Артур Константинов: У нас социальное учреждение

6889

Сегодня открытая дискуссия о проблемах и достижениях приморского здравоохранения стала нормой. При этом о врачах в целом и стоматологах, в частности, вспоминают, как правило, в негативном контексте, когда дело доходит до судебных разбирательств или когда сами медицинские работники становятся жертвами неуправляемых пациентов. Желая более четко обозначить общественный статус и социальный функционал краевой стоматологической службы, портал VladMedicina.ru публикует интервью с главным врачом ГАУЗ «Краевая стоматологическая поликлиника» и главным внештатным стоматологом Приморья Артуром Константиновым, который озвучивает накопившиеся в отрасли проблемы, развенчивает мифы о сверхдоходах приморских дантистов и утверждает, что по качеству услуг и уровню подготовки специалистов бюджетная стоматология не уступает частной.  

стоматологияСтавка на вежливость

 

- Артур Васильевич, первые, с кем встречается пациент, переступая порог поликлиники – сотрудники регистратуры. Как у вас работает эта служба?

 

- Не могу сказать, что регистратура у нас хуже, чем в других ЛПУ – стараемся, работаем. В частности, наши регистраторы прошли профильные циклы обучения, это вежливые и интеллигентные сотрудники, можете сами в этом убедиться. У нас трудятся четыре регистратора – два в первую смену, и два - во вторую. Их рабочие места полностью автоматизированы, ведется электронный учет приема и записи жителей. На сегодняшний день мы выполняем все условия программы модернизации по медицинским информационным системам. Также ведется традиционная предварительная запись по телефону. Принимаем заявки от инвалидов, людей пожилого возраста, жителей отдаленных районов – причем как Владивостока, так и всего края. Ну и живую запись в регистратуре пока никто не отменял.

 

- А технические сбои случаются?

 

- К сожалению, да, от этого никто не застрахован. Мы входим в Федеральную электронную регистратуру (ФЭР), и это несколько усложнило процедуру предварительной записи для пациентов. Иногда происходит не совсем корректный вход в систему, человеку кажется, что он записался, а на самом деле программа его не учла. Такой пациент в нашей системе не определяется, он приходит на прием, но его место занимает другой. Поэтому иногда вынуждены «разруливать» и перераспределять эти потоки. Наши регистраторы сейчас прозванивают всех пациентов, которые записались по электронной записи, чтобы удостовериться, придут они или нет. Это отнимает довольно много времени, но, повторяю, это технические накладки. Ведь далеко не все обладают соответствующей компьютерной грамотностью, особенно пожилые люди.

 

На условиях соплатежа

 

- Краевая стоматологическая поликлиника сегодня – это социальное учреждение, или все-таки преобладает коммерческое направление, и делается акцент на платные услуги?

 

- В любом случае, основной акцент - социальный. Объем платных услуг мизерный, выручка идет исключительно на поддержание в должном состоянии материально-технической базы и развитие поликлинических услуг. Чтобы развивать их серьезно, должным образом, необходимо обязательно повысить тарифы ТФОМС. Они сегодня  неоправданно низкие. Судите сами: тариф на медикаменты составляет 5 рублей 59 копеек. Выжить с такими ставками  крайне сложно. В настоящее время мы не можем приобретать  дорогостоящее медицинское оборудование, ту же стоматологическую установку, и т.д.. Еще одна проблема: для  оказания полного спектра стоматологических услуг  у нас нет соответствующих условий, в частности, приемлемых помещений.

 

- Но платные услуги вы все же оказываете?

 

- Они очень условно платные. По сути, это соплатеж, то есть доплата за дорогостоящий материал. По коммерческому направлению полностью у нас идет только протезирование. А вообще, платные услуги доставляют нам, главным врачам, немало хлопот - 95% жалоб от пациентов связаны именно с ними. Рады бы отказаться, да не можем.

 

- Артур Васильевич, а на какой объем стоматологической помощи может сегодня рассчитывать пациент по полису ОМС?

