Валентин Шуматов: У ТГМУ - особый статус

10508

В этом году Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) отметил свое 55-летие. О современных тенденциях в медицинском образовании, решении вопросов кадрового дефицита в отрасли, статусе врача, о своем отношении к частной медицине рассказал ректор ТГМУ Валентин Шуматов.

- Валентин Борисович, университету исполнилось 55 лет. Весомый повод поговорить о том, какое место Тихоокеанский государственный медицинский университет занимает в системе образовательных учреждений региона.

- Тихоокеанский государственный медицинский университет сегодня является самым крупным образовательным медицинским учреждением на Дальнем Востоке. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, посетив нас 1 сентября, подтвердила его особый статус как ведущего научно-исследовательского и образовательного центра в области медицины в Дальневосточном федеральном округе. В нашем вузе обучается более 4 тысяч студентов, ежегодно повышают свою квалификацию 6 тысяч врачей со всего Дальневосточного федерального округа. Мы занимаемся довузовской, додипломной и постдипломной подготовкой специалистов.

- Какие возможности есть у школьника, который хочет получить профессию врача?

- Начиная с 8 класса, школьники, желающие связать свое будущее с медициной, наряду с общими дисциплинами, на базе университета углубленно изучают те предметы, которые необходимы для будущего врача. 99% выпускников медицинских классов поступают к нам. Как правило, это ребята, которые имеют высокую мотивацию к медицине.

- Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов? И какие являются наиболее важными для медицинской помощи Дальнего Востока?

- Наш университет готовит специалистов по 9 программам высшего профессионального образования – лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, фармация, стоматология, клиническая психология, медицинская биохимия, социальная работа, государственное и муниципальное управление. Традиционно самый большой набор ведется на лечебный факультет.

Медико-профилактический факультет - единственный на Дальнем Востоке, вплоть до Урала. Мы готовим специалистов для служб санэпиднадзора. Выпускники этого факультета работают на Камчатке, Сахалине, в Якутии и других субъектах Российской Федерации.

Особо следует сказать об учебном военном центре ТГМУ. Наш университет является одним из четырех медицинских вузов страны, где организо­ваны такие центры. В год мы набираем 50 юношей и девушек и готовим врачей, прежде всего для Тихоокеанского флота. В учебном военном центре два отделения: корабельное, где обучают для службы на судах, и береговое, где, в том числе учатся и девушки. Конкурс на береговое отделение всегда очень высок. Но и отбор желающих ведется очень строгий, в том числе и по здоровью. Абитуриенты предварительно проходят медицинскую комиссию, психологическое тестирование, и если военкомат признает, что претендент годен для прохождения службы в Вооруженных Силах, его зачисляют на первый курс в наш центр.

В этом году мы лицензировали образовательную программу для среднего медицинского персонала. Как известно, в Приморье началось строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в тех сельских районах, где территория обширная, а плотность населения низкая. Мы приняли на обучение 80 специалистов со средним сестринским образованием, с повышенным уровнем сестринского образования, фармацевтов, специалистов медико-профилактического дела, ортопедов и фельдшеров. Они уже приступили к занятиям, и будут обучаться от 2 лет 10 месяцев и до 3 лет 2 месяца в зависимости от специальности. После окончания учебы они смогут оказывать помощь населению, работая в ФАПах.

Медицинское образование подразумевает, что, получив диплом, выпускник приобретает статус врача, но пока не имеет права практической деятельности. Нужно пройти еще постдипломную подготовку по выбранной специальности: интернатура - в течение 1 года, ординатура – 2 месяца. Многие продолжают изучать свою специальность в аспирантуре, докторантуре, на факультете повышения квалификации. В течение года мы принимаем на этот факультет порядка 5-7 тысяч врачей разных специальностей и по разным срокам обучения, начиная от двух недель и заканчивая 6 месяцами. Они занимаются по программам подготовки и переподготовки.

