Параллельная вселенная Дмитрия Рудася
6297
Путь бизнесмена Дмитрия Рудася напоминает гонки по вертикали – он сам создает пестрое, полное невероятных приключений, кипучей деятельности и романтических созерцаний полотно своей жизни. И на первый взгляд трудно понять, какой из элементов этой яркой эклектичной мозаики является для него главным и приоритетным.
Но все, чем бы ни занимался этот разносторонний удивительный человек – лечением братьев наших меньших, погружением в морские глубины, видео- и фотосъемкой подводных ландшафтов и их обитателей – пронизано предельно острым, на грани болевого порога мироощущением, исходящем от большого любящего сердца и широкой щедрой души. Чувство прекрасного у него в крови, но усиленное многократно адреналиновой жаждой и приправленное мощными вспышками творческого озарения, оно порождает подлинные шедевры.
Но все, чем бы ни занимался этот разносторонний удивительный человек – лечением братьев наших меньших, погружением в морские глубины, видео- и фотосъемкой подводных ландшафтов и их обитателей – пронизано предельно острым, на грани болевого порога мироощущением, исходящем от большого любящего сердца и широкой щедрой души. Чувство прекрасного у него в крови, но усиленное многократно адреналиновой жаждой и приправленное мощными вспышками творческого озарения, оно порождает подлинные шедевры.
На крутых виражах судьбы
Дмитрий с детства серьезно увлекался мотокроссом, грезил о спортивной карьере, а чтобы быть поближе к своей мечте после школы решил поступать в автомобильно-дорожный университет. Мама, узнав, что сын настроен решительно, и намерен продолжать заниматься гонками на мотоциклах, была непреклонна. Она поставила его перед небогатым и недвусмысленным выбором: либо институт народного хозяйства в Хабаровске, либо сельскохозяйственный - в Уссурийске.
- Волей судьбы я оказался в Приморском сельскохозяйственном институте, ныне носящим статус академии, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru Дмитрий Анатольевич. – И опять же, выбрал я этот вуз только благодаря тому факту, что там была очень сильная команда по мотокроссу. Если честно, после окончания института работать «айболитом» не планировал, но так получилось, что приятель занимался ветеринарным бизнесом, лечил животных на дому, и постепенно привлек к этому делу и меня. Однажды мы принимали роды у кавказской овчарки, она оказалась многоплодной – 16 щенков. Пришлось делать кесарево сечение и проводить реанимацию новорожденных. Когда я сделал искусственное дыхание одному из щенков, а он в первый раз жалобно вздохнул и протяжно выдохнул, заявив этому миру: Я пришел!», что-то включилось в моей голове. Это мгновение произвело на меня неизгладимое впечатление, зажглась какая-то искра и во мне проснулся ветеринарный врач. Я понял, что это мое, и начал активно заниматься лечением братьев наших меньших, врастать в этот бизнес, изучать все его аспекты, нюансы и тонкости.
Сегодня у Дмитрия Рудася в Приморском крае – сеть современных и успешных ветеринарных клиник «ДАР», которая ведет свою историю с 1997 года. И это название как нельзя лучше подходит к его отношению к персоналу учреждений и своим пушистым пациентам. Здесь не просто возвращают им здоровье на радость счастливых владельцев, используя самые современные лечебные технологии, а именно дарят частичку своей души, окружают теплом, вниманием и искренней заботой. А тех людей, которые в настоящее время находятся на передовой борьбы с болезнями животных, выпестовал и воспитал он сам, с ними он начинал новое дело, с ними прошел все непростые этапы его становления и развития.
Полный комплект
- С этими замечательными специалистами я прошел и Крым, и рым, большинство из них находятся со мной с самого начала, в клинике «ДАР» они состоялись в профессиональном плане, - отмечает Дмитрий Рудась. – До определенного момента весь воз лечебной работы я тянул на себе, был и терапевтом, и активно оперирующим хирургом, по большому счету все остальные находились на правах моих ассистентов. Как-то я сломал руку и столкнулся с тем, что сотрудники слишком привыкли к своей роли «подавальщиков», перестали заниматься практикой, обладая лишь багажом теоретических знаний. А команда у меня действительно высокопрофессиональная, я собрал лучших и выдающихся выпускников профильных вузов разных лет. В частности, моим первым заместителем был Заслуженный ветеринарный врач СССР Юрий Вениаминович Лебедев – в высшей степени компетентный и авторитетный специалист.
