Три поколения верных клятве Гиппократа
5238
Почти целый век врачи Анатолий и Зинаида Лопатины, а потом и их дочь Нина Денеж и их внук Андрей Денеж помогают людям, служа им и своему призванию - медицине. Это необычные люди с яркой судьбой, неординарными характерами и любовью к своему делу, о которых стоит рассказать. Молодые супруги Анатолий и Зинаида Лопатины учились вместе в медицинском институте города Горький. При этом уже на третьем курсе Анатолий, как способный студент, проводил операции по удалению аппендикса. Мирное время закончилось, когда они окончили четвертый курс, началась Великая Отечественная война. Оставляя беременную жену дома, студент уходит на фронт.
Шесть медалей, два ордена и 20 осколков
С 1941 по 1945 годы Анатолий Иванович служит полевым хирургом, спасает раненых в боях. В последние годы войны его назначают командиром медицинского санитарного батальона. За организацию канатной переправы раненых через Днестр маршал Жуков представляет Анатолия Лопатина к званию Героя Советского Союза, но награду эту получить ему было не суждено - самолет с документами и «Золотой звездой» был уничтожен. В 1945 молодой хирург получает более 50 ранений от взрыва фугаса. Все, кто был рядом, погибли. Санитары считали, что у него нет шанса выжить. Но, по счастливой случайности, в медчасти осталась невостребованная донорская кровь, которую решили перелить умирающему. И это его спасло.
С фронта Анатолий Лопатин вернулся с наградами «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За освобождение Румынии», орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, 20 осколками фугаса в теле и искалеченной рукой. Взрыв лишил хирурга пальца. Оперировать он больше не мог.
Вернувшись домой к жене и трехлетней дочери он начинает обустраивать быт, оканчивает экстерном мединститут и получает специализацию врача-дерматовенеролога. Через несколько лет фронтовику вновь надевают погоны и отправляют служить на Дальний Восток. С ним едет вся семья, вместе с новорожденной дочерью Ниной. С супругой Зинаидой Ивановной, врачом терапевтом, они работают в госпиталях Хабаровска, Амурской и Еврейской автономной областях. Живут все время в казенных бараках, постоянно переезжая с места на место. Наконец семье дают квартиру в Уссурийске, небольшом городе Приморского края. Климат Владивостока был противопоказан ветерану с многочисленными боевыми ранениями. Анатолий Иванович занимается научной деятельностью: публикует свои статьи в профильных всесоюзных медицинских изданиях, защищает кандидатскую диссертацию. К специалисту в Уссурийск приезжают пациенты со всей страны.
Дерматовенеролог и…гипнотизер
- Когда я был маленьким, дедушка часто брал меня к себе на работу, - вспоминает внук Андрей Денеж. - Он был заведующим отделением кожно-венерологического отделения крупного госпиталя в Уссурийске. И вот обход, лежит больной солдат. Он садится с ним рядом, держит его за руку и говорит: «Родненький, мы тебя вылечим, все будет хорошо. И родителям своим тоже напиши, что все с тобой хорошо будет». Такое отношение врачей сейчас редко встретишь, какой врач сейчас будет сидеть и держать больного за руку, успокаивать. А еще он обладал гипнозом, лечил так трофические язвы и нейродермиты.
Супруга Анатолия Ивановича, Зинаида Ивановна Лопатина всю жизнь работала рядом с мужем в военных госпиталях и поликлиниках. Будучи талантливым терапевтом, она много лет преподавала в медицинском училище. Всегда с трепетом и заботой подходила к каждому пациенту, консультировала и помогала всем соседям, друзьям, знакомым.
Про медицину в доме не разговаривали, не обсуждались диагнозы больных или рабочие моменты, не говорили и про войну. Здесь любили читать. У Лопатиных была богатая библиотека, в том числе аккуратно хранились подшивки передовых медицинских журналов. В квартире всегда была чистота и порядок, на стене висело солдатское одеяло с нарисованной на нем копией «Утро в сосновом лесу» Шишкина. В кабинете Анатолия Ивановича всегда стоял мешок сахара, ящик спичек, запас свечей. Такой запас «на черный день» в то время был у каждого, кто помнит военное время.
Старшая дочь Альбина училась на медсестру, затем окончила два курса мединститута, но по специальности не работала. Младшая - Нина Лопатина, хотела поступать в Томский физико-технический институт на бионика, но решила остаться в Приморье и поступила в медицинский вуз во Владивостоке. В то время студенты получали специализацию по окончании обучения на распределении. Когда у выпускницы спросили о пожеланиях, она ответила, что хотела бы стать дерматовенерологом, как отец, но ее тут же отправили на работу радиологом в Приморский краевой онкологический диспансер. Нина Анатольевна Денеж продолжает работать здесь уже 46 лет.
От анестезиологии к паллиативной помощи
Специализация Нины Анатольевны - лучевая терапия. Как радиотерапевт она занимается лечением злокачественных опухолей рентген и гамма лучами. Этот метод применяется как самостоятельный, так и в комбинации с хирургическим, а также в комплексе с химио- и гормонотерапией. Она регулярно проходит обучение в ведущих центрах страны, принимает участие в профильных конференциях и семинарах. Имеет статус врача высшей категории, ежегодно обучает интернов своей специальности.
