Съезд врачей: хотели как лучше...
6226
Итак, первый национальный съезд российских врачей завершил свою работу. Скромно забыв про «пироговское движение», министр здравоохранения заявила, что за всю историю советского и постсоветского времени съезды врачей в масштабе всей страны проводились в России всего дважды: в 1925 и 1988 годах. Информация о них, видимо, строго засекречена.
Мне с трудом удалось найти следы документов той поры. Наверное, они и сейчас используются Минздравом для подготовки приказов по отрасли. Ни одной приличной ссылки, ни одного завалящего документика! К чему это приводит? Как-то подзабылось, что VIII Всероссийский Пироговский съезд 27.10.2011г. экс-министр здравоохранения Татьяна Голикова своим вниманием не почтила, чем и заслужила «вотум недоверия» собравшихся на съезде, тем более, что многим из них «начальство негласно не рекомендовало ехать на съезд» . Благоразумно поразмыслив над превратностями судьбы, Минздрав решил на этот раз возглавить мероприятие самостоятельно.
Для чего собрались?
Мне с трудом удалось найти следы документов той поры. Наверное, они и сейчас используются Минздравом для подготовки приказов по отрасли. Ни одной приличной ссылки, ни одного завалящего документика! К чему это приводит? Как-то подзабылось, что VIII Всероссийский Пироговский съезд 27.10.2011г. экс-министр здравоохранения Татьяна Голикова своим вниманием не почтила, чем и заслужила «вотум недоверия» собравшихся на съезде, тем более, что многим из них «начальство негласно не рекомендовало ехать на съезд» . Благоразумно поразмыслив над превратностями судьбы, Минздрав решил на этот раз возглавить мероприятие самостоятельно.
Для чего собрались?
Надо понимать, что основной задачей съезда руководство страны негласно определило следующее: выйти на формирование единой серьезной медицинской структуры, которой можно было бы передать значительное количество полномочий, самых разнообразных — от обновления образовательных программ и профессиональных стандартов и формулирования критериев аккредитации медицинских работников до проведения аккредитации.
То, что власть категорически не устраивает существование множества медицинских «междусобойчиков» (Российская медицинская ассоциация — президент А. Саркисян, Национальная медицинская палата — президент Л. Рошаль, Российское медицинское общество — президент-элект Е. Чазов) с «перетягиванием одеял» и стремлением к самостоятельности стало ясно давно. Поэтому Первый национальный съезд российских врачей именно под эгидой Минздрава должен был пройти помпезно и всесторонне освещаться в СМИ.
Для этого Минздравом основной темой съезда была объявлена тема роли профессионального врачебного сообщества в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Для этого в повестку съезда включили темы кадровой политики, развития самоуправления в профессиональной врачебной среде, корпоративной врачебной ответственности и проект этического кодекса российского врача. Неумение четко выполнять поставленные правительством задачи и ранее отлично характеризовало работу ведомства. Но чтобы настолько промахнуться?!
Мог ли Минздрав выполнить поставленную правительством задачу?
Мог! Но для этого нужно было точно продумать механизм воздействия на аудиторию съезда. Беда лишь в том, что с аудиторией, как обычно, Минздрав промахнулся. По квотам регионов на съезд выехали только чиновники, умело прикрывшиеся совместительствами врачебных и педагогических ставок в подчиненных им ЛПУ. Аудитория, готовая проголосовать за что угодно, привыкшая к многочисленным заседаниям-совещаниям-коллегиям, как к основной своей деятельности. А ведь президент России по видеосвязи подчеркнул: «Мы намерены опираться на мнение самих граждан и, конечно, на позицию профессионального медицинского сообщества». И далее все могло пройти по правильному сценарию. Но...
Зарапортовались
Привычка начинать любое мероприятие с победных реляций подвела опять. Премьер-министр Д. Медведев, заявив, что «деньги в системе здравоохранения есть, вопрос — в их использовании», сообщил, что возглавит правительственную комиссию по охране здоровья граждан. «Отрасль здравоохранения длительное время переживала системный кризис. В последние годы кризис завершился, ситуация изменилась. Но это не значит, что все довольны положением дел», — сказал премьер. Но руководство Минздрава намека не поняло.... или сделало вид, что не поняло... и понеслась!
Во-первых, было объявлено, что основными задачами первого всероссийского съезда врачей являются... сплочение врачебного сообщества, формирование корпоративной ответственности врачей за состояние здоровья населения и системы здравоохранения страны.
Во-вторых, объявили, что «на съезде планируется проследить преемственность времен и поколений в здравоохранении и дать характеристику тем процессам, которые происходили в отрасли с начала 90-х годов». Как вам это нравится? Именно для этого тратились сумасшедшие деньги на сбор и кормежку участников, выделялся Кремль для «посиделок» и отрывалось время у членов правительства? Услышать про недоработки Минздрава? По итогам работы съезда еще и предполагается принять резолюцию съезда, «в которой будет отмечена роль врачебного сообщества в формировании единой профилактической среды, во внедрении новых технологий управления здоровьем». О, как! Сплочением чего собрался заняться первый съезд? Сплочением сообщества? Какого сообщества?
И это — вместо немедленного создания Единой российской врачебной организации («сообщества»), в которую (а зал собрали «правильный», проголосовали бы единогласно за все, что «надо») влились бы все медицинские организации, представленные на съезде. Председателем сделали бы господина, только что получившего почетное звание профессора Дагестанской государственной медицинской академии, никто бы из «медицинских» президентов не вякнул! Единодушный, шеститысячный «одобрямс»! Вместо этого — «Мы надеемся, что общими усилиями мы восстановим доверие к медицинскому сообществу и доверие к врачу», — сказала министр Скворцова.
Она проинформировала участников съезда, что Минздрав внесет в правительство стратегию развития медицинской науки. Начиная с 2013 года, по ее словам, министерство планирует технологически обновить научную инфраструктуру: создать сеть центров доклинических исследований, вивариев, лабораторий и операционных для животных. «В этих центрах будут созданы условия для разработки моделей заболеваний человека у животных, собраны коллекции различных биоматериалов и клеточных культур, сконцентрированы уникальные аппаратурно-технологические возможности». Да, будет что «попилить» министерству, мы поняли.
Заглянем глубже
Почему не выполнен заказ власти? Почему-то «сообщество», о котором на каждом шагу упоминает и президент, и премьер, да и сама министр здравоохранения, на съезде так и не было организовано? Все документы к съезду — каждому участнику по папке — готовил Минздрав. Вернемся еще раз к задачам съезда. Тем настоящим задачам, о которых усиленно намекает руководство страны. Выйти на формирование единой серьезной медицинской структуры, которой можно было бы передать значительное количество полномочий, самых разнообразных — от обновления образовательных программ и профессиональных стандартов и формулирования критериев аккредитации медицинских работников до проведения аккредитации. Чьих полномочий? Правильно! Минздрава! Так зачем Минздраву рыть самому себе яму? Можно только восторгаться дальновидностью его сотрудников. Опять пожелания правительства выполнены с точностью до наоборот.
Что следует ожидать?
Ожидать ли нам, что на многочисленных интернет-площадках медицинских и врачебных «сообществ» (представителей коих благоразумно не пригласили на съезд), появятся мысли об объединении? Конечно! Будет ли и дальше Минздрав игнорировать эти «вопли страждущих в пустыне», запутавшихся в какой, собственно, медицинской ассоциации они имеют честь виртуально состоять? Да! До поры, до времени...