Так вот, практический опыт в коллективе сводился к минимуму – приводят лохматого пациента, я смотрю, что у них все валится из рук, и без меня ничего не получается. Хотя, повторюсь, теоретически они были подкованы блестяще. После этого случая произошла некая переоценка ценностей, смена приоритетов. Я осознал, что в этом бизнесе слишком много людей зависит от меня, вследствие чего может пострадать благополучие их семей, и если по каким-то причинам я выйду из строя, наше общее дело просто остановится. Поэтому я позволил своим сотрудникам работать самостоятельно, сделал так, чтобы они начали сами стоять у станка, лечить и оперировать. Оставив себе решение организационных вопросов, заняв нишу административной работы, я как руководитель развиваю и продвигаю свой бизнес, опираясь на свою дружную квалифицированную команду. И это отношения, построенные на доверии.
Можно без преувеличения констатировать, что ветклиники Дмитрия Рудася находятся в авангарде медицинской помощи хвостатым и пернатым, здесь применяются передовые технологии на современном оборудовании. Специалисты учреждения оказывают полный спектр ветеринарных услуг – начиная от профилактического осмотра животного, консультации терапевта, забора всех видов анализов и проведения всех видов вакцинации до консервативного и оперативного лечения по терапевтическому, дерматовенерологическому, эндокринологическому, хирургическому, травматологическому, стоматологическому, офтальмологическому, неврологическому и нефрологическому профилям. Клиника оснащена эндоскопической стойкой, биохимическим анализатором, монитором для отслеживания жизненных показателей в реанимации, аппаратами для искусственной вентиляции легких и ингаляционного наркоза, УЗИ с доплерами, оцифровщиком рентгеновских снимков.
Особые подходы
- Подобное оборудование есть далеко не в каждой «человеческой» поликлинике, - обращает внимание Дмитрий Анатольевич. – Мы достигли столь высокого технического уровня как раз благодаря тому, что каждый занимается своим делом, занимается с душой и полной самоотдачей, с любовью к выбранной стезе. Ветеринарный врач – всегда специалист широкого профиля, он универсален - должен быть и терапевтом, и хирургом, и стоматологом, и окулистом… Конечно, за последние годы ветеринария сделала настолько мощный рывок вперед, что быть по-настоящему компетентным доктором во всех направлениях просто нереально. Еще лет 15 назад в городских ветеринарных клиниках за все вопросы, касающиеся лечения домашних питомцев отвечал один человек, и он, как правило, давал один ответ: чума. Сегодня ситуация иная. Мы осознаем и понимаем, что у животных может быть масса проблем со здоровьем, и научиться профессионально разбираться в каждой – жизни не хватит. Нельзя объять необъятное. Поэтому мы начали разделять сферы деятельности – у врачей, помимо общей терапевтической и хирургической нагрузки, есть какие-то узкие специализации. Они их выбирают, ориентируясь на свой интерес, желание, опыт, возможности и предпочтения. Это может быть нефрология, травматология, офтальмология, и пр. Для примера: мы единственные в Приморье, где проводят микрохирургические операции по замене хрусталика глаза у животных, страдающих катарактой.
Директор клиники отмечает, что единственной преградой для расширения бизнеса является дефицит квалифицированных специалистов:
- Как сказал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин: кадры решают все. И здесь я с ним полностью солидарен. Несмотря на действующую кузницу этих самых кадров – Приморскую сельскохозяйственную академию – грамотных и адекватных специалистов днем с огнем не сыщешь. Причем большинство выпускников вуза не идут работать в ветеринарию, выбирают другие дороги в жизни. А я не беру в свой коллектив кого попало, не держу случайных людей. Как правило, нанимаю тех, кто начинает трудиться в моей клинике с момента прохождения практики. Присматриваюсь к ним, оцениваю их потенциал, стремление и желание работать в данной сфере. И приглашаю только тогда, когда вижу, что вот из этой глины я смогу вылепить ветеринарного врача, крепкого и стоящего специалиста. У нас много интересных наработок, которые касаются не только лечебной деятельности. Я имею в виду взаимоотношения с клиентами и особые подходы к животным. Когда устраивается человек уже с опытом, он не всегда вписывается в наши стандарты, порой приходится его «ломать», что сказывается не лучшим образом на общей работе и климате в коллективе. Лечение домашних питомцев – не ремонт автомобиля, где можно просто заменить неисправный агрегат на новый. Здесь требуется осознанность и понимание того, что ты делаешь. Нужно обладать чутьем и хорошим клиническим мышлением.
