На страже биологической безопасности

5406

Главный новостной тренд последних недель – свиной грипп. И очевидно, что в такой ситуации все больше внимания приковывают к себе специалисты-вирусологи. Ситуацию с заболеваемостью контролируют и чиновники от здравоохранения, и рядовые врачи, но основная работа по надзору ложится на плечи сотрудников управления Роспотребнадзора. А между тем обнаружить коварный вирус и отличить грипп от банальной простуды сегодня может лишь одна лаборатория в Приморье. Расположилась она в здании по адресу Стрельникова, 3 во Владивостоке.

Мы поднимаемся на второй этаж и, попутно отмечая отсутствие врачей в своих кабинетах, проходим в кабинет заведующего вирусологической лабораторией – доктора биологических наук, профессора Михаила Щелканова.

– Как-то у вас здесь тихо и немноголюдно, – с порога удивляемся мы.

– Все сотрудники сейчас в боксах (изолированные помещения для проведения исследований – ред.), – парирует тезка знаменитого русского поэта Лермонтова и, услышав знакомый мужской голос за стеной, добавляет: – Вон только Владимир Николаевич вышел ненадолго дух перевести и то на время инкубации.

По понятным причинам, работа в лаборатории скрыта от посторонних глаз. Возможно, именно поэтому многие обыватели недооценивают тяжелый труд вирусологов, который лишь на первый взгляд кажется бесхитростным и незамысловатым. В разговоре с нами Михаил Щелканов сравнивает деятельность лаборатории с ткацким станком, который не останавливается ни на минуту. А во время эпидемических вспышек работать приходится почти до глубокой ночи. И самое интересное, что подобная перспектива никого из сотрудников не пугает: каждого из членов немногочисленного коллектива (всего 11 человек) отличает гиперответственность и бесконечная преданность своему делу.

Одна на всех

– Наша лаборатория – единственная в Приморье, где проводится молекулярно-генетическая экспресс-диагностика вирусов гриппа, включая так называемый «свиной» грипп. Это хорошо характеризует лабораторию, но недостаточно хорошо характеризует нашу систему здравоохранения в целом, - руководитель начинает рассказ «с грустного». - Взять ту же диагностику пневмоний и гриппа. Все везут биопробы к нам. Но диагноз в принципе можно было бы ставить и в клинических учреждениях. Причем, многие ЛПУ оснащены подходящим оборудованием, но почему-то этого не делают. Это не значит, что мы не хотим работать. Но оптимальным решением было бы подключение к диагностике лабораторий медучреждений, и надо всемерно развивать эту систему.

Работа с нашумевшим гриппом – лишь одно из направлений лаборатории. Отличие от других лабораторий в крае, в том числе коммерческих, объясняет Михаил Юрьевич, заключается в том, что здесь речь идет об обеспечении биологической безопасности Дальнего Востока и России в целом.

– Мы вынуждены выполнять коммерческие услуги не потому, что хотим заработать больше денег, а зачастую потому, что мы единственные, кто может это сделать. Наши расценки (от 300-400 рублей за тест) минимальные, – подчеркивает профессор. – Все-таки основная задача нашей лаборатории – это обеспечение биологической безопасности государства.

В Советском Союзе, и это признавали даже наши идеологические противники, существовала лучшая в мире подобная система. И когда СССР распался, система не умерла. Благодаря самоотверженному труду специалистов, удалось эту систему пронести через смутные 1990-е и воссоздать в условиях уже современной России. И не просто воссоздать, а творчески развить с учетом новых технологических решений, которые появились в последние десятилетия. Роспотребнадзор, включая систему противочумных станций и Центров гигиены и эпидемиологии, сохранил и преумножил славные традиции прошлого.

Отфильтровать вирусы

Как же обеспечивается эта безопасность? Постоянным мониторингом. Специалисты изучают ситуацию с вирусами на территории Приморского края, проводят исследования и в случае необходимости дают правильные рекомендации. Самый ценный для человека ресурс – питьевая вода – находится под неусыпным контролем работников вирусологической лаборатории.

– Водная среда содержит достаточно большой спектр вирусов. Особое внимание традиционно приковано к энтеровирусам – вирусам кишечного тракта, – обращает внимание Михаил Щелканов. – И хотя кишечные заболевания чаще всего встречаются в летний период, когда идет купальный сезон, тем не менее, мониторинг сточных и поверхностных вод мы проводим круглый год.

Основоположник вирусологии Дмитрий Ивановский еще в 1892 году применил метод фильтрации в своих исследованиях (в результате чего вирусы вообще стали известны науке). И любопытно, что этим же методом пользуются сегодняшние коллеги прославленного ученого.

– Чаще всего нам привозят большой объем воды. Мы его профильтровываем через мелкопористые фильтры, а потом собираем то, что не проходит, – перечисляет зав. лабораторией. – И этот осадок используем для инокуляции клеточных культур, пассируем и видим, например, цитопатологические изменения. А следующая наша задача – идентифицировать вирус классическими вирусологическими методами.

