Куда направлен вектор надзора в медицинской сфере
Конференция «Актуализация санитарных норм и правил и совершенствование госнадзора за медицинской деятельностью» в очередной раз показала необходимость объединения предпринимателей для развития, создания и поддержания качества медицинских услуг и отстаивания своих интересов.
10 апреля в Москве состоялась конференция «Актуализация санитарных норм и правил и совершенствование государственного надзора за медицинской деятельностью», организованная Национальным союзом региональных объединений частной системы здравоохранения. По общему мнению, сегодня только совместными усилиями медицинского бизнеса и контролирующих органов можно выработать представление о том, что могут требовать надзорные инстанции от частных медицинских организаций в ходе проверок, и что они сами должны предоставлять для обеспечения качества и безопасности обслуживания пациентов.
Мероприятия с участием представителей частного здравоохранения в последнее время стали явлением нередким – слишком уж много вопросов требуют разрешения: избыточный контроль со стороны надзорных органов, несоответствие требований СанПиНа современным медицинским технологиям, отсутствие механизмов реализации норм федерального законодательства, а то и откровенные противоречия действующих нормативных актов друг другу.
И количество подобных проблем с каждым годом растет, порой вызывая среди представителей коммерческого медицинского сектора открытые призывы вывести частное здравоохранение из-под надзора Минздрава и передать его другой структуре, например, Минэкономразвития.
Однако большинство людей в медицинском бизнес-сообществе заинтересованы не только в коммерческой составляющей, но и в развитии, росте, повышении компетенции и качества услуг. И если ставить во главу угла не голый бизнес, а здоровье граждан, то пытаться найти компромисс с Минздравом и органами надзора все-таки придется.
Организаторы конференции изначально избрали грамотную политику – не столкнуть лбами «частников» и регуляторные органы, а обсудить назревшие проблемы в открытом диалоге. Поэтому приглашенные на конференцию ответственные представители ФАС (начальник управления контроля социальной сферы и торговли Т.В. Нижегородцев), Роспотребнадзора (начальник отдела надзора за ЛПУ Е.П. Игонина и начальник отдела нормативно-методического обеспечения С.В. Сенников) и Росздравнадзора (начальник управления организации государственного контроля качества медицинской помощи населению А.Н. Шаронов и начальник отдела по контролю за обращением медицинских изделий М.А. Мигеева) были отнюдь не свадебными генералами за столом президиума.
Оборонительная позиция чиновников, которую сплошь и рядом наблюдаешь на подобного рода конференциях, сменилась, похоже, искренним желанием найти выходы из тупиков – от создания всевозможных рабочих групп с участием частного здравоохранения и открытого обсуждения проектов новых санитарных норм и правил до выхода с теми или иными предложениями на высокий правительственный уровень.
Сегодня уже очевидно, что только совместными усилиями можно выработать представление о том, что могут требовать надзорные органы от частных медицинских организаций в ходе проверок, и что они сами должны предоставлять для обеспечения качества и безопасности обслуживания пациентов. Поэтому конечная цель конференции – предложить для дальнейшего закрепления в нормативных правовых актах меры по устранению излишеств, которые препятствуют развитию рыночного здравоохранения и мешают внедрению в клиническую практику современных медицинских технологий.
Наглядные примеры подобных «излишеств» привел в своем докладе Сергей Лазарев, член правления Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения. В частности, в соответствии с требованиями стандарта оснащения для проведения гемодиализа, медорганизация должна иметь медицинское кресло и кардиомонитор. Производители современного медицинского оборудования выпускают медицинское кресло вместе с кардиомонитором, но, закупив его, клиникам, чтобы получить лицензию, все равно приходится приобретать положенные по стандарту и уже ненужные им мониторы.
Не секрет, что рыночное здравоохранение давно уже зарекомендовало себя как более гибкая и управляемая система, заинтересованная в бесперебойной работе оборудования, нацеленная на освоение новых диагностических технологий, поэтому технику предприниматели стараются закупать самую передовую. И едва ли не в каждой частной медицинской организации найдется специальная комната для складирования подобно, уже частично устаревшей, но отнюдь не дешевой аппаратуры.
