«Были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы…»

3858

Редакция Елены Шубиной и Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля запустил при поддержке портала ГодЛитературы.РФ запустили проект #Писательдома, в рамках которого можно узнать, как отечественные классики в разное время переживали добровольную или принудительную изоляцию в связи с распространением инфекций или по другим причинам. Организаторы посчитали, что сегодня, когда грозный коронавирус буквально запер всех дома, эта тема более чем актуальна. К проекту присоединились уже почти полсотни литературных музеев России.

 проект, коронавирус, карантин, COVID-19

ГМИРЛИ имени В. И. Даля как инициаторы начал первым, рассказав сразу о нескольких классиках, и начал с цитаты Антона Чехова: «Как приятно сидеть дома, когда по крыше стучит дождь и когда знаешь, что в доме твоем нет тяжелых скучных людей». Также в рамках проекта из архива музея опубликованы редкие фотографии Константина Паустовского и отрывок из его повести «Золотая роза»:

«В доме пусто. Я один. Рядом — море на сотни миль. За дюнами обширные болота и низкие леса…Никого нет около. Но стоит зажечь лампу, сесть к столу и начать писать о чем бы то ни было, как ощущение одиночества пропадает. Я не один. Из этой тесной комнаты я могу говорить с тысячами людей, со всем миром. Я могу им рассказывать всяческие истории, смешить их и печалить, вызывать раздумье и гнев, любовь и сострадание, вести их за руку, как поводырь, по жизни. Она создана здесь, в этих четырех стенах, но прорывается во вселенную».

Приводит Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и отрывок письма Бориса Пастернака Варламу Шаламову, написанного в 1955 году:

«Я здоров и счастлив в своем замкнутом кругу, когда же делаются учащающиеся попытки вытащить меня из этого одиночества, это всякий раз разочаровывающий удар для меня, настолько я в своей тиши забываю, до какой степени люди могут быть чужими и ненужными, всего лишившись, выродившись и обо всем позабыв».

Затем ГМИРЛИ им. В. И. Даля передал эстафету Дому-музею Марины Цветаевой. Здесь поделились воспоминаниями сестры поэтессы Анастасии, которая рассказывала, что та могла часы проводить «в своей узенькой комнатке, увешанной гравюрами и портретами, окруженная французскими книгами».

Участие в акции приняли также «Домик няни А.С. Пушкина» и «Дом станционного смотрителя». В рамках акции они рассказали об одном из самых плодотворных творческих периодов в жизни великого поэта – в 1830 году из-за вспышки холеры в России был объявлен трёхмесячный карантин. Известие застало Александра Пушкина жил в Болдино, где ему и пришлось пробыть в изоляции все это время. Там Александр Сергеевич общался в основном с крестьянами, изучал их язык и наречие. Свой сельский быт в письмах к своей невесте Наталье Гончаровой он описывал так:

«Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. <...> Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов - читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».

проект, коронавирус, карантин, COVID-19

Этот период жизни оказался одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Именно там Пушкин написал 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состоянии критики для «Литературной газеты», тогда же был закончен «Евгений Онегин».

Так поэт об этом периоде рассказывает в письме поэту и критику Петру Плетневу:

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время Чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё (весьма секретное): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает. <...> Прости, душа, здоров будь — это главное.»

Другим письмом Пушкина к поэту Петру Плетневу к проекту #Писательдома присоединился музей «Домик няни А. С. Пушкина».

«…Хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Вздор, душа моя; не хандри - холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».

Поддержал акцию и музей-усадьба «Остафьево», запустив своем сайт и в социальных сетях сериал «Князь Петр Андреевич Вяземский на удаленке», повествующий о жизни поэта в изоляции в том же карантинном 1830-ом. Карантинные заставы, взлет цен на чеснок с вечной верой в его целительные свойства и окуривание домов можжевельником – так пытались бороться с холерой в тот год москвичи. Петр Андреевич решил, что благоразумнее остаться в деревне. И, как оказалось, не зря. Подобно Пушкину в Болдино, Вяземский в ту осень в Остафьево написал немало стихов.

К акции присоединился также Музей-квартира Александра Блока. Оказывается, любимым домашним занятием поэта было «клеить картинки». В красивые альбомы поэт помещал открытки и фотографии, привезенные из путешествий. Для него это был своеобразный ритуал, способ справиться с тоской и ощутить уют. Блок любовно относился к своим альбомам, а просмотр их доставлял ему особую радость и успокоение, о чем он неоднократно писал в своём дневнике.

«Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…», - писал Николай Васильевич Гоголь. А кому, как не классику, знать в этом толк.

Организаторы призывают всех, кому интересно, тоже выкладывать цитаты писателей (как современных, так и классиков) о домашнем досуге в соцсети, обязательно, отмечая название проекта #Писательдома.

 

Фото: репродукция Николая Пискарева «Пушкин в Болдине».

Поделиться
3858
Личный кабинет