Игорь Елистратов: Внешний вид врача – продолжение профессии!

6035

Он всегда выглядит безупречно, одет с иголочки, не любит врачебных сериалов, не выносит пошлости и хамства, неряшливости и неопрятности. В его представлении образ врача, транслируемый во внешний мир, однозначно является отражением мира внутреннего, который должен быть безупречен и чист. Сознание определяет бытие, а каковы помыслы врача, таково и его восприятие окружающими людьми. Вообще, стиль и имидж человека в белом халате стали для Игоря Елистратова «точкой сборки» смыслов врачебной профессии, отформатированных личным опытом и вбирающих такие понятия, как честь, призвание, мастерство и компетентность. При этом доктор Елистратов старается не вешать одноцветных ярлыков, сам являясь своеобразным «камертоном стиля», по которому настраиваются коллеги по врачебному цеху.  

Здоровые зубы – счастливая жизнь

Осознание необходимости стать врачом пришло к Игорю в 10 классе. Конечно, как у большинства советских детей, впечатления и воспоминания об уровне отечественной стоматологии остались самые печальные.

– В детстве я довольно серьезно пострадал от зубных врачей, – признается Игорь Владимирович. – В те годы в советской стоматологии – как детской, так и взрослой – при проведении процедур ничего не знали о цивилизованной анестезии, кололи только новокаин, и то лишь  при удалении зуба. Только спустя длительное время я узнал, как варварски нас лечили…

Однако  решающее значение при выборе профессии сыграл не этот фактор. Студент Хабаровского медвуза стоял перед дилеммой – стать хирургом или терапевтом. Но как раз в то время открылся стоматологический факультет, и будущий врач рискнул, о чем впоследствии не пожалел ни разу. Доктор Елистратов благодарен судьбе, что прошел Школу, где программа для стоматологов была урезанной, но основы фундаментальной медицины заложили именно там, выпестовав грамотного врача общей практики. Таким образом, стоматология стала пусть главным и любимым, но все-таки одним из множества медицинских ремесел, освоенных специалистом.

– Стоматология – это профессия, которая позволяет пациенту стать чище, – убежден Игорь Елистратов. – Нам порой приходится разгребать поистине «авгиевы конюшни» в полости рта. Далеко не все понимают, что здоровые зубы во многом являются залогом счастливой жизни. Ведь в результате  правильного лечения  кровь очищается от зубных бактерий, и голова начинает работать совершенно по-другому, у человека проясняется сознание, меняется образ мыслей и привычек, просыпается творческая активность, пробуждаются дремавшие ранее способности, в разы возрастает качество жизни.

По словам врача, рот – одно из самых грязных мест в человеческом организме, очаг и рассадник миллиардов бактерий, вызывающих различные болезни.

– Стоматолог, работающий в этой агрессивной среде, всегда находится в зоне риска, в эпицентре очага инфекций, в облаке бактериальной пыли, – поясняет Игорь Владимирович. – Кстати, именно по этой причине за границей профессиональный век дантистов недолог, они рано выходят на пенсию. Однако размер их гонораров, полученных в активной фазе, позволяет достойно жить до глубокой старости, сполна обеспечивая себя и свою семью.

Законодатели университетской моды

Кстати, в студенчестве Игорь Елистратов еще успел застать время, когда преподаватели-мужчины ходили в строгих костюмах-тройках с бабочкой и тростью,  а женщины облачались в шикарные вечерние платья.

– По крайней мере, так было в Хабаровском медицинском университете, где я учился, – утверждает доктор. – Наши учителя задавали высокий тон, были законодателями университетской моды, и я научился у них не только основам профессионального мастерства, но и хорошим манерам, умению красиво одеваться и подать себя в обществе. В советские времена высококвалифицированный врач и преподаватель вуза мог позволить себе одеваться дорого и со вкусом. Зарплата кандидата медицинских наук тогда равнялась жалованию армейского полковника, и это были неплохие деньги.

Сегодня нам навязывают немало опереточных образов врача, взять того же доктора Хауса из популярного американского телесериала. Все-таки большинство медицинских работников – это нормальные адекватные люди, которые осознанно выбрали этот путь.

Они, может быть, и не обладают псевдоталантами вышеозначенного эскулапа и его другими сомнительными качествами, но служат главному предназначению – помогать людям.