К сожалению, требования нормативных актов, регулирующих деятельность медицинских организаций, порой далеки от логики и здравого смысла. Многие из действующих ныне стандартов и правил были приняты много лет назад и не соответствуют современным достижениям медицинской науки. Взять хотя бы весь комплекс проблем, связанных с закупкой, размещением и эксплуатацией магнитно-резонансных томографов (о чем в выступлениях упоминали М.А. Чибисова, ректор НОУ «СПбИНСТОМ» и А.А. Азниев, ГК «МРТ Эксперт»).
Несовершенство нормативно-правовой базы приводит порой к чудовищным случаям, когда представители лицензионного контроля приходят на проверки не с экспертами, как это положено, а с понятыми. Показательный пример по Красноярску - в приказе по проведению плановой проверки написано: «не привлекать к плановой проверке представителей экспертных организаций», а органы лицензирования составляют протокол осмотра помещений и территорий в присутствии понятых. Одновременно руководителю медицинской организации предлагается «выдать добровольно» документы, подтверждающие наличие зданий, сооружений и т.п. – все в соответствии с лицензионными требованиями. Что и говорить, налицо весьма своеобразная трактовка нормативных правовых документов.
Другой пример несовершенства нормативных требований привел в своем выступлении частный стоматолог из Орла А.В. Полунин. Имея один «взрослый» стоматологический кабинет он, при наличии необходимого оборудования и соответствующего сертификата, не имеет права оказывать стоматологическую помощь детям, поскольку, в соответствии с нормами, для этого требуется отдельный кабинет.
По большому счету, конференции, подобные этой, призваны создавать пространство для развития и реализации творческого и профессионального потенциала частного здравоохранения и регуляторных органов в совместном движении к общим целям. Организацией, не на словах, а на деле защищающей интересы предпринимателей в системе здравоохранения, является Федеральная антимонопольная служба. По мнению ее представителей, государственный надзор в этой сфере должен быть адекватным и удовлетворять общественным интересам, а не интересам технобюрократии.
По словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, надзор в медицинской сфере глубоко недостаточный, и вектор его порой направлен не в нужную сторону. «В системе здравоохранения функционируют четыре рынка: рынок медицинских услуг, рынок медицинского образования, рынок медицинских изделий и рынок фармацевтической продукции. Все они действуют в условиях крайнего дефицита надзора, и это наносит огромный ущерб интересам потребителей и добросовестным участникам рынка, потому что их добросовестность никак не защищена, и преимущества получают недобросовестные участники, пользуясь слабостью надзора и легко преодолевая препятствия, - заявил Тимофей Витальевич. –
Часть положений в контроле и надзоре носит абстрактный и бессмысленный характер. Это связано с родовыми травмами российской правовой системы. Сегодня как учреждения, оказывающие медицинскую помощь, так и органы лицензирования и контроля сосредоточены в одних государственных руках. Но кто же будет наказывать самого себя? Именно поэтому острие надзора и контроля направлено на негосударственные медицинские организации. Нужна стройная система требований, которые обеспечиваются соответствующими санкциями. К сожалению, у нас нет практически никаких обязательных требований, которые бы обеспечивали качество медицинских услуг.
Мы считаем, что в условиях рыночной экономики бессмысленно стремиться к тотальному охвату проверками, и что надзор за качеством медицинской помощи на 70-80% должен быть передан саморегулируемым организациям. Задача государственного надзора в этой части – обеспечивать независимость соответствующих экспертиз и выступать на стороне пациентов».
Состоявшаяся конференция – еще одна попытка объединить усилия частных медицинских организаций для уверенного развития, создания и поддержания качества медицинских услуг и отстаивания жизненных интересов частной медицины. Разумеется, при соответствующей адекватной поддержке государственных регуляторных органов.
Источник: Пресс-служба Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения www.privatmed.ru