которые у нас вели. Это были уникальные личности, сильные учителя которые сумели не только донести до наших сердец свой предмет, но и заразить юных медиков настоящим неподдельным врачебным энтузиазмом. Леонид Петрович Яцков, Петр Васильевич Михалев, Геннадий Александрович Небогатиков, Лидия Петровна Маркова – благодаря этим мудрым и великим педагогам, сформировалось не одно поколение талантливых врачей, всей душой преданных психиатрии. Как сейчас помню, во время тренировочных учебных циклов нам доверяли самостоятельно проводить сеансы гипноза, взаимодействовать с пациентами… Было, конечно, и страшно, особенно в плане введения больных в транс, но при этом невероятно увлекательно и интересно!

Годичную интернатуру будущий врач прошел на базе городской психиатрической больницы. А уже с наркологией он соприкоснулся, когда попал по распределению  после окончания вуза в лечебно-трудовой профилакторий №2 г. Спасска-Дальнего, где проработал на должности психиатра-нарколога 3 года.

Работа на совесть

- Вообще, если так, между нами говорить…было классно, – делится воспоминаниями врач. – Работа была интересная, захватывающая, пациенты, по понятным причинам, были тяжелые. Мне, 22-летнему юноше приходилось работать с взрослыми мужчинами, которые, само собой, лучше меня знали, что для них хорошо, а что плохо. И вот такой, очень непростой контингент, нужно было возвращать к нормальной жизни. Но при этом никто не относился ни ко мне, ни к другим докторам агрессивно или пренебрежительно. Очень нравилась и организация лечебного процесса. У меня был свой кабинет с гипнотарием, где я с огромным удовольствием проводил сеансы гипноза и психотерапии. Медикаментозное обеспечение было на высшем уровне - все препараты привозили современные, технологии и методики также применялись самые новейшие. Так что мы лечили там, как полагается, на совесть. И, главное – был реальный устойчивый результат. Ребята, даже самые суровые мужики солидной возрастной категории, менялись на глазах, «взрослели», учились брать на себя ответственность, меняли свое поведение и отношение к жизни.

Кроме того, специально созданный для этих целей отдел занимался социальной адаптацией лечащихся: решали их вопросы по жилплощади, трудоустройству и т.д. И причем решали эти вопросы достаточно хорошо: никто не уходил из ЛТП непристроенным, без жилья или работы. Поэтому когда, даже сейчас, в быту мне приходится слышать нелицеприятные разговоры из серии «да знаем, как там лечили в этом вашем лечебно-трудовом профилактории, да кому они там вообще нужны…», я пресекаю эти вещи сразу. Я видел всю эту «кухню» изнутри, а потому знаю: там действительно лечили. И не на словах, а на деле.

По окончании работы в профилактории Николай Черняк возвращается в родной Владивосток. Здесь его без долгих раздумий принимают в ряды сотрудников ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» и назначают участковым врачом психиатром-наркологом, самого многочисленного по тем временам, Первомайского района.

- Когда я еще работал в Спасске-Дальнем, мы тесно сотрудничали с Приморским краевым наркологическим диспансером, - объясняет Николай Иванович. - Там же была система Министерства внутренних дел, а здесь система Минздрава. Естественно, многие аспекты требовали межструктурных согласований. Мы в обязательном порядке отслеживали судьбу воспитанников ЛТП, смотрели, кто из них встал/не встал на учет и почему. В частности, постоянно были на связи с главврачом учреждения Людмилой Дмитриевной Михалевой (прим ред.: на настоящий момент Л. Д. Михалева - главный внештатный нарколог Дальневосточного федерального округа, главный нарколог департамента здравоохранения Приморского края, заместитель главного врача ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер»), общались на разные профессиональные темы. Поэтому, как только я переехал в краевую столицу, вопроса, где мне работать, не стояло. Пришел, постучался в кабинет к Людмиле Дмитриевне, сказал: «Хочу у вас работать». И уже через пару дней заступил, что называется, на службу.

