"КОЛОТ ": 20 лет спустя
Двадцать лет назад на только-только начинавшем зарождаться коммерческом стоматологическом рынке Приморского края появилась компания с необычным на- званием - «Колот». Время было новое, тревожное, нарождалась так называемая рыночная экономика, многое вдруг «стало можно» на заре реставрации российского капитализма. Одними из первых в бурное море рынка вышли суденышки новорожденных стоматологических компаний, в том числе и той, руководитель которой, мой нынешний собеседник - Владимир Александрович Потоцкий.
- Владимир Александрович, с тех пор, как с Вами познакомился, хотел узнать происхождение названия компании. Уж больно оно необычное...
- Это из астрологии. Я в свое время много занимался этой темой и когда-то, давно, выбрал себе «ангела-хранителя», которого так и зовут - Колот. С ударением на первом слоге.
- Помогает? В принципе, этот вопрос можно и не задавать - все-таки сегодня мы с Вами разговариваем о пути, пройденном компанией за двадцать лет, для коммерческой структуры, да еще в непростых российских условиях - год за пять считается...
- Помогает. Но тут надо понимать - даже выбрав себе небесного покровителя, ты не избавляешься от необходимости работать самостоятельно. Как говорится, на Бога надейся, сам не плошай
- Насколько я знаю, Вы - выпускник ДВПИ, кораблестроитель. Как получилось, что сегодня возглавляете успешную стоматологическую компанию? Как это связано?
- Действительно, я заканчивал Дальневосточный политехнический институт имени Куйбышева, кораблестроительный факультет, по специальности «турбины», после распре- деления попал на большекаменский завод «Звезда», где занимался ремонтом подводных лодок, испытывал субмарины. По сути «лечил», только не людей, а корабли. Вот вам первая взаимосвязь.
Потом ушел в науку, работал в ДВНЦ АН СССР, в институте океанологии. Там у меня был отличный руководитель, доктор физико-математических наук Игорь Николаевич Каневский, ко- торый меня подталкивал к тому, чтобы не стоять на месте, двигаться вперед, развиваться. Это великий человек, большой изобретатель, его фамилия есть даже в Большой Советской энци- клопедии. В те годы на науку выделялось много денег, только работай, давай результат. У нас с Игорем Николаевичем было много разработок, которые внедрялись в производство. Наша лаборатория находилась на Чапаева, 14, а наверху были стоматологи. Мы и заинтересовались - можно ли лечить ультразвуком кариес. Так я и столкнулся со стоматологией уже не в качестве пациента... Вот вам и вторая взаимосвязь.
Мы заключили договор с детской поликлиникой, там были хорошие молодые врачи, скажем, Елена Васильевна Андреева, сейчас она - главный врач детской стоматологической поликлиники. Мы работали, проводили исследования, создавали оборудование. Потом развалился СССР, финансирование науки прекратилось и наша работа вдруг стала никому не нужна... А желание делать что-то, чтобы помогать людям - осталось. И по договоренности с поликлиникой мы сделали там маленький частный кабинет, на одно кресло.
- Так начинался «Колот»?
В то время мы все равно понимали - без науки и развития стоматологии двигаться вперед нельзя. В Хабаровске - там в то время был ближайший к нам головной институт, занимавшийся стоматологией, мы познакомились с молодым доктором, к.м.н., Игорем Владимировичем Елистратовым, который взялся обучать наших врачей ортодонтии (исправление кривых зубов).
Тогда этого вообще практически никто здесь не делал. Елена Васильевна Андреева стала ставить брекеты - первой в Приморском крае, мы были первыми в этом направлении. Потом Елистратов переехал во Владивосток, под его руководством открылся стоматологический факультет ВГМУ, на котором он стал первым деканом. Кстати, тогда же клиника «Колот» стала учебной базой ВГМУ, в каковом качестве используется и сегодня. Елистратов потом основал собственную клинику.
- Что представляет собой компания сегодня, двадцать лет спустя?
- «Колот» сегодня - это более тридцати человек сотрудников. Начиная от повара и заканчивая главным врачом. Компания занимает весь первый этаж - это около 400 квадратных метров - девятиэтажного панельного дома № 1 на проспекте Острякова. Мы здесь располагаемся с 1996 года, уже 15 лет.
