Евгений Гилифанов: Осложнения ОРВИ и гриппа добавляют лор-врачам работы
Сезонные инфекции пошли на спад, чего не скажешь об очередях в больницах. Начало весны, по традиции, добавляет работы лор-врачам. О том, в каждом ли случае следует обращаться к специалистам, почему возникают очереди в больницах, рассказал врач оториноларинголог, к.м.н., доцент кафедры, врач высшей категории Евгений Альбертович Гилифанов.
- Евгений Альбертович, честно сказать, не так просто получить консультацию лор-врача - в клиниках очереди, вызвать врача на дом тоже задача не из простых, почему так происходит?
- Объяснение этому есть. Во-первых, специалистов действительно не хватает; во-вторых, как вы сказали, сезонный всплеск. Достаточно отметить, что в половине поликлиник города Владивостока лор-врачей нет вообще. Это касается что детского, что взрослого приема. И, конечно, нагрузка на дежурную службу колоссальная.
В течение года в нашем стационаре (КБУЗ «Владивостокская клиническая больница № 1») проходит лечение большое количество пациентов, но все же зимой и в самом начале весны отделение, как правило, переполнено, и мы работаем с максимальной нагрузкой.
- Неужели обычный насморк, пусть даже на фоне ОРВИ, - это повод обращаться в больницу?
- Нужно помнить, что острые респираторные инфекции становятся пусковым механизмом к развитию заболеваний околоносовых пазух, воспалений среднего уха, а также глотки и гортани. Дыхательные пути, как верхние, так и нижние, могут быть полностью вовлечены в воспалительный процесс. Просто для каждого вируса есть свои излюбленные локализации. Какому-то вирусу больше «нравится» поражение слизистой оболочки носа, другой «оккупирует» глотку или уходит сразу в нижние дыхательные пути – в трахею, легкие, что может привести к бронхиту или пневмонии.
Конечно, люди страдают от острых респираторных инфекций не только в холодный период года, но на это время приходится наибольшее число заболевших. Плюс свою лепту вносит «поизносившийся» за зиму иммунитет, которому не хватает свежих продуктов, натуральных витаминов, солнечного тепла и света.
- Как бы в больнице не подхватить что-то еще…
- Не нужно стесняться надевать марлевые маски, в аптеках они всегда есть, и это совсем не дорого. Сами приболели или в период подъема ОРВИ необходимо отправиться туда, где сконцентрировано большое количество людей, – надевайте маску. И не забывайте менять ее каждые два часа. Это средство профилактики заболевания очень эффективное.
- Может вполне по силам справиться самостоятельно?
- И такое возможно. Многие из нас болели ОРВИ, поэтому симптомы заболевания всем известны. Мы помним, как нас лечили родители, видели, как это делают знакомые, ну и, естественно, с поправкой на современные медикаменты вполне можно лечиться самостоятельно. Плюс в помощь Интернет. Я далек от мысли, что каждое ОРВИ нуждается в обязательном посещении врача. Но если ваше лечение не помогает несколько дней, скажем, более 4-5 дней держится высокая температура, все же лучше обратиться за помощью к специалисту. Нужно всегда помнить, что вирусные заболевания дают серьезные осложнения, и тянуть с лечением нельзя. Особенно в тех случаях, когда имеются хронические заболевания, не обязательно связанные с дыхательными путями. Пошло осложнение хронического процесса – это повод поторопиться в больницу.
- Можно ли навредить самолечением?
- Конечно. Например, неправильно подобранными лечебными средствами, пропущенным осложнением или обострением хронического заболевания. В идеале, необходимо обратиться к лор-врачу, но, действительно, это не всегда возможно. Врачи перегружены. Когда звонишь в поликлинику, пытаешься вызвать врача на дом, а тебе говорят, что вы сегодня тридцатый в очереди, то становится понятным, что врач к вам доберется не скоро.
- Поэтому люди часто обращаются в платные клиники...
- Да, отчасти и поэтому. Количество платных клиник во Владивостоке очень большое, я сейчас говорю об оториноларингологии. Если пересчитать на количество горожан, то платных медцентров в избытке. На мой взгляд, это связано с несколькими причинами. Первое – крайне низкий уровень оснащенности оборудованием и инструментарием государственных клиник, второе – отсутствие в них врачей, ну и третье – Владивосток все-таки богатый город, и люди могут себе позволить дорогое лечение.
С другой стороны – платные клиники хорошо оборудованы, они могут позволить себе обучать врачей, регулярно повышать их квалификацию. Покажите мне лор-врача в государственной больнице, который не просто подтверждает раз в пять лет свой уровень сертификатом, а, например, за счет больницы прошел двухнедельный или месячный курс учебы у лучших специалистов в ведущих российских клиниках. Я таких не знаю. Плюс, в платных центрах у врачей совершенно другая зарплата. Вот специалисты и перетекают. К сожалению, это наши реалии.