Опять же не я сказал, что обычный врач лечит человека, а ветеринарный – человечество. Эти слова принадлежат великому академику Ивану Павлову, и они верны на все 100%. Замечательно, когда владелец животного знает его, следит за поведением, отслеживает происходящие изменения, замечает их, может проанализировать ситуацию. А если нет? Братья наши меньшие разговаривать не умеют, поэтому нужно иметь проницательные глаза, чтобы обратить внимание, что с ними что-то не так. Нередко бывают трагикомичные ситуации, когда хозяин узнает о беременности своей собаки только после того, как ему покажешь уже родившегося щенка. Поэтому грамотного и чуткого ветеринарного доктора необходимо воспитывать, взращивать. Кстати, у нас есть специалисты и по экзотическим животным, и по птицам. На моей практике кого только не приносили – ящериц, черепах, змей, игуан, хамелеонов. Но самое сильное впечатление на меня произвели вороны. Их ум и интеллект – это что-то невероятное.
О дивный новый мир
Ветеринарный бизнес – лишь один из аспектов деятельной и охочей до новых знаний и впечатлений натуры Дмитрия Рудася. Он с раннего детства засматривался «Подводной одиссеей» Жака-Ива Кусто и зачитывался «Двадцатью тысячами лье под водой» Жюля Верна. Причем мальчишка не просто витал в облаках и грезил о приключениях, а своими руками приближал мечту – вместе с приятелями-единомышленниками мастерил «Наутилус», пытался сконструировать акваланг, закачивая насосами воздух в огнетушители.
- Шланги взрывались, мы их заматывали скотчем, и продолжали свои попытки. Слава богу, до реального погружения тогда не дошло, - смеется дайвер. - Прежде чем осесть во Владивостоке в середине 90-х, я изрядно помотался по стране. Родился в Белгороде, жил на Сахалине, в Днепропетровске, Старом Осколе, в районе Камня-на-Оби. На Сахалине обитал в г. Анива, совсем рядом с морем, но суровый быт наложил свой отпечаток на тот период моей жизни, и свои планы по освоению морских глубин я отложил на неопределенный срок. Уже намного позже, когда поехали отмечать день рождения приятеля в село Валентин Лазовского района Приморского края, моя мечта, наконец, осуществилась. Вообще это потрясающее место, одно из самых красивых и живописных в регионе. Изумительное морское побережье, белоснежный мелкий песок, прозрачнейшая лазурная вода… Короче, идеальные условия для занятия дайвингом. Встали на рассвете, я смотрю – стоит акваланг. Спросил у его владельца: можно зайду в нем по грудь и просто попробую вдохнуть под водой. Мне нужно было понять, смогу ли я это сделать, т.к. знал, что у некоторых людей иногда наступает психологический ступор, они не способны преодолеть этот страх, не могут себя заставить совершить вдох. Нацепил баллон, надел маску, взял в рот регулятор, зашел в воду и набрал в легкие воздуха… И все, опять внутри меня щелкнул переключатель, зажглась еще одна искра.
Надо сказать, что с морем я всегда был на ты, отлично плавал и нырял, но погружаться с аквалангом до этого не приходилось. Так вот, после этого первого вдоха я тут же попросил товарища отвезти меня на лодке подальше от берега, где сразу, без всякой подготовки нырнул метров на 15-ть. Чуть не получил баротравму уха, т.к. напрочь забыл, что нужно продуваться. Но все это отошло на задний план – я был сражен и покорен открывшимся мне дивным новым миром. Видимость потрясающая, вода чистейшая, подводные ландшафты просто умопомрачительные. Заросли ламинарии, рыбы-ерши, морские звезды, гребешки… Думал, от счастья и избытка ощущений лишусь рассудка. Тогда мне башню снесло основательно, буквально через день после своего первого погружения побежал покупать снаряжение и обучаться искусству дайвинга.
Зов морских глубин
С тех пор и началась личная подводная одиссея Дмитрия Рудася, его знакомство с этим удивительным миром. Для него каждое погружение в морские глубины – увлекательное, всегда новое путешествие по параллельной вселенной, где роль телепорта играет акваланг.
- Всего один шаг, и ты уже там, в совершенно ином измерении, но уже после первых погружений меня одолевало желание взять частичку этой вселенной с собой, чтобы показать ее людям, поделиться с окружающими восторгом от соприкосновения с ней, - поясняет Дмитрий Анатольевич. – Но взять не в прямом смысле, потому что любой морской обитатель, изъятый из естественный среды, теряет свои краски и первозданный вид, утрачивает красоту и очарование. У всех дайверов рано или поздно возникает понимание того, что в подводном плавании нужно обязательно заниматься чем-то еще. Когда накапливаешь определенный багаж эмоций, ощущений и впечатлений, испытываешь потребность что-то делать. Кто-то ищет клады, кто-то ныряет на затонувшие объекты и суда, кто-то начинает писать картины. Я приобрел фотоаппарат, начал делать снимки, и получалось очень даже неплохо. И все же фотосъемка не цепляла так, как видео.