«Сок» из клещей

СМИ любят пугать людей гриппом, но весной его время проходит, и на смену приходит другой вирус, который также числится среди любимых заразных «страшилок». Правда, передается он не от человека к человеку – опасность несут насекомые, которых журналисты иногда любят называть «сосущими тварями». Вирусолог поправляет: если быть точным, клещи не присасываются, а прикрепляются, поскольку гипостом (ротовой аппарат – ред.),  этого членистоногого, проникая в кожу, совершает прорезывающие движения.

С началом весны пострадавшие от укусов клещей толпами несут «обидчиков» в лабораторию на Стрельникова, 3, поскольку об опасности клещевого энцефалита все знают не понаслышке. Интересно, что во время исследования с паукообразными проделывают по сути те же манипуляции, что и с фруктами во время приготовления сока с мякотью. Рисуется следующая картина:

- Мы их растираем и гомогенизируем, а уж потом исследуем. В случае ПЦР – есть ли там генетический материал вируса. В случае иммуноферментного анализа – есть ли там белковая составляющая. В зависимости от результата теста человек идет к инфекционисту и получает соответствующее лечение.

Врачи не устают повторять, что вирусы, которыми могут «наградить» человека клещи, несут действительно серьезную угрозу. И наш собеседник настаивает, что с клещевым энцефалитом «шутки плохи». К счастью, надежно защитить себя можно, сделав прививку. Причем, об этом желательно задуматься уже в ближайшее время.

– Вакцинироваться нужно дважды: первую прививку лучше сделать в феврале, а вторую – ближе к лету, – считает вирусолог. – Но если вакцина от гриппа бесплатна, то от клещевого  энцефалита прививают за госсчёт только тех, кто входит в группу риска (например, лесоводы, охотоведы). При этом надо понимать, что экономить здесь нельзя: в лесу и на даче мы бываем все. А предупредить болезнь дешевле, чем потом ее лечить.

Прививки и биотеррористы

Кстати, высказываясь на тему прививок, а точнее о тех, кто пытается их активно бойкотировать, вирусолог не стесняется в выражениях:

– Я бы не хотел обсуждать людей, которые отказываются от вакцинации. Но те, кто в организованном порядке стройными рядами воюют за поголовный отказ от вакцинации, – это пособники биотеррористов, а может быть и осознанные биотеррористы, которые пробивают брешь в нашем коллективном иммунитете. И расплачиваются за это все остальные. Ведь если бы привиты были 90 % населения, у того же гриппа было бы мало шансов преодолеть эпидпорог. Важно подчеркнуть, что вакцина не защищает от заражения, но предохраняет от тяжелых и летальных вариантов развития заболевания. К слову, все летальные случаи гриппа – это результат отсутствия своевременной вакцинации.

Ученый выступает за повсеместное внедрение паспорта прививок, поскольку многие люди порой не знают, от каких болезней они были вакцинированы в детстве. Кроме того, по мнению вирусолога, следить за календарем прививок необходимо также пристально, как и за курсом доллара.

Культуру - в массы

Об уникальности этой лаборатории можно говорить долго. Ведь здесь не только исследуют воду и распознают вирусы гриппа. Сотрудники лаборатории ежедневно определяют маркерограммы к гепатитам, исследуют кровь на антитела к кори, краснухе и цитомегаловирусу (семейство герпесвирусов – ред.), выявляют тифы, коклюш, менингококки и гельминтозы.

Образцы свозятся сюда из разных районов Приморья, и объем работы колоссальный. Отвечая на вопрос о распределении нагрузки в течение года, Михаил Щелканов признается, что она «всегда на пределе» и времени на отдых почти не остается. При этом вирусология требует от человека энциклопедического образования, а потому в этой области науки, чтобы удержаться на плаву, нужно быть специалистом широкого профиля.

На техническую оснащенность и материальную базу сотрудники лаборатории не жалуются, но вздыхают, что и прогресс не стоит на месте, а потому соответствие мировому уровню всегда стоит немало. Однако помимо технической оснащенности, важным элементом является отношение самого общества к биологическим угрозам.

– Речь идет о культуре населения и ответственности, готовности в случае необходимости действовать в соответствии с рекомендациями специалистов. Не скажу, что у нас этого совсем нет. Но сказать, что у нас все прекрасно, тоже нельзя. Есть проблемы, и их можно решить только совместными усилиями специалистов и СМИ, – заключает Михаил Юрьевич.

Ранее по теме:

29.01.2016 г. Тем, кто не привился, нужно быть настороже

30.12.2015 г. Осторожно – тропические лихорадки!

21.10.2015 г. «Глаза» и «руки» Роспотребнадзора





  Рейтинг: 5, Голосов: 16



Поделиться
5406
Личный кабинет