Врач не должен быть рабом общества
5285
Я приверженец англо-саксонской модели права, которая провозглашает главенство закона во всех сферах жизни и деятельности. Закон должен быть един для всех, вне зависимости от социального и профессионального статуса гражданина. Не нужно разграничивать общество на пациентов и врачей, и тем более – наделять последних какими-либо преференциями.
Молодой человек, стоящий перед выбором своего профессионального пути, ориентирован на определенные жизненные блага, социальный статус, комфорт и материальные ценности. К сожалению, в настоящее время профессия врача в нашей стране всего этого не гарантирует. Более того – государство своими последними законодательными инициативами усугубляет ситуацию, пропагандируя принудительный труд. Я имею в виду 5-летний запрет на работу выпускников медицинских вузов в частном секторе здравоохранения.
За рубежом врач – уважаемый обеспеченный человек. Да, он тратит много времени, сил и средств на обретение этой профессии, но твердо знает, что по достижении определенного опыта получит и статус, и престиж, и финансовую независимость. Наша страна этим похвастать не может, хотя и здесь и там – правовое государство. В России профессия врача не дает пока ни высокого социального статуса, ни достойного вознаграждения. Это приводит к снижению доступности медицинской помощи, сокращению числа медицинских работников и растущему негодованию социума. Обстановка в обществе накаляется, врачебных рук не хватает, а пациентов меньше не становится. В результате мы имеем то, что имеем – дефицит специалистов и дефицит времени, которое они могут уделить больному.
Врач не должен быть рабом общества. Не обеспеченным, нуждающимся, не защищенным, постоянно оправдывающимся. Без права на свободный труд и неприкосновенность личности.
Сложившаяся ситуация – отголоски системы казарменного социализма со всеми ее атрибутами: очередями, отсутствием материальной мотивации у докторов, и возможностью выбора врача – у пациентов. Эту ситуацию необходимо менять. В том числе за счет создания профессиональных сообществ.
Вообще, профессиональная автономия врача имеет достаточно четкое определение, и в мировой практике есть много успешных примеров медицинских ассоциаций, на которые можно и нужно равняться. Прежде всего, необходимо понять, что бесплатно в нашей жизни ничто не делается, и членство во врачебном объединении обязательно должно стоить денег. Всегда.
Возьмем в качестве примера британскую или американскую модели врачебных объединений. Там в открытом доступе опубликован устав, и доктор, вступая в такой союз, четко знает, что он получит за свои деньги. А получит он немало – ощутимую скидку на участие в различных профильных конгрессах, и, что самое важное, гарантированную юридическую защиту от всевозможных проблем, в том числе от необоснованных обвинений со стороны пациентов.
Речь идет об обеспечении правовой безопасности профессиональной работы врача. На Западе доктор освобожден от разбирательств с недовольным пациентом, это уже забота и прерогатива юрколлегии Ассоциации. Как показывает международный опыт, большинство таких конфликтов решается в досудебном порядке при минимальном участии самого врача, который продолжает спокойно заниматься своими прямыми обязанностями, т.е. лечить людей. Опять же, если дело все-таки дойдет до суда, и врача обяжут возместить моральный или физический вред, то эти деньги выплатит Ассоциация. С другой стороны, она же будет вправе и исключить доктора из своих рядов за грубое нарушение врачебной этики или невыполнение профессиональных обязанностей.
Ничего изобретать не нужно, у зарубежных коллег все эти механизмы давно отлажены. Это работает и проверено временем. Однако при сложившемся порядке взаимоотношений в отечественной медицине, сделать что-то радикально и быстро не представляется возможным. Во-первых, на это нужна воля власти, а во-вторых, понимание, кому передавать полномочия по созданию такой ассоциации.
Я твердо убежден, что учитывая географические масштабы страны, инициатива должна исходить с мест, непосредственно из регионов. В Москве вряд ли смогут целенаправленно и грамотно управлять профессиональными автономиями, в полной мере учитывая их интересы. Я ратую за создание врачебных ассоциаций в каждом регионе с дальнейшим объединением в единую структуру. При этом нет смысла дробить их по специальностям, не так уж и много у нас докторов осталось. И они должны быть не медицинскими, а именно врачебными. Со своим Уставом, порядком выбора руководителя, коллегии, внутреннего надзорного органа – союзом равных.
По сути, я говорю о модели саморегулируемой организации. Для ее реализации необходимо, чтобы появились энтузиасты, готовые взвалить на себя этот груз ответственности, подготовить почву и умы своих коллег для консолидации врачей в конкретном регионе. Придать этому объединению легитимный правовой статус и обеспечить нормальное функционирование. Главное - чтобы сами врачи поверили в необходимость создания Ассоциации и в ту реальную пользу, которую она способна принести.
Вам это нужно, коллеги?
Кирилл Мосолов, главный редактор портала VladMedicina.ru
Ранее по теме
11.10.2015 г. Сначала было слово ...
09.01.2015 г. Кирилл Мосолов: Статус врача – главный мотивирующий фактор