Когда я впервые взял в руки видеокамеру в 2008 году, меня это процесс захватил настолько, что уже через год получил первый в своей жизни диплом за операторскую работу. Стал победителем в номинации «Подводная видеокамера» на международном телефестивале «Человек и море-2009». И потом пошло-поехало… Кстати, у меня одного из немногих коллег-операторов есть съемки рыбы-луны. Это самая тяжелая костная тропическая рыба, масса которой может достигать больше двух тонн. Ее выклюнувшиеся личинки имеют длину в 3 мм, а весят меньше 1 грамма. А достижимый размер взрослых рыб-лун в 60 млн раз превышает размер при рождении, что является наибольшим соотношением среди позвоночных. И вот это чудо природы каким-то непостижимым образом занесло в акваторию Уссурийского залива, где и было мной запечатлено. Есть съемки стаи тунцов и метровых лакедр, которые вихрем закручивались вокруг меня, голожаберных моллюсков и карамельных крабов, пятимиллиметрового морского конька-пигмея. Все это пьянящие, ни с чем не сравнимые ощущения. А главное, море у нас в шаговой доступности – бери, изучай, смотри, наслаждайся…
Его восторженное увлечение и хобби давно вышло за любительские рамки. В настоящее время Дмитрий Рудась - один из ведущих и признанных мастеров подводной съемки в нашей стране, у него несколько десятков престижных российских и международных наград за операторскую работу, и перечислить их все просто не представляется возможным. В частности, он принимал участие в съемках фильма Сергея Брилева «Тайна трех океанов» о легендарной подлодке «С-56», получивший гран-при фестиваля "Человек и море" в 2014 году. А к 40-летию единственного в России Дальневосточного морского биосферного заповедника Дмитрий Рудась уже в качестве режиссера и продюсера вместе с командой единомышленников снял фильм «Заповеданное море», также удостоенный награды. В этом году он занял первое место на проходившем в Санкт-Петербурге международном кинофестивале морских приключенческих фильмов «Море зовет!» в номинации «Лучший фильм о подводном мире». Это очень динамичное, яркое и захватывающее кино, с уникальными подводными сьемками, не имеющими аналогов в России.
Бесконечное погружение
Что особенно интересно, в рамках конкурсной программы на день раньше, чем в Париже прошла премьера фильма Жерома Эспла «Поколение «Голубой Бездны». Картина повествует о непревзойденном ныряльщике Жаке Майоле, который спустя 30 лет возвращается в Грецию на места съемок нашумевшего тогда фильма Люка Бессонна «Голубая Бездна». На острове Аморгос он встречает Франсину Крейсс - подводного фотографа, с которой они решают возродить традиции свободных погружений. «Голубая бездна» в свое время распахнула двери в морские глубины, где страсть нередко преобладает над разумом. Это рассказ о славной плеяде ныряльщиков, воспитанных на традициях одного великого фильма. Так вот, лента Дмитрия Рудася обошла работу французского коллеги!
Также этот фильм победил в номинации «Люди моря» на проходившем в этом году фестивале «Человек и море-2018». Пока в открытом доступе в интернете посмотреть картину нельзя, у нее продолжается фестивальная жизнь, происходит озвучка на английский язык, после чего кино приморского автора отправится покорять европейского зрителя. Но, скорее всего, ленту можно будет посмотреть в конце сентября - начале октября на телеканале ОТВ-прим.
Проектов у дайвера, режиссера и оператора достаточно много, сегодня он снимает фильм о затонувших кораблях залива Петра Великого, также завершены две главы документального цикла «Неизведанная вселенная», посвященного подводному макромиру, на подходе третья.
Таким образом, Дмитрий Рудась почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом не намерен, его все сильнее затягивает своя «голубая бездна», дна у которой не то чтобы не видно – его просто нет. Это бесконечное погружение в загадочный, полный еще не совершенных открытий и неразгаданных тайн мир. Его параллельную вселенную, ставшую родной, близкой и любимой, в которой он чувствует себя легко и свободно. Как рыба в воде.
Видеоканал Дмитрия Рудася
Автор фото: Дмитрий Рудась
Видеоканал Дмитрия Рудася
Автор фото: Дмитрий Рудась