- В последние годы медицина интенсивно развивается благодаря научным открытиям, производству и внедрению высокотехнологичного оборудования. Какими навыками должен владеть сегодняшний выпускник медицинского вуза?

- Выпускники должны владеть не только теорией, но и уметь выполнять определенные манипуляции в зависимости от своего профиля. Для отработки практических навыков мы открыли симуляционный, или тренажерный центр. Здесь на высокотехнологичных тренажерах студенты учатся выполнять различные манипуляции, начиная от инъекций и заканчивая сложнейшими операциями. В центре есть УЗИ-симулятор, несколько манекенов, на которых можно отработать эндоскопические операции, тренажеры для стоматологов. Сначала студент пробует на манекене, потом под контролем преподавателя, а затем уже самостоятельно.

Результатом подготовки такого уровня стало второе призовое место на Всероссийской студенческой олимпиаде по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл»  в которой приняли участие обучающиеся всех 47 медицинских вузов России.

- Врачей и медперсонала в больницах, как городских, так и сельских, не хватает. Можно предположить, что университет выпускает недостаточное количество специалистов...

- Распределения, как это было раньше, нет, но мы способствуем трудоустройству наших выпускников. В структуре университета есть отдел, куда работодатели предоставляют информацию о вакансиях в своих учреждениях.

Кроме того, много студентов, еще в период обучения, проходят практику в лечебных учреждениях Владивостока и Приморского края. Мы заключили порядка 300 таких договоров. Такая форма действует уже в течение пяти лет и дает неплохие результаты: как правило, многие, особенно кто поступал по целевому набору, после окончания обучения возвращаются в эти учреждения на постоянную работу.

В первый год после завершения учебы трудоустраивается по специальности 97 % выпускников. В последующие три года этот показатель снижается до 30%. Приезжая в сельский район, молодые специалисты ожидают жилье, места в детском саду, хорошую зарплату, другие формы социальной поддержки, но порой ничего этого не получают. Как правило, к этому времени у многих появляются семьи, и чтобы прокормить их, они вынуждены уйти из отрасли. Эта ситуация – боль для нас.

- К сожалению, большинство пациентов недовольно работой медиков. Многие считают, что дело в образовании, якобы «диплом можно купить». Другие уверены, что врачи не помогают пациентам, а «делают бизнес». Как вы относитесь к подобным заявлениям?

- По поводу обучения на коммерческой основе. В нашем университете серьезный конкурс даже среди тех абитуриентов, которые желают поступать к нам по договору. Учащихся с низким баллом ЕГЭ мы не принимаем, и, кстати, по этому поводу часто слышим недовольство родителей этих ребят. Кроме того, качество подготовки выпускников медицинских вузов оценивает Рособрнадзор, который раз в пять лет проводит аккредитацию вуза, где проверяется соответствие его заявленным требованиям – Государственному образовательному стандарту либо Федеральному образовательному стандарту.

Что касается качества врачебной помощи, то наших работодателей - главврачей больниц и стационаров - устраивает уровень подготовки наших выпускников. Они же оценивают и наши образовательные программы. Вы же понимаете: оценить работу врача может только его коллега – врач. У нас же берется давать оценки пациент. Пациент может и должен оценить отношение к себе, профессиональную этику врача и сервис в лечебном учреждении, но не вопросы лечения.

Как показывают исследования наших ученых кафедры клинической психологии, изучающих вопросы взаимоотношений врача и пациента, последний недоволен чаще всего не качеством врачебной помощи, а именно отсутствием достаточного внимания к своей персоне. Это и понятно: на первичный прием отводится 20 минут, а на повторный – и вовсе 5. Врач не успевает толком и поговорить с пациентом. А, как правило, именно этого и ждет человек. Поэтому нам нужно развивать службы социальной поддержки.

