Билли Новик: «Я люблю рутину. Только за ней должен быть смысл»

9468
Музыкант Билли (Вадим) Новик, оставив медицину, начал сочинять музыку, используя в качестве вдохновения такие ориентиры, как Том Уэйтс и Луи Армстронг. Билли считает, что современную публику необходимо воспитывать и даже кавер-версии известных песен должны в корне отличаться от оригинального исполнения, о чем и рассказал в интервью корр. «Владмедицина.Ру».

Билли Новик (настоящее имя Вадим Валерьевич Новик), родился 30 октября 1975 года в Ленинграде) — петербургский музыкант, один из основателей группы «Billy’s Band», автор музыки и текстов большинства песен коллектива. Играет на контрабасе, пианино, губной гармошке, банджо, бас-гитаре и гитаре.

- Билли, расскажите, как повлияло на вашу жизнь профильное медицинское образование?

- Я в 1998 году закончил ЛПМИ, который сейчас называется Санкт-петербургской государственной педиатрической медицинской академией. Диплом этого ВУЗа, который получает выпускник, является дипломом врача-педиатра, который не обладает никакой особой спецификацией и может работать на участке. Если ты хочешь работать в больнице или получить какую-то узкопрофильную специализацию требуется дальнейшее образование. Я выбрал патологическую анатомию и прошел годичную интернатуру при кафедре нашего института под руководством профессора Всеволода Александровича Цинзерлинга. После этого меня распределили в больницу №5 им. Нила Федоровича Филатова.

Что касается того, что на что влияет, мне кажется, что любое высшее образование учит, прежде всего, самообразованию. Самое главное в нем, это систематизация получаемой информации. Абсолютные знания скоротечны, и если ты их не используешь каждый день, через несколько лет они забываются. Другое дело, когда ты начинаешь видеть общие подходы, принципы. В этом смысле без высшего образования никак. Если в музыке еще как-то можно, то в медицине точно нельзя, как, например, и в адвокатском деле. Нельзя придти с улицы и стать хорошим адвокатом.

- Вы начали сочинять музыку еще во время учебы?

- Сочинять я начал уже после учебы, во время работы. По молодости я воспринимал свою профессию несколько романтически. Что такое врач-патологоанатом в понимании молодого человека лет 25? Это круто, это высший врач, находящийся в респекте у других докторов. Работа непыльная, сокращенный рабочий день, много льгот, уважения. Эдакий медицинский прокурор, а также и судья. А потом, когда я стал осознавать то, что делаю, я понял, что это совсем не то, о чем предполагалось ранее. Я думал, что будут научные исследования, но нет, лишь формальные акты, освоение бюджета. Нельзя, конечно, забрасывать патологическую анатомию, поскольку она во многих случаях предоставляет данные, которые позволяют предупреждать многие казусы. Но в детской патанатомии мы, в основном, сталкивались с синдромом внезапной смерти. И никто в мире до сих пор не знает о нем. Ведь все, как я понял, сводилось к формальному акту заполнения протоколов и дело в расшифровке десятилетиями не двигалось ни на миллиметр.

- Вы поэтому покинули медицину?

- Я человек, который любит однообразие, рутину. Но просто когда за рутиной не виден смысл, то она начинает гнести. Лучше заниматься каким-то маленьким делом, но при этом чувствовать фидбэк. До этого я целый день работал, а потом приходил на собственный концерт и видел, как столько много людей хотело пожать мне руку. Наверное, я клюнул на это тщеславие. В моей профессии другая специфика. Там приходят родители, с детьми которых что-то произошло. Ну что они мне могут сказать? Чтобы я им не сказал, при любом исходе тебе никто никогда не скажет «спасибо».

- Ваша музыка во многом напоминает творчество Тома Уэйтса.

- Ну да. А еще больше напоминает Армстронга. 10 лет мы пиарили Тома Уэйтса, поэтому все думают, что это он. Ну, хорошо. Просто мы эксплуатируем имидж, манеру и школу сразу целого ряда кумиров, а даже лучше ориентиров. Среди них Уэйтс, Армстронг, Кобейн, Мартин Гор, Чайковский.

- В вашем репертуаре есть кавер-версии старых хитов. Насколько сложно обстоят дела с авторскими правами на них?