Образ врача-джентльмена

В отрочестве и юности всякое бывает – молодежь ищет себя в этом мире и пытается самоутвердиться разными способами, в том числе, за счет вызывающего внешнего вида. Однако Игорь Елистратов убежден, что определившись с выбором будущей профессии, собравшись окончить профильный вуз и посвятить свою жизнь медицине, надо вынуть серьги из носа и ушей, привести в соответствующий вид прическу и сменить гардероб.

– Я постоянно проецирую на себя роль пациента, и если иду на прием к врачу-мужчине, то хочу увидеть хорошо одетого и ухоженного специалиста с чистыми руками, вымытыми волосами, отглаженными брюками, –  подчеркивает приморский стоматолог. – Проще говоря, лицезреть классический и традиционный мужской джентельменский образ. Всех представителей сильного пола украшает форма, медицинский халат – не исключение. И его надо носить с честью и достоинством. Здесь в качестве образца и примера можно взять заграничные клиники, где доктора ходят в настоящих накрахмаленных халатах и шапочках, а не в неопрятных «распашонках». Врач должен соответствовать образу врача! Когда людей лечат медработники в джинсах, рубахах на выпуск и сандалиях, это недопустимо не только с имиджевых позиций. Все-таки гигиену никто не отменял. 

По глубокому убеждению Игоря Елистратова, внешний вид является продолжением профессии. И он должен быть безупречным, невзирая на таланты и звания.

– Бывает, конечно, и наоборот – доктор одет с иголочки и распространяет дорогой парфюм, а врачебным мастерством не блещет и относится к своим медицинским обязанностям небрежно, – признает Игорь Владимирович. – Это тоже неприемлемо. Врач должен быть гармоничной и цельной личностью.

С чистыми руками и добрым сердцем

- Вообще, принятие, осознание себя как врача – крайне важный аспект, – считает  специалист. – При этом нужно уметь видеть себя со стороны, трезво и объективно оценивать свой внешний вид. Уметь увидеть недостатки и огрехи даже там, где их не замечают окружающие. Я за чистоту во всем и везде – телесную, профессиональную, душевную, духовную. Есть замечательная заповедь «Не навреди», которую врачам стоило бы сделать жизненным девизом и профессиональным кредо. У врача должны быть чистые руки и в прямом, и в переносном смысле. А еще – большое и доброе сердце.

Возьмем, к примеру, внушаемый нам с детства образ доктора Айболита – добродушного и всегда улыбающегося толстяка в колпаке, очках и со стетоскопом. Отчасти карикатурная картинка, но образ насквозь позитивен, буквально излучает  доброту и готовность прийти на помощь по первому зову. А искреннее сострадание и участие – уже часть помощи, серьезный вклад в дело исцеления.

– Ведь по большому счету, люди в белых халатах встречают нас в этом мире и провожают из него, – продолжает рассуждать доктор Елистратов. – Первое, что видит малыш, появившись на свет, – это лицо врача, и на уровне подсознания он проносит этот образ через всю жизнь. Но и взрослый пациент складывает свое мнение о специалисте, исходя из первых секунд знакомства, оценивая его внешний вид. Поэтому если прыщавый косметолог будет рассуждать об эффективной очистке лица, окулист с толстыми линзами – о 100-процентном восстановлении зрения при помощи лазерной операции, а стоматолог с кривыми и гнилыми зубами – о правильной санации полости рта, очевидно, что доверия к ним не будет.

Противник хамства и цинизма

Не менее важный аспект – культура общения. Если врач хамит пациентам, то он выберет такой же стиль общения с коллегами, родными и близкими.

– Это, как правило, люди, не состоявшиеся внутренне, их грубость и агрессия – защитная реакция, следствие глубинных личных комплексов, –  уверен Игорь Владимирович. – К сожалению, в медицине, как и в других профессиях, они не редкость. Хотя пресловутые остроты про студентов-медиков и студенток-медичек мне претили с юных лет. Сам никогда не был беспринципным циником, и, к счастью,  в моем окружении еще со студенчества их было совсем немного. Я старался избегать общения с такими людьми.

Может быть, определенная доля цинизма уместна для патологоанатома, да и то при условии длительного профессионального стажа. Шутки «на грани» допустимы в приватном кругу, в разговоре между собой, но когда пошлости выплескиваются в общество через такие сериалы как «Интерны», – этого я понять и принять не могу.  Причем, как вы могли заметить, в подобных сериалах на первое место ставится личная жизнь врача, а не его профессиональные достижения.