Сын Нины Анатольевны, Андрей Денеж сейчас также работает в Приморском краевом онкодиспансере. При поступлении в медицинский у 17-летнего юноши не было уверенности, что профессия врача - его призвание. Андрей больше интересовался спортом: профессионально занимался плаванием и баскетболом, увлекался хоккеем. В 16 лет он женится и первый курс мединститута совмещает с воспитанием новорожденного сына - название частей тела на латыни и таблицы с химическими формулами в квартире молодой семьи были развешаны по всей квартире, чтобы совмещать обучение с домашними делами.
Студент многие предметы сдает экстерном, побеждает в профильных олимпиадах. Вместе с успехами в учебе приходит понимание того, что с выбором профессии будущий врач не ошибся. После интернатуры в городских больницах Владивостока Андрей Александрович приходит на работу в краевой онкодиспансер анестезиологом-реаниматологом. В 2001 году, после учебной командировки в Москву и знакомства с организацией хосписных служб, он меняет профиль: начинает работать с неизлечимыми больными и становится первым в крае специалистом по паллиативной помощи.
Андрей Денеж подхватывает и начинает развивать идею общественной организации «Хоспис» о строительстве во Владивостоке краевого центра паллиативной помощи. Вот уже более 15 лет говорит об этом с краевыми и городскими властями, но подобного учреждения в крае все еще не создано.
- Пока что паллиативная помощь находится в процессе становления, даже общий учёт больных, в ней нуждающихся, не ведётся, - констатирует Андрей Александрович. - Каждая служба – онкология, психиатрия, неврология, эндокринология – подаёт свои отчёты. Только от онкологических заболеваний в Приморском крае в год умирает больше четырёх тысяч человек. Чтобы понять масштабы, представьте Владивостокский стадион «Динамо», полный больных. У каждого пациента есть несколько родственников, которые за ним ухаживают, и которые тоже нуждаются в помощи, в первую очередь психологической. То есть рядом можно смело ставить ещё три таких стадиона. А потом добавьте к этому всех остальных паллиативных пациентов – травматологических, которые лежат десятками лет после автомобильных аварий или падений; неврологических, парализованных после сосудистых катастроф; пациентов, страдающих профпатологией, ВИЧ/СПИД, болезнями почек, с ревматическими заболеваниями, с ампутированными ногами из-за диабета и многих других. Это огромная масса людей.
Главное дело и боль всей жизни
Сейчас Андрей Александрович - единственный работник кабинета паллиативной помощи онкодиспансера, а также внештатный сотрудник краевого департамента здравоохранения. В год он принимает около 6 тысяч пациентов, проводит конференции и семинары по обучению медработников, встречи с родственниками умирающих больных, сам регулярно посещает всероссийские и зарубежные профильные съезды, чтобы быть в курсе всех последних событий и решений в области оказания паллиативной помощи.
Каждый день на его мобильный телефон, который стал горячей линией по паллиативной помощи министерства здравоохранения Приморского края, поступает около 30 звонков. Консультируются с ним не только приморцы, но и жители других регионов Дальнего Востока. Также он продолжает заниматься технической и методической документацией будущего отделения паллиативной помощи, надеясь, что дело его жизни воплотится и перестанет быть только идеей и грудой бумаг.
- Главным проектом остается строительство хосписа на месте бывшего военного госпиталя на о. Русском, - отмечает специалист. - На восстановление здания потребуется около 100 млн рублей. У нас есть Приморский благотворительный фонд помощи хосписам, который уже несколько лет занимается этим вопросом. Между фондом и департаментом здравоохранения существует договор, согласно которому после сбора средств и строительства хоспис передаётся в оперативное управление депздрава. Но о строительстве пока ещё думать рано, ведь благотворительность в тяжелые времена - дело сложное. Возникли проблемы с оформлением земельного участка, военные решили судиться за разрушенное здание. Владивостокская епархия РПЦ помогла разработать новый проект современного хосписа, с нуля, но его постройка обойдётся в 187 млн рублей.
Сейчас мы в первую очередь стремимся к тому, чтобы кабинет паллиативной помощи был создан при каждом ЛПУ, особенно в районах – при каждой ЦГБ или ЦРБ. Чтобы там находился врач, знающий всех тяжёлых пациентов. Паллиативная помощь как раз и существует для того, чтобы высвободить от забот о паллиативных больных врачей общего лечебного звена, у которых есть ещё много других дел – диагностика острых и хронических заболеваний, диспансеризация, и всё это в ситуации дефицита кадров.
Времена, когда профессия передавалось из поколения в поколение, к сожалению, прошли. Сейчас дети стараются идти своим путем, не повторяя линию жизни родителей. Тем уникальна семья, в которой служение людям через врачевание унаследовалось от деда через маму внуку.
фото из архива семьи Лопатиных-Денеж, фото Андрея Денежа - автор Марго Попова
фото из архива семьи Лопатиных-Денеж, фото Андрея Денежа - автор Марго Попова