Военно-полевой госпиталь с особым статусом
5045
КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2», более известная как «тысячекоечная», всегда была на особом счету и у жителей Приморья, и у краевых властей. С одной стороны, это полноценный больничный комплекс, где оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе по шести профилям коечного фонда - часть высокотехнологичной помощи. С другой – это самый настоящий «военно-полевой госпиталь», куда везут пациентов после тяжелых травм, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий со всего края, и где ежедневно, без пафоса и лишних слов делают привычную и рутинную работу – спасают жизни людей.
Главный врач КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Вячеслав Глушко на страницах портала VladMedicina.ru делится с читателями своим видением перспектив развития приморского здравоохранения и участия в проектах ГЧП, рассказывает о новом оборудовании, рассуждает о значимости проведения заседаний ОЭС по вопросам здоровья, а также о роли врача в жизни общества и необходимости принятия закона о его статусе.
О зарплатах и умении зарабатывать
- У меня сейчас на столе лежит жалоба одного из сотрудников на низкую зарплату. Человек работает на одну ставку, и я не могу сказать, что это плохой врач, хотя и в незаменимые «отличники» его не запишу. Я сам много лет был врачом, и знаю, о чем говорю. Банальная истина, но чтобы зарабатывать, нужно много работать. Во всем мире люди, которые хотят жить достойно, обеспечить себе приемлемый уровень достатка, «пашут» с утра до вечера, а не чаи на рабочем месте распивают.
Кто хочет – тот работает и зарабатывает, это аксиома. За счет дополнительных ставок, совмещений, дежурств, и пр. Было бы желание и стремление. Когда я работал врачом в этой же больнице, вкалывал каждый день плюс семнадцать дежурств в месяц.
Я осознавал, что только таким образом смогу обеспечить семью, чувствовать себя мужчиной, способным приносить деньги в дом. Поэтому я не вполне понимаю тех врачей и не только их, которые, покуривая и сидя на одной ставке, жалуются: как все плохо в нашей медицине, зарплаты до сих пор маленькие и денег никто не дает. Никто никому денег просто так не принесет.
О новом оборудовании
В этом году «тысячекоечной» больнице присвоен статус травмоцентра первого уровня, мы дополучили соответствующее оборудование. В первую очередь, хочу выразить благодарность краевой администрации, которая потратила на это много сил и средств. К нам пришла техника последнего поколения для операционных, реанимационного отделения. Это аппараты искусственной вентиляции легких, для нейрохирургов – операционные столы, хирургический операционный микроскоп.
С их помощью уже сделано несколько операций тяжелым пациентам с переломами позвоночника, повреждениями спинного мозга. Они все уже выписаны и передвигаются самостоятельно. Конечно, о 100-процентной двигательной активности речь не идет, но они могут сами себя обслуживать, ходить, заниматься домашними делами, работать. Это крайне важно.
Наши нейрохирурги прошли специальное обучение, и в настоящее время освоили микрохирургические операции на нервных стволах при повреждении периферических нервов. Полученное оборудование и мастерство специалистов позволяют восстанавливать двигательную активность после полученных резаных ран, переломов, послеоперационных осложнений.
Это очень тонкая напряженная работа, требующая ювелирной точности и максимальной собранности. Хирурги понимают, о чем я говорю.
Также в этом году мы приобрели современный мочевой анализатор японского производства, который может делать более 200 анализов в час. В данном аппарате используется способ проточной цитометрии, позволяющий за одну минуту проанализировать до 65 тысяч клеточных элементов и различных частиц, которые присутствуют в моче. За счет обжимающей жидкости они выстраиваются по одной единице в ряд, и лазерные лучи их дифференцируют. Аппарат видит бактерии, и по результатам гистограмм врач может детально исследовать их. В зависимости от полученной информации уже на другом современном анализаторе — бактериологическом – можно с предельной точностью расшифровать результаты: что является причиной возникновения и развития инфекции мочеполовых путей.
О комфорте и сервисе
Я считаю, что наша медицина сегодня – вполне доступная и достаточно качественная. И появляется все больше людей, приехавших после обследования или операций в зарубежных клиниках, которые убеждаются, что диагноз здесь им был поставлен правильный, и лечение назначено адекватное.
Необходимо помнить, что мы оказываем не медицинские услуги, а медицинскую помощь. В 90-е здравоохранение стали превращать в сферу услуг, и отношение к нему стало соответствующим, резко изменилось в худшую сторону.