- Петь одно дело и совсем другое, если ты хочешь выпустить диск. В этом плане все может быть очень плохо, собственно, как у нас и случилось с новым альбомом, который мы привезли во Владивосток – «Чужие-2». Он нам обошелся в очень круглую сумму. Мы же всегда кричали, что всегда будем честными, поэтому все права должны быть очищены. Мы никогда не переступали границу пиратства и к коллегам по цеху относились уважительно. Очень дорого права стоят, поэтому от многих песен мы отказались. К примеру, некоторые эстрадные отечественные песни, которые мы делали по заказу ряда телеканалов. Ну не могут песни наших отечественных авторов быть дороже, чем «Битлз» в три раза. Мы из принципиальных соображений сказали «нет». Мы вас, конечно, уважаем, но «Битлз», есть «Битлз». Я не случайно упомянул эту группу, потому что на нашем новом альбоме есть три их трека.

- Как на Западе защищают авторские права?

- Там все хорошо. А у нас появляется цепочка каких-то посредников, московские цены и так далее. Не может песня стоить 100 тысяч рублей за права. Даже у Майкла Джексона столько не стоит.

- Некоторые ваши песни по атмосфере напоминают бар, где можно слушать музыканта и, не спеша потягивать алкоголь.

- Лучше всего вообще сидеть дома и представлять то, что ты сидишь в баре и ничего при этом не пить. Мы все пытаемся привнести художественный образ, но не все это понимают и зачастую воспринимают наше творчество, как прямое руководство к действию.

- Какие же вы тогда в обыденной жизни?

- Мне кажется, что такие, как и все, но я могу и ошибаться, поскольку давно абстрагирован от нее. Мы живем довольно специфической жизнью, в основном, сидим в аэропортах, народа практически не видим. Часто это средний класс, бизнесмены. Иногда в метро очень интересно прокатиться.

- И каков портрет тех, за кем удается, так или иначе, подглядеть?

- Люди живут так, как они хотят жить, вот в чем парадокс. Они думают, что их жизнь от чего-то зависит, но это не совсем так. Зависит, но не настолько. Среднестатистический россиянин, конечно, не радует. Гордиться пока не приходится, но все равно какая-то любовь к народу есть. Все-таки, это как с возрастом появляется любовь к Родине, абсолютно парадоксальное чувство, необъяснимое. Правильно говорят, что любят не за что-то, а вопреки. Вот видимо, сначала приходит любовь к своей Отчизне, а она состоит из людей, поэтому начинаешь косвенно любить и их. Смотреть на них, жалеть и думать о том, почему все так несправедливо. Мне кажется, что когда-то должно случиться улучшение, поэтому я верю в утопическую и романтическую идею, как поет Влади в своем новом альбоме – «Ясно, что начнется квантовый шторм и все всё поймут внезапно». Может быть и так будет.



- Больше всего вы видите своих слушателей, каковы они при близком рассмотрении?

- Они, наверное, как раз из тех, с которыми мы сидим в аэропортах. Это люди, которые освободились от комплексов и способны взглянуть на себя с долей самоиронии. Это, как правило, люди повзрослее и достаточно успешные, как ни странно. Те, кто еще пытается стать крутыми, неспособны к самоиронии. А у Billy`s Band она есть, я надеюсь.

- Современная музыка во многом как раз и рассчитана на подростковую аудиторию и для этого готова чуть ли не выпрыгнуть из штанов.

- Да, эпатаж. Я не имею ничего против никакой музыки. Любая музыка уместна, если она существует и находит отклик у людей. Другое дело, когда в кафе с утра играет танцевальная музыка, мне это не понятно. Еще мне обидно, что на Западе играет хорошая музыка, а у нас почему-то не очень хорошая. Прямо засилье танцевальной и примитивной музыки. Это, наверное, хорошо, но почему в кафе и с утра.

- Если продукт востребован, значит, его и продвигают.

- Попробуй продай словари норвежского языка во Владивостоке. Никогда в жизни ты их не продашь. Сначала нужно воспитать людей, подготовить, показывать фильмы на норвежском. Для того чтобы воспринимать классическую музыку, нужно быть чуть-чуть образованным. Также для того, чтобы понимать чужой язык, его надо поизучать, полистать словарик. Иначе, это пустой набор звуков. Есть такие звуки, которые понятны всем. Например, звук сливного бачка каждый узнает, но это же не значит, что его везде нужно ставить.

- Получается, что воспитываете свою аудиторию?

- Да. Мы это понимаем, поэтому все тяжелее становится работать. Начинаешь осознавать процент людей, которые воспринимают тебя превратно и это очень обидно. Чем больше любишь свой народ, тем больше чувствуешь ответственность. И тем меньше хочется, чтобы тебя понимали превратно.