Профилактика как помощь на пути к трезвости

- Нужно сказать, что система, конечно, была отлажена очень четко, - отмечает нарколог. -  С целью  помочь гражданам глубже осмыслить и значительно расширить знания о вредоносном влиянии алкоголя на психическое и физическое здоровье, укрепить их в стремлении поддержания трезвости мы проводили различные профилактические мероприятия, личные беседы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и снижение уровня алкоголизации в целом. В моем подчинении были фельдшеры-наркологи, которыми активно проводилась такая работа на  производствах – в цехах и бригадах. «Владивостокский судоремонтный завод» «Дальзавод», «Дальприбор» «Инструментальный завод», «ЖБИ» - на всех крупных промышленных предприятиях города были задействованы сотрудники наркодиспансера. Наши работники выявляли нарушителей трудовой дисциплины, беседовали с ними, и если требовалось лечение, уже направляли ко мне на прием, - отмечает психиатр-нарколог.

Для осуществления активного динамического наблюдения за больными алкоголизмом  и наркоманией при некоторых крупных предприятиях (прим.: завод «Радиоприбор») функционировали специализированные наркологические отделения: утром пациенты работали, а вечером – по завершению трудового дня возвращались в отделение, где, по назначению врача-нарколога, получали соответствующее лечение. Плюс ко всему, в рамках оказания помощи населению, для оказания содействия в привлечении к противоалкогольной терапии на опорных пунктах милиции дежурили опытные специалисты КНД.

- Что важно, все было на добровольной основе: мы никого насильно лечиться не принуждали, - говорит врач. - Большинство людей, чувствуя неподдельную заинтересованность и профессионализм медработников, сами шли на контакт, спрашивали о возможностях коррекции своего состояния. Такой основательный подход к проблемам пьянства давал хорошие результаты. Параллельно с этой деятельностью я был членом районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Мы работали с детьми-правонарушителями, а также с их родителями. На заседаниях мы решали, каким образом можно помочь семье. Если у ребенка были проблемы с посещаемостью - старались вернуть его в школу как минимум на вечернее обучение, занять на секциях и в кружках. Если совершивший правонарушение подросток был трудоспособного возраста, прилагали все усилия для его временного трудоустройства (как правило, на предприятие, где работал кто-либо из родственников), а если родители были пьющие, приглашали их на консультацию, для решения вопросов по лечению и дальнейшему наблюдению.

В общем, как могли, оказывали всестороннюю помощь. И это приносило свои плоды. Между прочим, из ребят неплохие специалисты в итоге получались: таким образом, шаг за шагом мы доводили их до призывного возраста, а после армии, они, подготовленные к жизни, пускались уже в самостоятельное плавание. Так что, все было не зря.

А когда цеховая система разрушилась, и многие промпредприятия прекратили свое существования, по заданию главного врача Краевого наркологического диспансера было принято решение о создании дневного стационара при уже действующем в ЛПУ по адресу: ул. Гоголя, 35. Деятельность на объекте закипела не на шутку: ремонтно-строительные работы по увеличению площади велись практически день и ночь.

- Благодаря совместной сплоченной работе специалистов наркодиспансера и мощной поддержке руководства нам удалось создать единую лечебную структуру, вследствие чего теперь пациенты не теряются после прохождения основного курса лечения, а остаются на реабилитацию и долечивание в стенах нашего учреждения, - поясняет  Николай Иванович. -  Помню, как сначала ютились в маленькой комнатушке – в актовом зале, потом по мере расширения, заняли весь этаж. Сегодня организациянаркологической службы края включает в себя все виды медицинской наркологической помощи: неотложная помощь, амбулаторно-поликлиническое звено, краткосрочная и долгосрочная реабилитация вамбулаторных и стационарных условиях, диспансерное наблюдение, медико-социальная и психологическая помощь семьям с зависимыми.