- Врачи у вас, как я вижу, в основном молодые, жизнерадостные, многие - вчерашние и позавчерашние студенты, сегодня - успешные молодые специалисты, некоторые - и вовсе уже состоявшиеся профессионалы, признанные в стоматологической среде города и края. Как Вы ведете свою кадровую политику, по какому принципу подбираете людей?
- Знаете, хотя без молодежи сегодня невозможно никакое развитие, в стоматологии есть своя специфика: если сегодня просто взять и посадить на платный прием, то завтра предприятие вылетит в трубу, поэтому, когда перед компанией вплотную встал «кадровый вопрос», мне в голову пришла простая мысль: «а не открыть ли социальный кабинет?». Да, эта идея не нова, но вот лечить бесплатно участников войны - это уже моя идея была. Потому что у меня отец - участник Великой Отечественной, и я очень хорошо знаю, как трудно сегодня старикам. Я решил их лечить вообще бесплатно, причем доверить это дело - молодым докторам. Естественно, мы пациентов всегда предупреждаем - может так получиться, что работу придется переделывать, не раз и не два. Но в итоге сделаем хорошо.
Знаете, мы уже многих ветеранов вылечили, многим помогли - обиженных на наших молодых я среди них не видел. Напротив, носят ребятам пирожки, рыбу жареную, снедь всякую, подкармливают.
- Другими словами, работа с ветеранами, пенсионерами, инвалидами - стариками, стала своего рода «лакмусовой бумажкой», на которой проверяются качества будущего сотрудника - и профессиональные и человеческие?
- Именно так! Если ты сумел поладить со стариками - пожилые люди очень чувствительные, они как дети, с ними очень тяжело бывает говорить - если ты к ним нашел ключик, значит, ты годен, чтобы идти дальше. Вот таким образом мы воспитываем кадры, проверяем их. Не все справляются, это да. Если человек не справился, работать здесь он не будет.
Дальше - идет обучение, закрепление навыков. Обучаем студентов, проводим тренинги, семинары, мастер-классы, конференции. Проводим учебу в Москве, потом в Германии, где у нас налажены очень хорошие связи с клиникой Святого Иоганнеса Мальтийской больницы в Дуйсбурге. В среднем полторы-две недели они там проводят...
- Языковой барьер не мешает?
- К счастью, или к сожалению, но в Германии хватает наших русских людей. В том числе и в стоматологии. В том же университете есть Виктор Вайлерт, бывший декан стоматологического факультета в Хабаровске, который всегда нас с радостью принимает и всемерно помогает нашим врачам, приезжающим на обучение...
- Есть ли какие-либо критерии соответствия, которые компания выработала для своих сотрудников за эти двадцать лет? Скажем, чем должны и чем не должны обладать ваши врачи?
- В любой сфере обслуживания, и мы здесь не исключение, каждый сотрудник должен обладать терпением. Огромнейшим терпением, и особенно в стоматологии. Потому что любой пациент, который сюда приходит, страдает, у него что-то болит, а в таком состоянии люди далеко не всегда адекватны. Без терпения ничего не сделаешь, наверное, это основополагающий принцип для всех клиник, всех врачевателей.
А вот чем не должен обладать - я думаю, не должно быть жадности к деньгам. Если человек замотивирован прежде всего на деньги, а не на то, чтобы сделать свою работу максимально качественно, то врачом он, может быть и станет, но работать у нас точно не будет. Нельзя смотреть в рот пациенту и видеть там деньги. Это не профессионально.
В последние годы на стоматологический факультет ВГМУ - очень большой конкурс. Потому что многие, идя туда, думают, что стоматологи - очень богатые люди. А это далеко не так, потому что стоматология, прежде всего очень большой, очень тяжелый и сложный труд. И тот врач, который видит не пациента, а рубли, которые он на нем заработает, богатым никогда не будет. Чтобы стать богатым, ты должен «обрасти» любящими пациентами, которые тебя потом много лет поздравляют и с Днем Рождения, и с Новым Годом, и детей своих и внуков к тебе приведут, и всем друзьям- знакомым тебя советовать станут...