 

- В каждом стоматологическом учреждении вывешен перечень услуг, оказываемых бесплатно. Это удаление и лечение зуба, но пломбу вам при этом поставят обычную, цементную. Хотите лучше – доплатите за материал. Это и называется соплатеж, о котором я говорил. Что касается «косметики», то я считаю, это больше прерогатива платной стоматологии. Хочешь сиять безукоризненно ровными и белоснежными зубами – изволь раскошелиться. Государство не обязано оплачивать прихоти пациента, не связанные непосредственно с лечением. Хотя мы по мере возможностей также занимаемся косметическими процедурами, ставим «световые» пломбы. Кстати, не так уж и дорого, пациент заплатит только за материал, сама работа по полису ему стоить ничего не будет.  

 

Развенчивая мифы

 

- И все-таки обыватель убежден, что все стоматологи зарабатывают миллионы… Можно ли говорить о равноправной конкуренции между государственными и коммерческими зубными кабинетами?

 

- Слухи о наших доходах - миф и блеф. Дай бог выйти на нулевую рентабельность, и совсем хорошо, когда удается немного заработать. А конкурировать с частниками мы можем, причем вполне успешно. Самое главное преимущество - доступность, при этом мы не уступаем в качестве. Даже представители ведущих частных стоматологических клиник сегодня признают, что уровень оказания помощи и квалификации наших специалистов вполне достойный. Пусть у нас нет на каждого пациента отдельного кабинета и отдельного ассистента. Да, мы уступаем в сервисе и комфорте, во времени ожидания, но не в качестве сделанной работы. А я считаю, это главное.

 

- А финансирование вы получаете из каких источников?

 

- С 2012 году мы получили статус государственного автономного учреждения здравоохранения, и на бюджетные преференции, в принципе, и не рассчитываем, работаем только с Фондом обязательного медицинского страхования. Плюс платные услуги. Однако огромный минус одноканального финансирования в том, что на средства ТФОМС мы не можем потратить за единицу оборудования более 100 тыс. рублей, при этом и расходные материалы, и аппараты подорожали в разы. К примеру, если компрессор в конце года стоил 70 тыс. рублей, то сегодня – 140 тысяч. Самую дешевую китайскую установку можно было приобрести за 150 тысяч, в настоящее время дешевле трехсот уже не купишь. Сегодня все ЛПУ настаивают на том, чтобы эту планку подняли минимум до 300-500 тысяч рублей. На самом деле нужно в разы больше.

 

Страсти по зарплате

 

- Как у вас обстоит ситуация с заработной платой, выполняете показатели «дорожной карты»?

 

- В целом, да, но разница в заработках врачей-стоматологов все-таки довольно серьезная. Я, как главный специалист, много езжу по краю, оцениваю, сравниваю, даю рекомендации. Кто-то зарабатывает 50 тысяч, кто-то – тридцать. Но сегодня очень много зависит и от главного врача, и от самого работника. Размер заработка определяется размером стимулирующих выплат, а их нужно заработать. И если у руководителя ЛПУ есть экономия фонда заработной платы, есть резервы, то он наделен правом повышать стимулирующую часть до очень серьезных величин – но только после скрупулёзного рассмотрения врачебной и тарификационной комиссий. А вот базовая часть у всех приблизительно одинаковая. К сожалению, до сих пор многие врачи не понимают, что сегодня свою зарплату они зарабатывают сами. Они жалуются в департамент, губернатору, президенту, а следовало бы обратить внимание на показатели своей работы.

 

Выполняя показатели дорожной карты по заработной плате и услугам, мы должны стремиться к обеспечению доступности и качества медпомощи. Главврач все время находится меж нескольких огней: он обязан выполнить свои обязательства, в первую очередь, перед пациентами, властью в лице администрации края и ТФОМС, и перед своими сотрудниками.

 

- Получается?

 

- Стараемся. Ведь нам самим невыгодно делать работу некачественно. В противном случае пациент вернется, и вернется со скандалом. А любая переделка – это дополнительная незапланированная работа, чистый убыток, да и удар по репутации.

 

«Тактико-технические» характеристики

 

- Артур Васильевич, какова структура поликлиники?

 

- Сразу скажу, что в крае филиалов у нас нет, мы отдельное и самостоятельное юрлицо, и нам в этом году исполняется 47 лет. Как внештатный стоматолог департамента по долгу службы я обязан знать, как и чем живут районные стоматологические поликлиники и кабинеты. Поэтому стараюсь оказывать посильную организационно-методическую и консультативную помощь. Конечно, стоматологические услуги оказывают во всем Приморье, но в отдаленных районах есть некоторые сложности и проблемы.

 

Их жители направляются в более обеспеченные центры в городах, в том числе и в нашу поликлинику. Мы никому не отказываем. Хотя эту возможность необходимо обязательно обсудить и согласовать заранее, чтобы здесь не было непредвиденных накладок. Что касается врачей, то у нас учреждение маленькое по площадям, работает 23 специалиста  с высшим и средне-специальным образованием, среднего персонала – 16 человек. Прикрепленного населения – 59 647 человек. Средний возраст врачей – 40 лет.

 

Сплошной дефицит

 

- Кадровый голод испытываете?

 

- Потребность в среднем персонале есть, как, наверно, и везде. Вообще, я бы выделил в качестве главной проблемы стоматологических поликлиник края отсутствие нормальных зданий и помещений. В основном стоматологи работают в приспособленных помещениях пятиэтажек, а, к примеру, в здании нашей поликлиники ранее находилась фабрика-кухня. И здесь дефицит  кадров – прямое следствие дефицита площадей.

 

В нашей поликлинике укомплектованность стоматологами (с высшим образованием) на сегодняшний день составляет 71%, средним медперсоналом – 76%, зубными врачами (со средне-специальным образованием) – 100%.  Будь у нас больше помещений, мы бы укомплектовали и штат стоматологов на 100%. Как такового дефицита специалистов нет, нам просто некуда их приглашать. А вот с медсестрами и рентген-лаборантами действительно сложно. Более или менее нормальная ситуация наблюдается в районах, где есть филиалы базового медицинского колледжа.

стоматология

- В чем же причина дефицита? 

 

- Ну не хочет наша молодежь становиться лаборантами и медсестрами, наверное, престижа маловато. Я даже предлагал оплатить обучение – не соглашаются. Хотя сегодня к их услугам и современное цифровое оборудование, и отличные рабочие места, которые исключают какое-либо облучение.  

 

Не в ущерб качеству

 

- Как вы считаете, в стоматологии должен реализовываться принцип комплексного подхода, к примеру, вы вправе вводить дополнительные услуги?

 

- Да, но при условии лицензирования новой услуги и гарантированного источника оплаты труда специалистов. Ведь необходимо создать приемлемые условия труда, обеспечить хорошими помещениями. Повторюсь, услуга должна пройти процедуру лицензирования, и ее нужно предоставить в соответствии с порядками оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению. А там достаточно много строгих требований. Есть еще нормы СанПиНа, соблюдения которых требует Роспотребназдор.

 

А мы либо выполняем госзаказ, либо делаем акцент на платных услугах, и тогда доступность можно «похоронить». Поэтому, чтобы выполнять задачи, поставленные правительством, депздравом и Фондом, мы вынуждены уходить в «минус» по деньгам, но при этом обеспечивать доступность и качество стоматологической помощи населению Приморья. Тем более, мы всегда на виду, ничего не утаиваем. При этом платная услуга занимает достаточно много времени – час на человека нужен обязательно. А по стандартам мы ограничены 20 минутами, конечно, по факту получается больше. И если мы переключимся на платные услуги, ту же имплантацию, то для своей основной работы – обслуживания населения по медицинским полисам – времени просто не останется.

 

- В поликлинике есть служба неотложной стоматологической помощи?

 

-  Да, есть, любой житель края может обратиться к нам в рабочее врем. А в праздничные дни и после 8 часов вечера с острой болью добро пожаловать в городскую стоматологию на ул.Уборевича. С более сложным случаем примут в отделении челюстно-лицевой хирургии Краевой клинической больницы №2 (бывшая больница рыбаков, - прим. ред.). В районных краевых поликлиниках также выделены дежурные дни, тем более там, если что, доктора могут поднять с постели ночью и привезти  – расстояния позволяют.

 

С властью – без бюрократии

 

- Какие ноу-хау появились в стоматологии за последнее время (материалы, оборудование) и внедрены в повседневную работу вашей поликлиники?

 

- В основном совершенствуются методики работы, современное оборудование значительно ускоряет сам процесс лечения  зубов, появились новые эндодонтические инструменты для лечения корневых каналов, которое раньше проводилось вручную. И мы, конечно, пытаемся все это внедрить, но зачастую упираемся в банальные деньги. Точнее, в их нехватку. Так что в плане новшеств мы, конечно, не впереди планеты всей, но марку держим, стараемся соответствовать стандартам.   

 

- Артур Васильевич, а каким, по-вашему мнению, должен быть главный врач, «нарисуйте» его портрет.

 

- Руководитель ЛПУ должен быть и крепким хозяйственником – хорошим менеджером, и врачом. Да, пусть он много лет не берет в руки инструмент, но опыт практической работы профильным специалистом должен присутствовать обязательно. Тем, кто прошел школу «лихих» 90-х, выжил физически и профессионально, уже ничего не страшно. Мы можем спокойно в медицине катастроф работать (улыбается).

 

- А как к критике относитесь?

 

- Критика должна быть, но разумная, конструктивная, по делу. Чтобы соблюсти интересы власти, коллектива и пациентов, не свалиться в сторону, нужно все время идти по очень тонкой грани, это целое искусство. Не все способны на это, не все выдерживают.

 

Я хочу также обратить внимание журналистов, что зачастую их заметки вызывают масштабные конфликты. СМИ нужно научиться правильно расставлять акценты – возьмем, к примеру, целый ряд недавних публикаций, прочитав которые, врачи решили, что им прямо сегодня, незамедлительно должны выдать зарплату в размере 43 тысяч рублей. А вчера эти же врачи получали тридцать. Где их взять? В любом случае, на это нужно время. Или была статья «Главные врачи-миллионеры». Переврали все цифры, мы написали коллективное письмо в редакцию, но ответа не получили. Хотя все данные о наших доходах опубликованы в открытом доступе на сайте департамента здравоохранения. Подчеркну – о доходах, а не о зарплате, что далеко не одно и то же.

 

- Вице-губернатор Павел Серебряков заявил, что власть в ближайшее время проверит компетентность главных внештатных специалистов – вы готовы к такой проверке, у вас есть, что ответить на возможные претензии власти?

 

- Павел Юрьевич на самом деле уделяет огромное внимание вопросам краевого здравоохранения. Мы это видим на каждой планерке, в каждом управленческом или стратегическом решении. Они с директором департамента Андреем Валерьевичем Кузьминым отлично владеют ситуацией, стараются решать вопросы оперативно, без чиновничьей волокиты и бюрократических проволочек.

 

Но нужно понимать, что у всех внештатных специалистов есть основная работа, которой они уделяют львиную долю времени. И когда мне удается вырваться в край, я всегда думаю о том, что оставил родное ЛПУ, у меня за него душа болит. Всегда. Но в любом случае, я смогу ответить на все вопросы и возможные претензии – ответить аргументированно и по делу. Слава богу, что сегодняшняя власть открыта для диалога, причем многие вопросы можно решить в неформальной обстановке, подойти после совещания и обсудить. Не знаю ни одного врача, которому бы в этом отказали…



  Рейтинг: 5, Голосов: 12



Поделиться
6889
Личный кабинет