Наталья Двуреченская: «Наша цель не карать, а предупреждать»
7566
Несмотря на немалые финансовые вливания в российскую медицину и закупку нового оборудования, количество жалоб от населения в адрес государственных клиник только растет. Почему это происходит корреспонденту портала «Владмедицина» разъяснила руководитель Росздравнадзора по Приморскому краю Наталья Двуреченская.
- Наталья Михайловна, что входит в функции Росздравнадзора?
- Это орган, который занимается контролем и надзором в сфере здравоохранения: за медицинской, фармацевтической деятельностью, за соблюдением лицензионных условий и требований, оборотом наркотических и психотропных средств. То есть мы занимаемся охраной здоровья граждан на территории данного субъекта. Мы являемся территориальным органом, головное учреждение находится в Москве. Сейчас приоритетные направления в нашей работе – это контроль над реализацией программы модернизации в здравоохранении (укрепление материально-технической базы, оснащение оборудованием, информационное обеспечение, обучение кадров). Мы также контролируем национальные проекты, к примеру «Здоровье».
- По словам главы департамента здравоохранения Приморского края Владимира Кузнецова, освоение средств, выделенных по программе модернизации, идет без срывов.
- Наш регион не вошел в десятку отстающих по освоению федеральных средств. Но, в принципе, проблемы в данном вопросе в Приморье такие же, как и других субъектов. Многое зависит от длительности подписания различных документов. К примеру, долго утверждалось соглашение между Минздравом и субъектами, вносились изменения в бюджет – есть такие вещи, которые быстро не делаются. Но в целом, субъект справляется со своей задачей. Надеюсь, что до конца этого года все процедуры будут завершены.
- Насколько подобные необходимые процедуры тормозят исполнение программ?
- Что касается ремонта и обучения специалистов, то опасений на этот счет у нас нет. Несколько сложнее обстоит ситуация с оснащением оборудованием и информатизацией, где есть несколько бюрократических процедур, через которые необходимо пройти. Деньги очень большие и крайне необходимо контролировать их движение.
- Насколько часто вы проводите свои проверки?
- Планы проверок у нас согласовываются с прокуратурой на год вперед. Все желающие могут с ним ознакомиться на сайтах обоих надзорных органов. Там можно узнать, кого будут проверять и точные сроки, чтобы можно было заранее подготовиться. Такие проверки могут проходить не чаще, чем один раз в 2-3 года. Внепланово мы проверяем по жалобам или по требованию прокуратуры, когда есть опасность, что может быть причинен какой-то вред здоровью или жизни человека. Сейчас количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительно снизилось по сравнению с тем, что было 2-3 года назад, тогда для них не требовалось согласование. Получалось так, что одно медучреждение за месяц могли проверить два-три контролирующие структуры – людям некогда было работать.
- Какая из последних внеплановых проверок могла вызвать большой резонанс?
- Могу вспомнить несчастный случай в Ставрополе, когда неисправная барокамера нанесла вред ребенку. В связи с этим случаем были проведены проверки в учреждениях о соответствии барокамер лицензионным условиям и требованиям. Могу сказать, что в Приморском крае техническое обслуживание барокамер находится на должном уровне. Но в некоторых регионах было выявлено, что многие аппараты давно отработали свой срок годности.
- Насколько активно сейчас общество обращается к вам?
- Очень активно, жалоб поступает много, наблюдается тенденция к росту их количества. Кажется, парадокс, поскольку денег в медицину вкладывается все больше, оборудование обновляется, кадры становятся более профессиональными, а количество жалоб только увеличивается. Я расцениваю это как повышение юридической грамотности населения. Ведется широкая разъяснительная работа, в рамках которой людям объясняют, какую помощь они вправе получить, какие программы реализуются в области здравоохранения. 10-15 лет назад люди вынуждены были покупать все, вплоть до марли. Тогда пациенты практически не жаловались в надзорные органы. Сейчас люди поняли, что они могут бороться за свои права, за высокое качество медицинской помощи. Большое количество жалоб оправдано, а учреждения, в которых были выявлены нарушения, несут административную ответственность. Сейчас штрафы значительно увеличились – от 50 до 100 тыс. рублей. Естественно, окончательное решение принимает суд, учитывая обстоятельства.
- В Росздравнадзоре имеется понимание сегодняшних проблем в здравоохранении?
- Разумеется. Например, в отдаленном районе края больной не был осмотрен узкопрофильным специалистом, хотя в этом нуждался. Это нарушение. Но надо понимать, что сегодня в здравоохранении сложилась ситуация с нехваткой кадров, поэтому в некоторых районах таких специалистов просто нет. Мы составляем протокол, но в этом случае суд принимает решение либо вообще не наказывать учреждение, а лишь выписать предписание, либо налагает незначительные штрафы – порядка 1-2 тысяч рублей. Каждый случай индивидуален. Есть проблемы с дополнительным лекарственным обеспечением групп населения групп населения, которым оно положено. Это связано не только с организацией процесса, но и недофинансированием программы, как из федерального, так и краевого бюджетов.
- Насколько часто вы общаетесь с представителями департамента здравоохранения?
- Мы находимся с ними в очень тесном контакте. Каждый день проходят встречи специалистов, а с главой департамента Владимиром Кузнецовым я держу постоянную связь. Нам необходимо проговаривать все важные вопросы. Я вижу цель работы нашего управления не в том, чтобы кого-то покарать или написать как можно больше протоколов. Надо сделать так, чтобы нарушений стало меньше по результатам нашей совместной работы с департаментом и другими структурами. Контрольно-надзорный орган не должен быть нацелен на исполнение только карательной функции, но и выполнять профилактическую работу. Поэтому количество выписанных штрафов и денег, поступивших в бюджет далеко не единственный показатель нашей деятельности. Нам, как контролирующему органу, видны негативные моменты, которые есть в работе учреждений здравоохранения. По результатам следующих проверок в 50% случаев данных нарушений уже не будет, а это положительный итог.
- Вы готовы к тому, что люди и дальше будут отстаивать свои права?
- Хорошо, если люди будут юридически грамотны, иметь чувство собственного достоинства, отстаивая свои права, но они должны понимать, что государство в одну секунду не решит все накопившиеся проблемы. Для этого федерация и разрабатывает специальные программы, по которым выделяются огромные средства. Уже сейчас по многим показателям (снижение смертности, повышение рождаемости, увеличение тарифов ОМС) виден положительный результат.