Капля камень точит
В наши дни мочекаменная болезнь значительно «помолодела». Помимо основных причин (наследственность, генетические нарушения, анатомические аномалии, инфекции мочевого тракта) образованию нерастворимых солей способствуют неумеренное потребление «вредной» еды, качество воды, медикаменты, малоподвижный образ жизни. Все это приводит к тому, что среди пациентов уролога ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Приморья Сергея Смольникова все чаще встречаются те, кому не исполнилось еще сорока, хотя основной контингент по-прежнему составляют люди в диапазоне от 40 до 60 лет.
Возраст – не помеха
И если раньше выход был один – резать и извлекать чужеродный объект, то сейчас можно прибегнуть к малоинвазивной процедуре. Литотрипсия, которую проводит Сергей Александрович в ККЦ СВМП – метод современный и очень эффективный, причем подходит он как взрослым, так и детям. В его пользу говорит тот факт, что самому «возрастному» пациенту исполнилось 92 года. И это не единичный случай - были и другие больные столь же почтенного возраста.
Полостная операция, старый традиционный метод, предполагала серьезную травму для организма, длительное пребывание в стационаре и многоэтапное восстановление. К тому же мочекаменная болезнь имеет хронический характер, возможны рецидивы, образование новых камней, а это повторное хирургическое вмешательство и, как следствие – обширные изменения тканей.
Есть контакт!
Литотрипсия относится к наиболее прогрессивному оперативному лечению. Существуют два ее типа: дистанционная ударно-волновая (ДУВЛ) и контактная лазерная, когда через естественные мочевые пути вводится аппарат, позволяющий провести процедуру. Оба метода осуществляются без проколов и разрезов
Контактный вариант часто бывает более эффективным, поскольку раздробленный камень сразу же полностью удаляется из организма. При дистанционном способе все фрагменты выходят самостоятельно от двух до четырех недель, реже дольше, но зато он менее инвазивен.
- Многое зависит от длительности стояния камня, плотности и его размера, - поясняет Сергей Александрович. – Одно дело, когда это 6 миллиметров, другое – 2 сантиметра. Определяющим может быть и место его нахождения: в лоханке, чашечке в верхней, средней или нижней части мочеточника.
Держать дистанцию
Если выбран дистанционный способ, то процедура занимает от сорока минут до двух часов в зависимости от местонахождения, размера и плотности камня. Бывают камни значительного диаметра, но рыхлые, разрушить которые не составляет особого труда, но случается и наоборот – малый размер с высокой плотностью.
Значительная часть времени уходит на наведение – от точного «прицеливания» зависит успех процедуры, что касается дистанционной ударно-волновой литотрипсии. В случае же контактного лазерного дробления лазерный луч очень тонкий, и процесс дробления можно сравнить с образным выражением «капля камень точит».
Самые опасные – коралловидные камни, извлечение которых требует особой осторожности, так как после дробления фрагменты способны создать «затор» и перекрыть мочевые пути, что чревато серьезными осложнениями.
- Однажды мне довелось работать с 42-летним пациентом, у которого был камень размером в 6 сантиметров, - вспоминает уролог. - Представляете, если сопоставить его с почкой, получается, что он занимает практически всю чашечно-лоханочную систему. Конечно, за одну госпитализацию там было не справиться, слишком много нюансов, поэтому процесс шел поэтапно. Вообще, имея дело с камнями размером более 2 см, часто применяется комбинированный метод – с установкой специального стента, чтобы снизить степень нагрузки на почку. Бывает, начинаем с лазерной литотрипсии, частично разрушая камень в почечной лоханке, затем ставим стент - и дистанционно «добиваем» фрагменты.
Резать или дробить?