Да, у нас нет комфортных условий, «тысячекоечная» больница строилась как больница скорой медицинской помощи, где самое важное – оказать пациенту именно своевременную квалифицированную и специализированную для медицинскую помощь. Она и создавалась без намека на возможность какого-то высокого уровня сервиса – перед нами ставилась задача лечить быстро и качественно. Хочешь дополнительный сервис, услуги и комфортные условия – изволь заплатить. У нас тоже есть сервисные палаты, желание полежать в которых вам обойдется в полторы – две тысячи рублей за сутки. Не так уж много в сравнении с гостиничными расценками, учитывая полный пансион и проводимое лечение.
Таких палат у нас порядка десяти. Эти палаты сформированы из служебных помещений. Больше пока сделать не в состоянии, иначе будем вынуждены класть больных в коридоре. В сервисную палату входят кровать, холодильник, стол, стул, туалет, душ. Лечиться в более комфортных условиях можно и в «тысячекоечной» больнице! Спрос на такие палаты есть всегда, и они редко, когда пустуют.
Об участии в проектах ГЧП
Закон «О государственно-частном партнерстве» принят, но работать он начнет только с начала следующего года. Пока рано говорить, как и в каких формах все это будет происходить, но главное – мы увидели закон, который в любом случае является фундаментом, теоретическим базисом для дальнейших практических «надстроек».
Если мы хотим куда-то двигаться, мы обязаны меняться. Режим относительной автономии, в котором мы сегодня работаем, предполагает реорганизацию, поиск новых форм, решений и подходов, повышение интенсивности и эффективности труда, и т.д.
В современных условиях мы уже не можем позволить себе топтаться на месте, действовать в прежнем режиме. Мы должны научиться работать в новых экономических условиях и рассматривать все свои службы как решение экономических проблем. Нужно брать отдельное отделение и делать под него самостоятельный финансовый проект.
Что касается государственно-частного партнерства, то со следующего года мы запускаем проект по гемодиализу. В КГАУЗ «ВКБ №2» зашла компания-подрядчик, которая уже взяла в аренду часть площадей больницы (отделение амбулаторного гемодиализа).
Предполагается, что в рамках проекта ГЧП она будет проводить процедуру гемодиализа (очищения крови через полупроницаемую пористую мембрану с помощью аппарата «искусственная почка») по тарифам ОМС. Это выгодно и нам, и населению. Опять же, выбирать условия пребывания пациент будет сам.
Еще одна, пока только обсуждаемая идея - создать в формате ГЧП на базе «тысячекоечной» отделение реабилитации.
О ДМС, ОМС и ОМС+
Вообще, мы и страховая медицинская организация обязаны четко и недвусмысленно разъяснить каждому пациенту, какие услуги или конструкции он может получить по полису ОМС, а какие – за дополнительную плату. То есть сначала рассказать обо всем спектре предлагаемых услуг и методик, а дальше, пояснить, входит ли она в систему госгарантий, и чем отличается от аналогичной, но за деньги. Почему, к примеру, эта конструкция не будет стоить ничего, а вот такая – столько-то. Более качественный материал, более высокий срок эксплуатации, и пр. А пациент на основе полученной информации уже сделает свой выбор.
Конечно, мы ратуем за повышение тарифов ОМС. Для меня, как управленца, руководителя учреждения, не столь важно, кто будет платить. Большая проблема существующей системы медицинского страхования в том, что практически не оформляются договоры ДМС, а полисы ОМС не покрывают всех расходов медицинской организации. Так вот, для нас не важно, откуда пришли деньги. Главное, чтобы мы сделали свою работу и отдали счет на оплату. Пусть всё проверяют страховые компании, выносят свой вердикт, но каждый счет должен быть оплачен. Ведь наши сотрудники – это те же граждане, которые за работу должны получать деньги.
Мне импонирует идея введения полисов ОМС+, которая неоднократно озвучивалась представителями Минздрава. Это некий компромиссный вариант между полисами обязательного и добровольного страхования. Но насколько я знаю, каких-то конкретных законодательных решений по ОМС+ пока не принято. Мы все понимаем, что существует определенный дефицит бюджета, поэтому должно быть четко сказано: есть у тебя условно сто рублей – идешь в одну клинику, нет – идешь в другую. Это нормальный работающий принцип, ничего нового. Нужно жить по средствам. И, кстати, Президент России Владимир Путин постоянно на это обращает внимание. А наших граждан еще необходимо уговорить пройти бесплатную диспансеризацию, скрининговые программы.
