Право имею!
3149
В календаре ООН 15 марта отмечено как Всемирный день прав потребителей. На их защите – и специалисты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Горячие линии, которые они проводят с 2013 года, позволяют приморцам грамотно и эффективно отстаивать свои интересы. В 2017 году тематика телефонных консультаций охватит широкий диапазон вопросов: от потребительских прав в цифровую эпоху до безопасности детского отдыха.
Что делать, если товар, купленный в интернет-магазине, оказался некачественным? Куда звонить, если после прогулки в лес на теле обнаружили клеща? Какие детские игрушки могут быть опасны для малыша, и на что в первую очередь обращать внимание при их выборе? Эти и десятки других злободневных проблем можно решить, позвонив на горячую линию по вопросам защиты прав потребителей. Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» на любой из них дадут квалифицированный ответ.
Информирован – значит защищен!
Сегодня каждый является потребителем и ежедневно вступает во взаимодействие с производителями товаров или продавцами. Увы, далеко не всегда эти отношения нас устраивают. Покупатель или потребитель услуг – изначально фигура менее защищенная. Он не может знать всей информации о качестве или безопасности выбранного товара, а также компетентно оценить их, поэтому нередко оказывается обладателем вещи с дефектом или просроченного продукта. Но, даже растратив немало нервных клеток, не может вернуть брак недобросовестным продавцам! К сожалению, многие покупатели не умеют аргументировано защитить свои интересы. А ведь еще в 1961 году американский президент Джон Кеннеди сформулировал основные принципы потребительского права – на информацию, безопасность, на выбор и право быть услышанным.
Для того чтобы жители Приморского края смогли повысить уровень потребительской грамотности и знали основы законодательства в этой сфере, на базе Центра гигиены и эпидемиологии Приморья в 2009 году и был создан Консультационный центр для потребителей. Основой для его организации послужил приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Любой гражданин может получить информацию, обратившись лично или по телефону, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru руководитель Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» Елена Пятырова. – На нашей интернет-странице легко познакомиться с образцами претензий и исковых заявлений, практикуем также юридическое консультирование. И все же наиболее популярной и эффективной формой работы сегодня являются горячие линии по заранее объявленным темам. Потребителю достаточно позвонить по обозначенным телефонам, и специалист ЦГиЭ разъяснит, что предпринять, если человек не удовлетворен качеством купленного товара или предоставленной услуги. Здесь ответят на все вопросы, отнесенные к компетенции Роспотребнадзора Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей». За все время работы горячих линий несколько сот человек уже получили консультации по различным вопросам.
На «горячие» темы
В 2017 году Консультационный центр проведет 14 прямых линий. Они будут посвящены разным направлениям - безопасности продуктов питания, качеству и безопасности детских товаров и детского отдыха, туристическим услугам, а также некоторым вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Причем кроме законодательной информации каждый обратившийся на горячую линию получит дополнительную полезную информацию.
- Скажем, если речь идет о продуктах питания, то наш специалист даст рекомендации по правильному питанию и выбору продуктов, объяснит, куда писать обращение в случае обнаружения некачественного продукта в магазине, расскажет о нормативных требованиях к продуктам, - комментирует Елена Владимировна. – А на горячей линии, посвященной защите от инфекционных заболеваний, специалисты ЦГиЭ расскажут о вакцинации против кори, краснухи и эпидемического паротита, против полиомиелита, против пневмококковой и гемофильной инфекции, против туберкулеза, дифтерии, коклюша и столбняка. Как защититься от нападения клещей, каковы основные признаки болезни, где и как можно сделать прививку от клещевого вирусного энцефалита – такую информацию получит человек, позвонив на горячую линию.
Не менее «горячая» и тема детских товаров. Каждая мама хочет, чтобы они были не только красивыми, но в первую очередь, качественными и безопасными для ее малыша. По большому счету от этого зависит здоровье и безопасность будущих поколений. «Здесь контроль должен быть еще более жестким, потому что речь идет о детях», - это заявление Дмитрий Медведев сделал на заседании правительства РФ, где рассматривалась стратегия развития отрасли до 2020 года. Важность данного вопроса трудно переоценить! По телефону горячей линии родители, бабушки и дедушки, а также специалисты, работающие с детьми, могут задать вопрос по качеству и безопасности детской одежды, обуви, игрушек, школьной формы, детского питания, а также о действующих нормативных и гигиенических требованиях к этой категории товаров и по услугам детского отдыха.
В режиме онлайн
Начиная с 1983 года,ежегодно 15 марта под эгидой ООН отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2017 году он проходит под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Глобальный интерес к этой теме неслучаен: по экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн–продаж в Российской Федерации в 2015 году вырос на 7% к уровню 2014 года, составив 760 млрд рублей, а доля трансграничной торговли в этом объеме составила 29%. Все чаще россияне покупают товары через телевизионные магазины, после рекламы по радио, через интернет-магазины, используя широкий спектр мобильных средств связи. И случаи мошенничества здесь нередки. Нерегламентированные законодательством отношения в этой области позволяют недобросовестным участникам рынка получать выгоду в ущерб интересам и законным правам не только потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Поэтому в 2017 году Консультационный центр подготовил широкую программу мероприятий по проведению Всемирного дня прав потребителей, посвященную потребительским правам в цифровую эпоху.
- Специалисты ЦГиЭ разработали памятки для потребителей при приобретении товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проводится анкетирование жителей края для понимания уровня их информированности. И, конечно, была организована горячая линия «Интернет-торговля. Как защитить свои права, совершая покупки в интернет-магазине». Позвонив на нее, многие приморцы впервые узнали о существующих правилах торговли в режиме онлайн, - говорит Елена Пятырова
Какую информацию должен предоставить продавец, в каких случаях возможно отказаться от товара, порядок возврата денежных средств и товара в интернет-магазин – на все эти актуальные вопросы каждый позвонивший по телефону получил исчерпывающий ответ. При этом звонить можно было не только по номеру во Владивостоке: дополнительно на территории Приморского края работают телефоны горячей линии консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».
Более подробную информацию, а также график проведения тематических горячих линий смотрите на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».