- Вы планируете в дальнейшем усложнять свои отсылки к классике?

- Для этого мы выпустили альбом «Чужие». Иногда думаешь, зачем сочинять свои песни, если люди еще даже чужие прекрасные песни еще не все послушали. Например, творчество Утесова. Ей-богу, никакое это не старье, там все, как будто вчера написано. И возвращаясь к вопросу о кавер-версиях, некоторые считают, что это легкий путь к такому дешевому успеху. Это тоже правильно. Все правильно.

- Но многие выступления, словно под кальку скопированы с оригинала, никакой самобытности.

- Кавер не может повторять оригинал, он должен быть принципиально другим, иначе, какой смысл? В этом жанре песня уже была исполнена, надо показать ее с другой стороны. Чем еще хорош кавер, так это тем, что на основе всем известного материала у группы есть возможность показать свой уникальный стиль и видение вопроса. Это концептуальный момент. Поэтому неудивительно, что многие группы начинают как кавер-бэнды, а потом, если у них есть силы, выходят на собственный материал именно в этой стилистике.

- С точки зрения продвижения своего творчества, как это можно сделать в новых условиях?

- Я считаю, что если вы - кавер-группа, то больших шансов пробиться нет. Надо предлагать свой собственный материал. Пусть плохенький, но это не тебе решать, люди сами оценят. Я всегда считал, что лучше плохенькая песня, но своя, чем прекрасная, но чужая. Также если я смотрю на какого-то певца на сцене, и мне понравится его песня, а потом мне скажут, что это не он написал, у меня теряется интерес к этому. Мне интересно, как автор излагает свой собственный материал, хотя это противоречит законам советского времени, когда текст писал один человек, музыку - другой, аранжировку – третий, исполнял – пятый и шестой. Это был профессиональный конвейер, причем высококачественный. Но он, тем не менее, чуть-чуть обезличивал исполнителя. Сейчас же прикол в том, что людям нужен не материал, не музыка, а предмет для обожания и фанатизма. Контент всего лишь предлог, для того, чтобы начать. Было бы по кому фанатеть. Это, конечно, обидно, но такое время. Наша задача противостоять этому, стараться сделать все возможное, чтобы было не стыдно за свой продукт. Я думаю, что через несколько лет нам уже будет не стыдно, мы достигнем определенного исполнительского и креативного уровня.

- Многие группы начали выкладывать целые альбомы в интернете, где их можно свободно послушать или даже скачать.

- Сейчас в смысле дистрибьюции чуть-чуть смутноватое время и на Западе тоже не понимают, как же им теперь зарабатывать деньги. Я уверен, что это преходящий период, и продюсеры что-нибудь придумают, поскольку музыкальная индустрия приносит очень большой доход. Что касается бесплатного выкладывания в интернет музыкального контента, я воспринимаю это как ответный кредит доверия слушателям. Также как и они имеют кредит доверия к группе и все равно купят альбом, даже если знают, что там будет. Даже если там будет фуфло. Несколько лет, несколько альбомов эта тенденция будет сохраняться. Также и с нашей стороны, мы выкладываем альбом в надежде на то, что человек придет на наш концерт, купит диск в подарок или себе в коллекцию. Пусть будет так.

- Где вам комфортней выступать – на больших площадях или в уютных барах?

- Здесь все время происходит борьба между комфортностью артиста и возможностью обучаться. Когда такие залы, как филармония, то очень тяжело играть, зато ты знаешь, что с каждым концертом ты растешь. Доля ответственности, доля концентрации и общая планка выступления, в том случае, когда на тебя сосредоточено все внимание, выше, чем в баре, где люди встретились, чтобы попить пивка и заодно посмотреть группу. Легче, конечно, выступать в клубах, но полезнее в залах, где хороший звук, где все создано для того, чтобы впрямую показывать людям то, чем ты занимаешься.

- Как вам удается следить за здоровьем при таком бешеном ритме жизни?

- За здоровьем следить пока, слава богу, не приходится - все нормально. А что касается сложностей, я склоняюсь к тому, что очень много зависит от твоего внутреннего ощущения. Прежде всего, надо добиваться здоровья в голове, психологического здоровья.

- Будь у вас возможность, какую песню вы бы спели с Томом Уэйтсом?

- Я думаю, что по-русски, он бы вряд ли согласился петь. Так что, «Straight to the top».


беседовал Василий Рац

Официальный сайт Billy's Band www.billysband.ru



  Рейтинг: 5, Голосов: 1



Поделиться
9468
Личный кабинет