О лечении за рубежом
Мы бываем за границей, смотрим, как устроена система у них. Там врач ведет прием, отбирает себе пациентов, назначает им конкретное время на операцию, потом консультацию. Все очень строго регламентировано, такого нет, чтобы человек пришел ко времени, а доктор кого-то еще принимает. Врач составляет удобный и для себя, и для пациента график, который исключает очереди в принципе. А пациент понимает, что ненужной информацией он может нарушить график приёма. Такой опыт перенимать можно и нужно.
Есть и обратная сторона медали - нам нередко приходится переделывать результаты труда своих зарубежных коллег, иногда, чтобы спасти пациенту жизнь или предотвратить инвалидизацию. Люди приезжают из Сингапура и Южной Кореи, и мы им делаем реконструктивные операции. Еще один большой минус в том, что наши люди не читают договоры, а некоторые иностранные клиники вообще не предоставляют контракты на русском языке, хотя и обязаны это делать. По закону, если в стране 2 официальных государственных языка – к примеру, корейский, и английский, то в случае обращения гражданина РФ, договор должен быть составлен на трех, включая русский. К нам обращаются эти «горе-туристы» от медицины, у которых после пребывания в зарубежных центрах нет нормальной выписки, описания операции. Как делали, каким способом и делали ли вообще, какие препараты вводили,?
Несомненно, есть и серьезные солидные клиники, свято чтущие свою репутацию, которые никогда не допустят подобных вещей. И перевод оформят, и анализы все сделают в «правильной» системе, которые в разных странах разные, и когда пациент после лечения приезжает сюда, эти анализы, как правило, необходимо пересчитывать.
Коснусь и финансовой составляющей: пациенты жалуются, что некоторые операции здесь стоят дорого, а потом…начинают собирать деньги для лечения за рубежом. При этом не учитывают немаленькую стоимость перелета, питания, обследования и лечения, проживания в гостинице. А ведь сами операции в странах АТР стоят в разы дороже, чем у нас, а вот гарантию качества там вам никто не даст.
О потребительском экстремизме
Он продолжается, и будет продолжаться. И универсального рецепта против потребительского экстремизма не существует. Есть часть недобросовестных людей, которые хотят получить услугу, но не хотят за нее платить. В этом плане мы забыли понятие «порядочность», оно ушло в небытие. Многие пациенты сами провоцируют врачей, сначала соглашаются на платные операции, а потом начинают заниматься шантажом, граничащим с вымогательством.
Когда операция уже благополучно проведена, говорят, что ее обязаны были делать бесплатно. А зачем на платную соглашались? Больнице же тоже никто не будет оплачивать потраченные на проведение таких операций дорогостоящие расходные материалы сверх выделенного финансирования по ОМС. Мы забываем о том, что врач учится всю жизнь, и чем больше он набирается опыта, осваивает новых технологий и методик (причем учится и ведущих клиниках страны за рубежом на свои деньги), тем лучше будут результаты лечения. Врач – не санитар на поле боя. Он несет ответственность за каждое свое действие.
О роли и статусе врача
К сожалению, за прошедшие годы мы столкнулись с целым рядом случаев нападения на врачей, и не только в нашей больнице. И пока по этому направлению не принято ни одного конкретного решения. Самое грустное, что до сих пор не определен статус врача. Когда это будет сделано на законодательном уровне, все поймут, что врач находится при исполнении служебных обязанностей, имеет право на адекватную самооборону и может рассчитывать на полную меру наказания для нападавшего. Сегодня почему-то считается, что нападение на медицинского работника, который исполняет свой долг, не является серьезным преступлением, а если он защищает свою жизнь и причиняет при этом вред, то и весь груз вины и ответственности ложится именно на него. Это же врач, человек в белом халате, не имеет права…
В любом случае, необходим федеральный закон «О статусе врача», а вот инициатива о его принятии может исходить и от регионального парламента. Очень надеюсь и рассчитываю, что в ближайшее время мы этот закон увидим. Сегодня врачи не защищены никем и ничем. И еще меня до глубины души возмущает сам факт нападения на врача. Человек, которому дарованы талант и способность оказывать помощь ближнему, лечить больного, сам становится объектом нападения. Мало кто знает, сколько здоровья отдают доктора на своей работе. Любая болезнь любого человека – это негатив, который врач принимает на себя, и его же оскорбляют, унижают, избивают.