В рамках реабилитации в дневном стационаре мы работаем интенсивно, используя самые эффективные рычаги и механизмы спасения попавшего в беду от любых видов зависимостей человека. Индивидуальная и групповая психотерапия, трансактный анализ, семейная и гештальт-терапия, система наставничества, программа «12 шагов» – все эти формы помощи активно используется при лечении каждого, попавшего в стены нашего центра, больного. Я не хочу чрезмерно заниматься саморекламой, но, по словам многих пациентов, именно здесь они обрели долгожданную свободу от зависимости, хотя до этого, куда только не обращались. Хочу отметить, что у нас в дневном стационаре трудятся очень грамотные специалисты: медицинский психолог Елена Демченко, специалисты по социальной работе - Елена Шаймарданова, Светлана Долганова и Татьяна Белая, которые, не считаясь со временем, оказывают квалифицированную помощь как самим пациентам, так и их родственникам. В такой команде приятно работать и совершенствоваться.

Лучшая мотивация – помощь людям

- На самом деле профессия врача-нарколога - это не работа, а образ жизни, - констатирует юбиляр. – Такая деятельность незаметно становится неотъемлемой частью твоей биографии, тесно переплетаясь с судьбами сотен и тысяч других людей, вошедших однажды в твою жизнь. Я ведь анализирую жизненные ситуации своих пациентов и вижу: человек не всегда был таким. Никто не рождается наркоманом или алкоголиком. Никто. И никто не может заранее предугадать, произойдет эта беда конкретно с ним или нет…От сумы и от тюрьмы, как известно… Зависимый человек привык получать удовольствие исключительно только со стороны наркотика - успокоение, ощущение радости и вдохновения, все это приходит к нему опосредованно через химическое вещество. Переобучить его снова получать удовольствие, пробудить интерес к жизни можно только длительными, планомерными и грамотно разработанными методиками. Именно этим мы и занимаемся.

Сегодня так часто приходится слышать о профессиональном выгорании, что даже становится смешно. О каком синдроме выгорания может идти речь, если человек занят действительно любимым делом? Я люблю общаться с пациентами, мне нравится видеть, как они меняются, как улучшаются их взаимоотношения в семье, на работе. Все это мотивирует и настраивает на помощь людям. Я получаю настоящую радость от своей работы, когда вижу, как мои пациенты возвращаются в социум. Задача нашего отделения - научить человека в новых для него условиях получать от жизни удовлетворение, отдачу, видеть красоту и целостность этого мира. И излечение во многом зависит от настроя пациента. У него должна появиться такая же установка, как у меня: я ему хочу помочь, и он должен тоже, в свою очередь, желать себе помочь. Лично я верю в каждого своего пациента, и знаю на многолетнем опыте своей профессиональной деятельности, что возможно все, главное, захотеть.

Еще мне кажется важным не лицемерить и вести себя в соответствии с тем образом жизни, о котором говоришь пациентам. Я не курю, не выпиваю, с удовольствием с семьей посещаем театр оперы и балета, драматический театр, любим совместные выезды на природу (рыбалка, собирание грибов, отдых у моря). На вредные привычки нет ни времени, ни сил, ни желания. Вообще, считаю, что ничто так не успокаивает и не умиротворяет, как природа – наглядное чудо света.

Вот только на прошлой неделе ездил в Камень-Рыболов на отдых. Иду по тропе, останавливается джип, из него с горящими глазами выходит паренек: «Николай Иванович,вы меня узнаете? Это же я, Славка! Уже 11 лет в трезвости! Как у вас пролечился, так с этим делом раз и навсегда завязал! Создал семью, построил дом, устроился в хорошую фирму. Спасибо вам за все!». …И, знаете, эти слова дорогого стоят…

В преддверии Дня медработника я хочу пожелать всем коллегам неисчерпаемого счастья, радости, душевного тепла, крепкого здоровья и всех благ!

В свою очередь редакция портала Vladmedicina.ru поздравляет Николая Ивановича с трудовым юбилеем, и желает семейного благополучия, долгих лет жизни и больших успехов!




  Рейтинг: 4.94, Голосов: 18



Поделиться
4907
Личный кабинет