По мнению Игоря Елистратова, в зарубежных медицинских сериалах гораздо больше врачебного лоска в хорошем понимании, профессионализма работников и их самодостаточности.

– Строго говоря, эти фильмы во многом отражают реальность, особенно – общую систему подготовки врача, – поясняет руководитель клиники. – Там, если он спас пациента, но выполнил только пять пунктов из шести по протоколу, то все равно будет подвергнут лицензионному наказанию. И никто не спорит с врачом, не критикует метод назначенного лечения. Это нонсенс, который возможен только у нас.

Во всем цивилизованном мире человек, получивший высшее медицинское образование, – один из самых уважаемых в обществе. Там профессия врача почетна и престижна.

– Как говорится, Бог придумал врачей, потому что один не может всем помочь, – улыбается стоматолог. – Поэтому на Западе мнение и решение доктора – главное, определяющее, приоритетное. Там слово человека в белом халате – закон. А у нас медицину называют сферой услуг, и отношение к врачам соответствующее, чаще всего недоверчивое, неуважительное или вовсе пренебрежительное. И само общество создает вокруг здравоохранения негативное поле, вызывает к жизни мошенничество и коррупцию, делает их нормой. Как только появились люди, сомневающиеся  в компетенции грамотных и хороших врачей, сразу появились и врачи, пообещавшие этим людям быстрое и полное «исцеление», тем самым окончательно подорвав престиж профессии, авторитет медицинских работников и доверие к их труду. В этом – печальная карикатура жизни, ее извечная гримаса.

Эталон стиля

Современная медицина – это огромные объемы постоянно обновляющейся информации, и, чтобы ее постичь, необходимо быть крайне дисциплинированным человеком. При этом  внутренняя дисциплина неразрывно связана с внешней. Врач, не следящий за своим внешним видом, позволяющий неряшливость в одежде, также небрежно будет относиться к самой профессии, к получению новых знаний.

– Я с большой осторожностью и даже опаской отношусь к врачам, которые убеждают меня в своей гениальности, при этом у них вызывающая татуировка на лбу, а изо рта запах перегара и никотина, –  говорит Игорь Елистратов. – Путь к такому специалисту для меня заказан. Пусть он тысячу раз гениален, но я выберу другого.

Будучи образцом элегантности и эталоном стиля, руководитель стоматологической клиники старается предъявлять высокие требования и к своим сотрудникам – но без фанатизма и категоричности.

– Все-таки люди разные, и не каждый сотрудник способен проникнуться важностью внешнего вида, хотя я вижу, что они стараются, – отмечает Игорь Владимирович. – Приходят выходцы из различных социальных слоев – со своими представлениями, системой ценностей и приоритетов, мировоззренческими установками. И слишком строго я никого не сужу, ни к чему не принуждаю.  Я думаю, что равнодушное отношение к внешнему виду – отголосок и эхо советского образа жизни, когда народ в большинстве был безликой серой массой, в том числе, и в одежде. Опять проведу аналогию с «заграницей» – врач у нас зачастую  выглядит неопрятней и грязней тамошнего всегда чистого и аккуратного автослесаря.

Ценитель прекрасного, серьезных философских  книг и классических картин, Игорь Елистратов с большим вкусом окружает себя красивыми вещами и предметами. Его кабинет – нечто среднее между приемной искусствоведа и арт-галереей.

А еще стоматолог замечательно поет, играет на гитаре и баяне. В прошлом году принял участие в качестве исполнителя в самом музыкальном событии года – «Звездном концерте», в этом – в очередной раз задавал высокий тон на балу стоматологов. Хотя к последнему мероприятию отношение у врача неоднозначное.

– Проведение бала стоматологов – хорошая и правильная идея, но вещи надо называть своими менами, – настаивает Игорь Елистратов. – Он не должен быть корпоративной встречей, междусобойчиком. Если назвали балом – извольте соответствовать. На бал приходят золушки и принцы, там танцуют королевские особы. Поэтому – смокинги и шелковые платья в пол, лаковые туфли и воздушные кружева, вечерние туалеты и  изысканные наряды. Так что идея замечательная, воплощение пока хромает. В свитерах мы и так друг друга видим…

 

 

 



  Рейтинг: 4.31, Голосов: 13



Поделиться
6035
Личный кабинет