Конечно, в нашем здравоохранении есть серьезные проблемы, но негатив на врачебное сообщество льется и со стороны СМИ. Я абсолютно согласен с Леонидом Рошалем в части того, что нужно возрождать профессиональное сообщество. В критических ситуациях только его члены смогут адекватно оценить действия конкретного врача. Заметьте, что в других странах профессиональные сообщества имеют колоссальное влияние, осуждение коллеги и изгнание из этого сообщества является высшей степенью наказания.

- Как считаете, должна ли врачебная помощь быть платной?

- Я не против частной медицины. Какая разница - ведь в частной клинике врачи точно так же, как в муниципальной, оказывают помощь нашему населению. Они работают в рамках правового поля, причем, не привлекая средства из государственного бюджета. Они развивают медицину, покупают новейшее оборудование. При этом качество помощи должно быть стандартизированно.

- Вопрос относительно частного медицинского образования. Может ли оно сегодня составить конкуренцию государственному?

- На сегодняшний день частного медицинского образования в России нет. Думаю, этот рынок будет развиваться, другое дело, какое качество этой подготовки. Подготовить же врача в частных условиях сегодня нереально. Пока в нашей стране не поднимут уровень здравоохранения и общий уровень достатка персонала, работающего в этой сфере, серьезный бизнес не будет вкладываться в медицинское образование. В качестве примера могу привести симуляционные центры. Стоимость обучения в таком центре 1400 рублей в час. А среднее тематическое усовершенствование - минимум 72 часа. 100 тысяч с лишним рублей человек должен заплатить за отработку конкретных манипуляций. Через какой период времени среднестатистический врач сможет отработать средства, затраченные на собственное обучение, учитывая уровень его зарплаты?

- В этом году Школа биомедицины Дальневосточного федерального университета открыла три новые медицинские специальности...

- ДВФУ готовит специалистов по узким специальностям – медицинская биофизика, медицинская биохимия - и, кстати, делают это уже давно. Это работа со всеми приборами, а у нас огромный дефицит инженеров, которые обслуживают высокотехнологичное оборудование. Точно так же и с биохимией: во Владивостоке целый ряд лабораторий, а специалистов, которые в этом понимают, по пальцам пересчитать. Мы не ведем обучение по этим направлениям, поэтому ни о какой конкуренции речи быть не может. Более того, у нас со Школой биомедицины хорошие взаимоотношения, мы заключили договор о сотрудничестве, в том числе, и в части подготовки, обмена преподавателями и студентами.

- Какие новшества ожидают университет в ближайшем будущем?

- Минздравом принято решение в 10 медицинских вузах, а всего их в стране насчитывается 47, построить научно-исследовательские подразделения. Такой центр для всех ученых университета будет построен и у нас. На встрече с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой, которая состоялась 1 сентября в стенах нашего вуза, мы обсудили детали строительства этого центра. Это будет здание более 6 тысяч квадратных метров, центр будет оснащен самым современным лабораторным оборудованием, предусмотрен штат сотрудников. Ближайший к нам такой центр появится только в Новосибирске.

Кроме того, сейчас у нас идет строительство нового 14-этажного корпуса, общая площадь которого составляет 17,5 тыс. кв. м. В нем расположатся кафедры, будут лекционные и учебные аудитории для занятий, спортивный зал.

В целом, сегодня ТГМУ является ведущим центром научно-исследовательской деятельности на Дальнем Востоке в области медицины. Университет опреде­ляет стратегию развития и модернизации здравоохранения не только в При­морском крае, но и Дальневосточном регионе. За более чем полвека из медицинского факультета в составе Дальневосточного государственного университета он превратился в самостоятельное, динамично развивающееся, отвечающее самым передовым требованиям  к учебному процессу, образовательное учреждение, в котором созданы все условия для успешной подготовки качественных специалистов.   

Ранее по теме:

ТГМУ отметит свое 55-летие с размахом

Десять лучших преподавателей ТГМУ в Приморье получили почетные грамоты



  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
10508
Личный кабинет