На что жалуемся или как правильно вызвать «скорую»
10803
Ни один нормальный здравомыслящий человек не хочет, чтобы с ним или его близкими случилось то, что может повредить здоровью или угрожать жизни. Но, к сожалению, от несчастных случаев никто не застрахован. Человек, впервые попавший в экстремальную ситуацию, далеко не всегда может совладать с собой и действовать правильно. Звоня на «скорую», и, при этом находясь в состоянии эмоционального шока, он порой не способен сообщить диспетчеру полную информацию о состоянии пострадавшего.
Есть и другая крайность, когда бригаду вызывают по любому ничтожному поводу – если болит зуб или немного поднялось давление. Заместитель главного врача по медицинской части СМП Владивостока Ирина Салахутдинова подробно разъяснила, как именно нужно действовать, если вам потребовалось вызвать скорую помощь.
Есть и другая крайность, когда бригаду вызывают по любому ничтожному поводу – если болит зуб или немного поднялось давление. Заместитель главного врача по медицинской части СМП Владивостока Ирина Салахутдинова подробно разъяснила, как именно нужно действовать, если вам потребовалось вызвать скорую помощь.
Куда звонить?
«Скорую» можно вызвать по номерам телефона «03», «103» (с городского телефона) или «030» (с мобильного), также можно осуществить вызов с номера телефона «112» следуя голосовым подсказкам.
Вам могут ответить не сразу из-за большой загруженности линии. Сохраняйте спокойствие и обязательно дождитесь ответа оператора, ваш вызов в любом случае будет принят.
Зачастую в скорую помощь обращаются не из-за экстренной ситуации. Любому человеку, далёкому от медицины, сложно определить, нужно вызывать «скорую» или нет. Диспетчер, выясняя состояние пациента, уже определяет, нужна ли здесь срочная помощь, или же вызов направят в поликлинику.
- Например, болит зуб, присосался клещ, по таким поводам мы не выезжаем, - рассказывает Ирина Юрьевна. - А вот если было присасывание клеща, и у пациента поднялась температура, появились головная боль, нарушение двигательной активности, в таком случае ситуация будет поводом для вызова бригады скорой помощи.
Когда вызовы принимаются, они дифференцируются на экстренные и неотложные. Экстренные вызовы - ситуации, когда существует реальная угроза жизни человека. В таком случае врачи должны быть на месте уже через двадцать минут после того, как вы позвонили в «скорую».
Случаи, когда согласно полученной от вызывающего информации угроза жизни отсутствует, пациент в срочной госпитализации не нуждается, нет нарушения жизненных функций, обильного кровотечения, серьезных травм, потери сознания, других опасных для жизни симптомов, классифицируются как неотложные. На такие вызовы медики должные реагировать в течение двух часов.
Не только служба скорой помощи обслуживает неотложные вызовы. Часть таких вызовов передаётся в поликлинику, где есть свои дежурные врачи, машины, оснащенные так же, как и бригады «скорой». Смысл создания службы поликлинической неотложной помощи – приблизить к пациенту поликлинику, участкового терапевта, который наблюдает больного и назначает ему лечение. Бригада «неотложки» имеет право открывать больничный лист и назначать лечение.
Задача службы скорой медицинской помощи - в спасении жизни, оказании экстренной медицинской помощи и экстренной транспортировки в стационар. Лечение «скорая» не назначает и больничных листков не выдает. Сигнальный лист, который «скорая» оставляет на вызове, оформляется для сведения участкового врача, он не содержит развернутой медицинской информации и освобождением от работы не служит.
Итак, если вы позвонили в «скорую» и диспетчер выяснил, согласно полученной информации, что у вас ситуация экстренная, бригада скорой приедет к вам в течение 20 минут. А если угрозы жизни нет, вы находитесь дома или на работе - бригада «неотложки» приедет либо со станции скорой помощи, либо из поликлиники, и в таком случае придется подождать до двух часов.
Если ситуация неотложная, но пациент находится на улице, помощь должна приехать не позже, чем через полчаса, при отсутствии у службы скорой помощи экстренных вызовов с угрозой для жизни.
Отдельная ситуация с вызовами для констатации биологической смерти. В рабочее время такие вызовы перенаправляются в поликлинику по месту случившегося, в нерабочее время, выходные и праздники на них выезжает скорая помощь. Но здесь нужно помнить – нормативов по времени обслуживания таких вызовов нет, в первую очередь помощь оказывается живым.
Что говорить?
1. Точные симптомы
Первое, о чём спросит диспетчер – причина, по которой вы позвонили в «скорую». Он будет задавать уточняющие вопросы, постарайтесь описать ситуацию максимально достоверно. Нужно, как можно точнее указать все симптомы, потому что специалист на другом конце провода ставит предварительный диагноз, от которого зависит, какая именно бригада к вам поедет.
- Бывали очень неприятные ситуации, - вспоминает доктор. - Например, вызывают «скорую», жалобы на высокое давление. Диспетчер спрашивает: «что ещё беспокоит?» - «ничего, только давление», «сколько?» - «150». Когда мы приехали на вызов, оказалось, что у человека инфаркт. Потом выяснили, что в первую очередь пациента беспокоила боль в грудной клетке. При инфаркте это обычно жжение за грудиной, а пострадавший её не дифференцирует как боль. Для него оказались страшнее большие цифры давления, на остальные симптомы он не обратил внимания.
Поэтому очень важно указать всё, что беспокоит. Например, болит плечо, но впервые так сильно. При инфаркте боль может быть и за грудиной, может куда-нибудь отдавать. Бывали ситуации, когда у человека при инфаркте очень сильно болели уши. Важный симптом при болях в грудной клетке, о котором могут спросить – пациент бледный и влажный? Если да, то ситуация экстренная. Ещё один сигнал – посинело лицо и губы, это говорит о нарушении кровообращения, очень важный признак, на который не всегда обращают внимание.