- Владимир Александрович, в начале беседы Вы упоминали про разработку, приведшую Вас в стоматологию - оборудование для лечения кариеса ультразвуком. Какая судьба ее постигла?
- Она благополучно скончалась после прекращения финансирования. Наука без денег выжить не может, это не коммерция. Самостоятельно же продолжать подобные исследования без мощной базы, научной и технической нереально.
- А за рубежом что-то подобное делается?
- В мировой практике такая тема есть, существуют подобные аппараты, даже в Москве что-то подобное мелькало. Но я не готов говорить об этом более подробно.
- За эти двадцать лет стоматология в России прошла огромный путь - примерно, как от первого самолета братьев Райт до полета на Луну. Стоматологических компаний в стране очень много, только во Владивостоке их насчитывается более 150 - и порядка 300 на весь Приморский край. С чем вы связываете такой «бум» предложения стоматологических услуг?
- Прежде всего с тем, что во многих случаях создающие их люди не знают и не понимают специфики рынка. Да, стоматология даже в «бесплатные» времена была отчасти коммерциализированной, и когда начался рынок, первыми в него пошли из всей медицины именно стоматологи, такова специфика профессии. Очень много клиник открывают люди, которые хотят вложить деньги в коммерцию, думают, что именно на этом поле очень легко зарабатывать. Но это далеко не так. Если копнуть поглубже, то стоматология - бизнес далеко не прибыльный, в сравнении с той же косметологией или парикмахерским салоном. Здесь нужны очень большие материальные вложения. Отдача, если и будет, то не скоро, и не всегда. Потому что здесь многое связано с человеческим фактором - надо набрать людей, обучить их, постоянно держать их в хорошем тонусе, чтобы у людей был стимул и желание развиваться, двигаться вперед.
Техника ведь постоянно идет вперед - и диагностическая, и лечебная, и профилактическая. Стоматология - одна из самых динамично развивающихся отраслей медицины, если ты постоянно не учишься, не совершенствуешь навыки и знания то тебе здесь делать нечего. Тем более, что наша клиника постоянно приобретает новое оборудование, самые современные европейские и американские материалы, мы все время внедряем в практику работы новейшие технологии.
- Насколько мне известно, «Колот» - одна из немногих на российском Дальнем Востоке клиник, имеющих собственное, весьма дорогостоящее оборудование для изготовления коронок из циркония...
- Это так. Я уже говорил о значительных капитальных вложениях, требующихся, чтобы стоматологическая компания была на переднем крае современной науки. Цирконий - одна из таких современных технологий. Нам очень повезло, что мы дружим с германской клиникой, и когда наши ортопеды прошли там обучение, мы пришли к выводу, что такое оборудование нужно иметь у себя, под рукой. Нужно иметь возможность вносить коррективы в изделие сразу тут же, на месте не будешь же после каждой примерки отправлять коронки обратно в Германию на доработку. Вот мы и купили это оборудование два года назад и уже не раз и не два убеждались в правильности своего решения. Сегодня у нас имеются собственный фрезерный центр и цифровой ортопантомограф.
- Напоследок, вопрос, ответ на который можно назвать ключевым для любого предприятия, любой коммерческой компании: что дальше? Какие приоритеты развития Вы видите для «Колота» на последующие пять-десять лет?
- В современной медицине, хотя это и не точная наука, очень много возможностей для развития - хоть в области диагностики, хоть в сфере лечения хоть по части подготовки кадров. Для себя я вижу основной приоритет в том, чтобы шло личностное развитие каждого сотрудника клиники и компании. Потому что сам по себе, как директор и руководитель, я не могу успеть везде и всегда, обязательно будет что-то, что невозможно охватить самому. Но если вокруг меня собираются неравнодушные люди, каждый из которых готов и горит желанием двигаться вперед и совершенствоваться, выигрываем мы все вместе, весь коллектив стоматологической клиники «Колот». А значит, прежде всего, выигрывают те, ради кого мы и работаем - наши пациенты.
Беседовал Алексей Герман
"Стоматология Приморья", № 1 (19), 2011 г.