Для наглядности собственных тезисов хочу озвучить несколько моих любимых изречений о роли врача в жизни общества, и особенностях выбранного пути. Так, Поль Мишель Фуко говорил, что медик занимает в пределах любого общества и любой цивилизации совершенно особобенное положение: он повсеместно является предметом общественного внимания и почти всегда незаменим. Антон Павлович Чехов был убежден, что профессия врача – подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты духа и чистоты помыслов. А Гиппократ справедливо считал, что доктор – это существо особой касты, и все, от нищего до императора, должны помогать ему в том, чтобы он не был вынужден бороться за свой кусок хлеба… И я лично придерживаюсь позиции, что все-таки врач – это проводник Бога на Земле.
О рабочих буднях и спасенных жизнях
Мы практически каждый день кого-нибудь вытаскиваем с «того света». Один из последних случаев – пострадавший мальчик из Большого Камня, которому в буквальном смысле снесло полчерепа. Дети развлекались тем, что бросали камешки в проходящие электрички. Один рикошетом отлетел и попал в голову этому ребенку, зрелище было не для слабонервных. Камень выбил глаз, серьезно повредил вещество мозга. Спасли, выписали.
Недавно поступил молодой человек с тяжелым ножевым ранением шеи, опять же, спасли. Вернули здоровье, сделав очень сложную реконструктивную операцию краевому жителю, на которого напал медведь. Наверно, помните историю, когда гражданин на Чуркине упал с 20-го этажа, 60-метровой высоты? Ушел от нас на своих ногах…
Подобных случаев много, и я даже не обо всех помню и знаю. Для наших хирургов это просто работа, будни больницы, они не привыкли хвалиться своими медицинскими подвигами. Доктора у нас действительно скромные, порой слова из них не вытянешь, даже я, главный врач, иногда не могу получить интересующую меня информацию. Говорю – докладывайте о новых операциях, спасенных жизнях, не стесняйтесь! Вы же не хвастаетесь, это всего лишь констатация факта.
О работе ОЭС по здоровью
Несмотря на то, что Общественный совет по вопросам здравоохранения – орган совещательный и рекомендательный, я не сомневаюсь в его пользе. Знаю точно, что все вынесенные нами решения губернатор Приморья Владимир Миклушевский изучает самым тщательным образом. Глава региона видит мнение медицинского сообщества, читает нашу экспертную оценку по тому или иному актуальному вопросу и выносит свое окончательное решение с учетом позиции ОЭС.
Экспертный совет работает уже два года, и я считаю, что это профессиональная и компетентная общественная структура, собравшая под своей «крышей» неравнодушных людей, искренне болеющих за дальнейшую судьбу приморской медицины. Наши совещания и заседания – не посиделки близких по духу людей, а уникальная площадка для обмена идеями, концепциями и мнениями, действенный инструмент влияния на власть. Каждый вопрос мы обсуждаем горячо и бурно, но это продуктивная, результативная дискуссия.
О Новом годе и его праздновании
И все-таки, несмотря ни на что, я оптимист, и в будущее смотрю с надеждой. Стараюсь впереди увидеть только позитивные изменения. Меня радует, что стала меняться зарплата в лучшую сторону, коллектив стал более спокойным, сотрудники уже не нервничают так, как раньше, получая мизерную зарплату. В любом случае надо решать вопросы софинансирования, развивать платные услуги. Польза обоюдовыгодная и для пациентов и для медицинских работников.
Мы, как государственное учреждение здравоохранения, все делаем абсолютно легально и прозрачно. А если возникают конфликты недопонимание, призываю всех сначала прийти ко мне, или к моим заместителям, чтобы хотя бы попытаться решить дело миром. Я всегда говорил, и буду говорить – не надо строчить жалобы в департамент, прокуратуру, все спорные вопросы можно решить здесь, на месте. Не потому, что мы хотим, что-то скрыть, а потому что это проще и легче для всех. Да и дешевле.
Когда запускается большой и неповоротливый судебный маховик, под него попадают обе конфликтующие стороны. Тратится много сил, нервов и денег. Зачем? Ведь в этом случае врач вынужден отвлекаться от своей основной обязанности – сохранять здоровье и спасать жизни. Давайте будем терпимее друг к другу, научимся взаимоуважению и взаимопониманию, и не будем вставать по разные стороны баррикад. Давайте начнем Новый год без конфликтов, обвинений и оскорблений. Я не знаю, что такое клятва Гиппократа, ее в глаза никто не видел. Я знаю, что такое врачебный долг, а мы его выполняем.
Кстати, самый любимый в России праздник – Новый год, я его чаще отмечаю с семьей и друзьями. Собираемся большой веселой шумной компанией выезжаем на природу, к речке, к морю, несколько дней живем в домиках и наслаждаемся отдыхом. Главное, чтобы было много свежего воздуха и отличного позитивного настроения!