Необходимо указать, впервые это происходит или нет. Потому что, если давление высокое, но так уже не в первый раз – это одна ситуация. Если оно никогда не поднималось, и вдруг резко скакнуло, и вдобавок у пациента головокружение, тошнота, рвота – уже другая.
Дальше – температура, нужно не просто назвать градус, но и сказать, как пациент переносит её. Например, при температуре могут начаться судороги. Обязательно сообщите дополнительную информацию о больном – перенесённые болезни, имеющиеся аллергии.
2. Точный адрес
После описания симптомов необходимо назвать точный адрес – улицу, дом, квартиру, подъезд и этаж. Если пострадавший находится на улице – укажите ее название, адрес ближайшего дома, дополнительные ориентиры.
- Нередко бывает, когда нам звонят и говорят что-то вроде «площадь Луговая, прямо на остановке», а там остановок несколько, - рассказывает Ирина Салахутдинова. - Или «перекрёсток Баляева, ДТП». В итоге, бригада битый час петляет по дорогам в поисках нужного перекрёстка, вместо того, чтобы сразу же оказать необходимую помощь. Всегда давайте конкретные координаты.
3. Оставьте свои контактные данные и телефон, не покидайте места происшествия.
Не раз были ситуации, когда приехавшая бригада сталкивалась с тем, что дверь в указанную квартиру заперта, и на стук никто не открывает. В этом случае врач звонит в оперативный отдел, рассказывает о проблеме, и диспетчер перезванивает на оставленный номер телефона. Если телефон не отвечает, прослушивается запись вызова – бывает, что диспетчер из-за помех на телефонной линии услышал некорректно информацию, необходимо уточнить адрес. Если абсолютно всё верно, но «скорая» не может попасть в квартиру, врачи уже ничем не смогут помочь.
- Иногда нам звонят из других городов - Петропавловска-Камчатского, Москвы, даже с судов, находящихся в море, - отмечает врач. - «Выезжайте по такому-то адресу, моей бабушке плохо». Чаще всего случается, что человек не смог сам до неё дозвониться, хочет проверить, не случилось ли чего. Бригада, конечно, приезжает и стоит под дверями, а в это время кому-то реально нужна помощь. Поэтому очень важно, чтобы сам вызывающий находился на месте происшествия, рядом с пациентом, иначе помощь может не дойти.
Что делать, пока ожидаешь приезда «скорой»?
Если скорая помощь уже выехала, это вовсе не повод для того, чтобы сидеть сложа руки. Вы можете и даже обязаны предпринимать необходимые действия для облегчения состояния больного. Обязательно наблюдайте за пациентом, обеспечьте покой, уложите, согрейте, дайте успокоительное. Если есть кровотечение – постарайтесь остановить, вспомнив уроки первой помощи в школе, если тошнота и рвота – следите, чтобы он не захлебнулся рвотными массами. При ожогах и травмах нужно дать обезболивающее, а вот при болях в животе анальгетики принимать нельзя, иначе можно скрыть клинические проявления, но рекомендуются спазмолитики.
Если в процессе ожидания вы видите, что состояние пациента ухудшается, необходимо тут же перезвонить на «скорую» и сообщить об этом. Скажите, что оформили вызов по такому-то адресу, и человеку стало хуже. Обязательно объясните, как именно изменилось его состояние.
Самое главное – обеспечьте встречу бригады скорой помощи, заранее уберите всех домашних животных. Если квартира маленькая – уберите лишние предметы, чтобы дать пространство для работы. Оказывайте сотрудникам скорой помощи всяческое содействие, выполняйте их просьбы. Помните, что они здесь для того, чтобы помочь вашим близким.
Чего делать не надо
Очень часто сотрудники «скорой», приехавшие на вызов, встречаются с откровенно хамским поведением. Особенно этим грешат пациенты, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, «отдыхающие» где-нибудь в общественных местах. Вместо того чтобы сразу приступить к работе, врачу приходится выслушивать «размышления специалиста». Важно понимать, что время вашего ожидания от бригады не зависит – как только диспетчер отправляет её на вызов, «скорая» стремится доехать в максимально короткий срок. Задержки происходят из-за того, что в СМП Владивостока, как и во всём здравоохранении в целом, элементарно не хватает кадров. При большом количестве обращений вызовы с неотложными поводами скапливаются и становятся в очередь. Как только бригада освобождается, она тут же отправляется на другой адрес.
- Сотрудники «скорой» - такие же живые люди, как и вы, - напоминает Ирина Юрьевна, - и их работа отнюдь не проста – они на ногах с восьми утра, им порой за сутки не удаётся даже нормально передохнуть. Мало того, что это сложно физически, но ещё и очень сильно выматывает в эмоциональном плане. Поэтому не стоит выяснять отношения с бригадой скорой помощи, тем более не следует что-то указывать врачу и комментировать действия медицинского персонала – они обладают достаточными навыками для помощи больному. Если у вас есть какие-то претензии – обращайтесь к администрации СМП, в рабочие дни по адресу Океанский проспект, 155.
Вызов скорой помощи с городского и мобильного телефона: «03», «103», «030» или «112», далее следуя голосовым подсказкам:
- Укажите подробно все симптомы больного;
- Дайте точный адрес, укажите пути проезда;
- Оставьте контактные данные, номер телефона;
- Оставайтесь с больным, следите за его состоянием;
- Уберите домашних животных, лишние вещи, которые могут помешать работе бригады;
- Обеспечьте встречу бригады скорой помощи, оказывайте ей всяческое содействие.