Централизованная система советского здравоохранения, созданная благодаря тогдашнему министру здравоохранения Н.А. Семашко, добилась огромных успехов в области здоровья населения бывшего СССР, который стал в некоторых отношениях одной из первых стран, достигших чего-то близкого к обеспечению всеобщего охвата основными услугами здравоохранения. Районные, центральные районные, городские, областные и федеральные больницы были объединены эффективной системой направления больных для оказания специализированной медицинской помощи.
Так вот, в каждой центральной районной больнице был лор-врач. Помимо того, что он вел прием пациентов в поликлинике, у него был и небольшой стационар на 5-10 коек. Поэтому несложные случаи оперировались на месте, в районах, и больные не приезжали к нам. Что случилось за последние 20 лет: сократили койки, специалисты ушли. На весь край осталось всего три взрослых стационара и один детский. То есть коечный фонд сократился практически наполовину, а пациенты остались. Соответственно, выстраивается очередь, и недовольство пациентов можно понять. К нам теперь приезжают люди на лечение не только из Приморья, есть из соседних регионов, чаще всего из Хабаровского края. И хочу подчеркнуть, что в экстренных случаях мы никогда не отказываем в госпитализации, делается все оперативно.
- Как мне известно, некоторые попадают к вам уже после того, как пытались вылечиться "за дорого".
- Если говорить о квалификации врачей, не думаю, что в платных медцентрах она ниже. Новое оборудование и технологии заставляют врачей много читать, постоянно совершенствоваться, учиться, двигаться дальше, повышать мастерство. Потому что люди к ним приходят и требуют определенного отношения и результата – они заплатили деньги и готовы спросить, за что. Но в каждой профессии есть плохие специалисты, и это не зависит от того, в частной или государственной структуре он работает.
- Как ни крути, но даже при таком широком выборе в палатах вашего отделения нет свободных мест, еще и очередь на месяцы вперед.
- У нас очень хорошее отделение, отличные, опытные врачи. Все, что нужно для успешного оказания медпомощи нашим пациентам, у нас есть. И за это нужно сказать огромное спасибо заведующему отделением Борису Андреевичу Лепейко и главврачу больницы Сергею Васильевичу Лебедеву. Кроме того, слава Богу, к нам пошла молодежь, уже можно сказать о появлении такой тенденции. Интернов и ординаторов у нас обучается около десяти в год, но, к сожалению, большая часть уходит трудиться в платные клиники. Их разбирают, как горячие пирожки! Частные центры обещают им хорошую зарплату, дополнительные специализации, новейшие оборудование и инструментарий. Но есть талантливые молодые специалисты, которые остаются работать в государственной системе здравоохранения, уезжают в районные больницы Приморского края и Дальнего Востока. Уверен, что через непродолжительный период времени они буду нам достойной заменой.
- В вашей клинике такие задерживаются?
- У нас с этим все хорошо. На базе отделения работает кафедра. Преемственность, обучение, рост. Любой молодой специалист, который у нас здесь работает, если хочет, занимается тем или иным направлением. У нас есть доктора, которые вместе со мной занимаются микрохирургией уха. Кроме того, раз в год мы на своей базе проводим дополнительные обучающие семинары с углубленным изучением анатомии височной кости, околоносовых пазух, диагностики заболеваний современными методами. Провести подобное мероприятие всегда трудозатратно, оно не входит в учебный план, но, благодаря помощи и поддержке администрации нашей больницы и лично заведующего отделением Бориса Лепейко, нам это удается уже в течение трех последних лет. Подобные мероприятия необходимы для повышения уровня наших врачей, их заинтересованности в работе.
Еще мы очень гордимся нашими династиями в отделении. Мы уже говорили о заведующем - Борисе Андреевиче, у нас работает врачом его дочь Юлия Борисовна, готовит к защите кандидатскую диссертацию. Еще одна династия оториноларингологов: профессор Рем Павлович Менякин, его сын Павел Ремович и внучка Ирина Павловна, которая недавно она прошла обучение в одной из ведущих московских клиник по направлению "микрохирургия уха". Другой пример - Галина Иннокентьевна Турова и ее сын Николай Викторович.
Наше отделение в течение многих лет продолжает оставаться ведущим, как Приморского края, так, не побоюсь этого сказать, Дальнего Востока. В год через наш стационар проходит более 2500 пациентов. Не являясь федеральным медицинским учреждением (другими словами, не получая должного финансирования), мы проводим операции, которые относятся к так называемой высокотехнологичной медицинской помощи. Это касается хирургии гортани, микрохирургии уха, заболеваний околоносовых пазух, онкологической хирургической помощи.
Коллектив у нас очень сплоченный. В этом смысле хочу еще раз подчеркнуть роль Бориса Андреевича Лепейко – заслуженного врача РФ, как организатора, сплотившего нашу клинику. Кафедра оториноларингологии Тихоокеанского медицинского университета и лор-отделение работают стабильно уже не один десяток лет. Это очень важно. Плюс, конечно, сестринские кадры, санитарки, работники операционного блока, анестезиологи. Все подобраны друг к другу, трудятся уже много лет как одна команда. Следствие этого - прекрасные результаты.