Конечно, в каждом конкретном случае рассматриваются показания и противопоказания, чтобы адекватно подобрать способ. Как правило, в большинстве ситуаций склоняются к литотрипсии, хотя бывает и так, что пациенту рекомендуется полостная операция – например, при аномалиях развития или так называемых «долгостоящих» камнях, к которым крайне трудно подобраться. Со временем они обрастают тканями и провоцируют стриктуры, то есть сужения мочевых путей. Малоинвазивными методами тут уже не обойтись, но речь идет об очень запущенных случаях, встречающихся нечасто. В основном болезнь удается вовремя распознать и принять меры, решив проблему с минимальным риском, прибегнув к литотрипсии.
- Сейчас на первом месте стоит контактный способ, далее идет комбинированный, - поясняет Сергей Смольников. – Он предполагает первоначальную постановку стента, и уже затем само дробление. Замыкает тройку дистанционный вариант. Он более малоинвазивный, но работает хорошо при диаметре камня до 10 мм - в основном это касается верхних мочевых путей
У кого-то дойти до почки, к примеру, легко, а у кого-то выше нижней трети мочеточника подняться невозможно. Но все же практически в любой ситуации можно найти решение, тем более тут уже речь идет о работе целой бригады специалистов. Дело лишь в детальной подготовке.
Платно или бесплатно?
Во Владивостоке литотрипсию с применением такой аппаратуры делают в трех учреждениях: в медицинском центре ДВФУ на острове Русском, в Отделенческой клинической больнице ОАО «РЖД» и в ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи».
Если рассматривать технические характеристики оборудования, то они ничем не отличаются. Дело, скорее, в том, кто стоит «у прицела». К Смольникову приезжают люди со всего Приморья: лидируют Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск, обращались больные из Хабаровска, а также Иркутской области.
За год в ККЦ СВМП проводят около 450-500 подобных операций, причем 20-30 из таких пациентов – дети разного возраста, от двух до 18 лет. В подавляющем большинстве случаев литотрипсия – услуга платная, причем дорогостоящая, но все же у ряда больных есть возможность пройти лечение по квоте, не потратив ни рубля из своего кармана.
Для взрослых государством квотируется лишь чрескожная нефролитолапаксия - высокотехнологичный малоинвазивный способ лечения, который проводится эндоскопически. Применяется при коралловидных камнях почки. Суть его такова: в поясничной области делается небольшой прокол кожи, через который производится дробление камня. Так как процент таких случаев невелик, процедуру осуществляют далеко не во всех клиниках. Как правило, пациентов направляют в Москву.
«Детский» вопрос
Что касается детей, то здесь федеральное квотирование работает в полном объеме, независимо от выбранного метода дробления. Квоты выделяют и распределяют по медицинским учреждениям каждый год, и, как с сожалением отмечает Сергей Александрович, количество больных растет.
- Не могу сказать, что 20 случаев из 450-500 - очень много, но сама тенденция настораживает, - признается доктор. – Да и детских урологов у нас не хватает как в самом Владивостоке, так и во всем крае. Поэтому направлений поступало мало, в основном либо наблюдали течение мочекаменной болезни в динамике, либо проводили полостные операции. И только в последние несколько лет поток пациентов увеличился.
Аналогичное положение и у взрослых: если взять статистические данные за 2014 и 2015 годы, то увеличение количества операций заметно. Пока сложно сказать, в чем основная причина, вероятно, все в комплексе: некоторый рост числа больных, более активные действия врачей, повышение информированности граждан, более внимательный подход к выбору клиники.
Все по правилам
Чтобы попасть в ККЦ СВМП на плановое оперативное лечение, во-первых, необходимо связаться с Центром специализированных видов медицинской помощи и определить дату процедуры.Во-вторых, пройти первичное обследование и сдать анализы по направлению местного уролога или хирурга. В-третьих, получить направление на госпитализацию.
Главное – не заниматься «диагностикой» по информации со случайных интернет-форумов или самолечением, «растворением» камней народными средствами, насмотревшись телепередач сомнительной достоверности. Лучше доверить свое здоровье профессионалам и передовым технологиям, которыми в полной мере обладает ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи».