Между долгом и здравым смыслом

4625
Реалии сегодняшнего дня таковы, что надзор над медицинскими и фармацевтическими предприятиями постоянно ужесточается, при этом основные функции здравоохранения – качество и доступность медпомощи – оставляют желать лучшего. Стремясь уйти от статистических и количественных показателей работы территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю, с которыми можно ознакомиться на сайте учреждения, портал VladMedicina.ru публикует эксклюзивное интервью с его руководителем Натальей Двуреченской. Отвечая на вызовы времени, надзорное ведомство само оказалось в ситуации непросто выбора – между долгом и здравым смыслом, обязанностью и необходимостью, свободой и ответственностью…

 

Контроль и стимул

 

- Наталья Михайловна, профессиональное сообщество очень внимательно следит за событиями вокруг ключевых учреждений здравоохранения – в частности, Медицинского центра ДВФУ, Приморского ТФОМС. Сегодня много пишут о нарушениях в работе этих организаций – как реагирует ваше ведомство?

проверки

- Во второй половине этого года у нас запланирована проверка территориального Фонда обязательного медицинского страхования. Она пройдет впервые, раньше мы ТФОМС никогда не проверяли. Но при этом отмечу, что наша область довольно узкая, в частности в Фонде мы проведем надзор только в части экспертизы качества и безопасности медицинской деятельности. В Медцентре ДВФУ проверяли и будем проверять соблюдение порядков и стандартов обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также оказания медпомощи. Наши полномочия ограничены Положением о Росздравнадзоре. Согласно этому документу, мы не вправе давать оценку хозяйственно-финансовой деятельности учреждений.

 

- Но проверки были?

 

- Да, мы провели две внеплановые проверки Медцентра ДВФУ – одну в прошлом году, и еще одну завершили совсем недавно. В данный проект были вложены и вкладываются до сих пор огромные федеральные средства, и вполне закономерно, что Президент и Правительство желают знать, насколько эффективно они расходуются.

 

Последней была комплексная проверка со стороны Министерства образования, Минздрава, прокуратуры и Росздравнадзора. Каждое ведомство исполнило свою часть работы в рамках своей компетенции, внесло замечания и предложения. И, несмотря на то, что проверка была комплексной, акт был не общий, сводный, а самостоятельный – от каждой структуры. Понятно, что общественность интересуют финансовые нарушения, срывы контрактов на поставку дорогостоящего оборудования, но по этому поводу ничего сказать не могу. Хотя в нашей зоне ответственности мы нашли нарушения – как в прошлом году, так и в этом. Но их мы находим довольно часто, и не потому, что все учреждения плохо работают. Просто требования к качеству, порядкам и стандартам оказываемой помощи очень жесткие. Так, в ДВФУ мы выявили нарушения условий хранения лекарственных препаратов и технического обслуживания медицинского оборудования.

 

- И все же, скажите с позиций ответственного чиновника, возглавляющего надзорное ведомство, – клиника федерального значения может и должна работать более эффективно?

 

- Да, однозначно. Когда затрачены такие огромные финансовые ресурсы, хочется, чтобы Медицинский центр работал на полную мощность и без сбоев. В статусе многопрофильной клиники международного класса. Объективно пока этого не произошло. Есть проекты, реализация которых требует времени. Я говорю о позитронно-эмиссионном томографе, который сейчас используется только в режиме компьютерного томографа. По моим расчетам, в формат ПЭТ его можно перевести не ранее, чем через два года – сначала необходимо подготовить спецхранилище для  радиоактивных изотопов, живущих очень короткое время. Или же следует наладить безупречную логистическую цепочку, позволяющую доставлять их из соседнего Хабаровска в кратчайшие сроки. Я считаю, что остановятся именно на этом варианте, но такие вопросы не решаются молниеносно и требуют большой подготовительной организационной и технической работы. А нужно еще и деньги найти.

 

То же касается и проекта по трансплантации, и инновационного центра, и гостиницы при ДВФУ.  И все же я уверена, что выявленные недостатки будут исправлены, предложения – учтены, и в Медцентре воплотятся все задуманные планы и проекты. Для этого в отношении администрации необходимо применять два действенных рычага – контроль и стимул. Но, повторюсь – пока нет официальных четких выводов, касающихся всех аспектов деятельности учреждения, рассуждать о том, насколько эффективно оно работает, будет некорректно, непрофессионально и преждевременно.

 

По квотам – «незачет»

 

- Наталья Михайловна, мы затронули масштабные проекты, большинство из которых находится еще в зачаточном состоянии. А что касается текущей работы Медцентра и ее главного направления – выполнения высокотехнологичных операций по квотам на ВМП?

 

- Да, это довольно больной вопрос, который и стал главной причиной внеплановой повторной  проверки по поручению Правительства РФ. Мы все знаем, что в прошлом году квоты были освоены с большим трудом, авральным вахтовым методом, врачи буквально жили в Медцентре. И за это им огромное спасибо. Только благодаря мужественному, самоотверженному и в чем-то героическому труду хирургов, квоты худо-бедно к концу года освоили.  Но по большому счету, для Правительства это был «незачет», все сделали слишком поздно. В итоге в этом году Медцентр получил квот вдвое меньше. Это удар и по репутации учреждения, и по федеральному «кошельку» - неиспользуемые мощности сегодня не оправдываются финансово, не окупают вложенные средства, провоцируют простой и застой.

 

И продолжается «пробуксовка» - то стентов не хватает, то еще чего-нибудь. То есть организационные моменты до сих пор страдают. Сегодня руководству центра нужно максимально собраться, мобилизовать все силы и ресурсы, чтобы сдержать данное общественности и властям обещание. Конкретно - освоить весь данный годовой объем квот. Тогда все увидят, что учреждение способно выполнять данные ему задачи и взятые на себя обязательства. Ведь все для этого есть – и кадры высочайшей квалификации, и  самое современное оборудование. Недостает эффективного менеджмента, может быть, практического опыта управления столь крупным медицинским предприятием.

 

- Давайте перейдем к не менее острому вопросу – ценам на лекарственные препараты. Как выглядит Приморье в этом плане по итогам первого квартала наступившего года?

 

- Очень неплохо выглядит – рост цен на лекарства приостановлен. Пик пришелся на декабрь-январь, в феврале он уже заметно замедлился, стали уменьшаться надбавки. То есть сегодня стоимость препаратов выше, чем в целом в 2014 году, но ниже, чем в декабре-январе.

Еще хочу подчеркнуть – что касается перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, то здесь и государство, и сами аптечные сети оказались на высоте, и сколько-нибудь серьезного повышения не допустили.

 

- Это отражается в проверках?

 

- Конечно, причем аптечные сети активно и регулярно проверяются, в том числе и прокуратурой. Негативные результаты отсутствуют, фармацевтический рынок действительно работает хорошо. Претензий в плане превышения надбавок к приморским аптечным сетям у нас нет. С конца прошлого года до настоящего времени мы зафиксировали превышение допустимой цены только в одном аптечном учреждении на один препарат, да и то это был технический сбой в информационной системе.

проверки

Система проверок отработана, сети знают о них, и все время находятся в состоянии повышенной готовности. Все это касается только списка ЖНВЛП, цены на который регулирует государство. Контролировать и держать «в узде» стоимость остальных препаратов мы не властны – у нас в стране свободный рынок, и цены на товары устанавливают сами предприниматели. Но все равно замечу, что представители фармацевтического бизнеса ведут себя корректно, цены не взвинчивают. Все-таки на рынке лекарств конкуренция у нас сильная и серьезная, аптек много, и абсолютное большинство из них работает сегодня на грани рентабельности. Кроме того, я рада, что наши сети – социально ориентированные, от своих социальных обязательств не отказываются, прислушиваются к мнению и рекомендациям краевых и федеральных властей.

 

Полномочия без штатов

 

- Наталья Михайловна, в нашем последнем интервью вы говорили о том, что в 2015 году полномочия Росздравнадзора должны быть расширены. Это произошло?

 

- В этом году мы ожидаем добавления полного пакета полномочий в части лицензионного контроля.  Но давать прогноз по этому поводу я не рискну. Да, такой проект есть, он проходит думские слушанья и согласования, я думаю, что если его и одобрят, то только со следующего года.

 

А вообще, полномочий по разным статьям нам добавили еще в прошлом году – и по контролю над обязанностью информировать граждан о программе госгарантий, и по праву рассмотрения административных дел в нашем ведомстве (а не только в мировых и арбитражных судах), и по составлению протоколов в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время более половины дел мы рассматриваем здесь, в своем ведомстве, а раньше – только в мировых и арбитражных судах. Причем по многим статьям – обращению лекарственных средств, медицинских изделий, запрету на курение в медучреждениях, непредоставлению информации, и пр.. Таким образом, каждую неделю мы рассматриваем у себя административные дела, выносим предписания, накладываем штрафы.

 

- А собственных, человеческих ресурсов для выполнения этих задач хватает?

 

- В том-то и дело, что катастрофически не хватает. Полномочий добавляют, а штаты не расширяют. За последние три года не ввели ни одной штатной единицы, зато их каждый год сокращают. Даже ФАС обратила на это внимание, и по итогам своей проверки Росздравнадзора указало: чтобы наше ведомство работало в полную силу, его надо укрепить и укомплектовать специалистами. И Президент об этом говорил. Но пока кадровый вопрос никак не решается, и работать очень сложно. Вопреки расхожему мнению о заоблачных заработках чиновников, наши работники получают более чем скромную зарплату. В любом случае, меньше, чем врачи. Невозможно бесконечно нагружать новыми полномочиями определенное количество людей, мы уже не справляемся, нам физически не хватает времени и кадров, они не могут уйти в отпуск, работают без выходных.

 

- А какие законодательные изменения последнего времени вы бы выделили и отметили?

 

- Одно из ключевых – введение уголовного наказания за торговлю недоброкачественными, незарегистрированными  или фальсифицированными препаратами на сумму свыше 100 тыс. рублей. Это касается и лекарств, и медицинских изделий. То есть это уже не административное правонарушение, за которое полагается штраф, а уголовно наказуемое деяние, за которое можно получить реальный и вполне приличный срок. К счастью, прецедентов в Приморье еще не было, и я призываю предпринимателей быть предельно осторожными и уделять вопросам качества реализуемых препаратов самое пристальное внимание.  В первую очередь, это касается крупных аптечных сетей и оптовиков.

 

К нулевой налоговой ставке

 

- Наталья Михайловна, в последнее время представители аптечного и медицинского бизнеса все чаще жалуются на непомерное бремя госконтроля, ужесточение проверок, увеличение сумм штрафа. Вы считаете такое давление на предпринимателей оправданным?

 

- Далеко не везде и не всегда. Действительно, медицинским частным клиникам,  фармпредприятиям, аптечным сетям работать и выживать становится все труднее. Контроль здесь жесточайший, такого больше нет нигде. Аптеки проверяют максимально часто и абсолютно все, кто имеет на это хоть какое-то право. Возьмем Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно ему, всех можно проверять не чаще одно раза в три года, кроме медицинских и фармацевтических организаций...

 

- Вы считаете, государство должно «ослабить хватку»?

 

- Мне кажется, государство, утверждая столь жесточайшие требования к фармбизнесу, должно позаботиться и об облегчении административных барьеров при его осуществлении. В частности, ввести льготное налогообложение, какие-то преференции. Сегодня много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса – на уровне Правительства и Президента страны. Создаются различные советы, представительства, комитеты, агентства. Да, принимаются какие-то решения, в частности, рассматривается нулевая ставка налога в первые три года для предприятий малого и среднего бизнеса, что, несомненно, является позитивным и обнадеживающим моментом.

 

- А как вы относитесь к инициативе Президента РФ создавать в регионах сеть государственных аптек?

 

- Понимаете, Владимир Владимирович призвал именно подумать о целесообразности данного проекта, подойти к нему со всем вниманием, взвешенно, и не воспринимать его слова в качестве директивы, которую следует исполнять немедленно. Насколько я могу судить, некоторые региональные чиновники восприняли предложение главы государства слишком прямолинейно и буквально. В первую очередь, необходимо задаться вопросом: «Действительно  ли в госаптеках цены на лекарства будут ниже и за счет чего?».  Тем более, сегодня есть сеть нормально работающих муниципальных аптек по всему Приморью. Еще раз повторяю - Президент предложил подумать и представить аргументированные доводы «за» или «против», не более того…

Метки: проверки


  Рейтинг: 4.75, Голосов: 12



Поделиться
4625
Личный кабинет