Позднее отцовство бьёт по здоровью потомства

Международная группа исследователей, в которую вошли специалисты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, установила, что с возрастом в сперматозоидах млекопитающих накапливаются генетические и эпигенетические изменения, которые могут негативно отразиться на детях, рожденных у возрастных родителей. Результаты обзорного исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале Human Reproduction Update, сообщает портал VladMedicina.ru.

поздние дети, поздние родители, позднее отцовство, исследования, ДНК

В современном мире люди позже вступают в брак и рожают детей в зрелом возрасте. Подобная тенденция давно уже попала под пристальное внимание ученых разных стран, но большинство исследований сосредоточено изучении того, как возраст матери сказывается на здоровье потомков, тогда как влияние позднего отцовства обсуждается меньше. В то же время известно, что беременности от возрастных мужчин чаще заканчиваются выкидышами.

Исследователи из МГУ имени Ломоносова вместе с американскими коллегами из Массачусетского университета в Амхерсте и медицинского факультета государственного университета Уэйна решили исправить подобное упущение и сделали акцент на поздних отцах.

Как рассказали в российском вузе, международная группа ученых проанализировала и обобщила данные об эпигенетических метках в сперматозоидах млекопитающих, связанных с возрастом, а также с последующими событиями у потомков.

Известно, что сперматозоиды образуются при делении половых клеток-предшественников (сперматогоний) в течение всей жизни, в то время как у женщин запас яйцеклеток окончательно формируется еще в материнской утробе. При делении клетки копирование ДНК иногда происходит с ошибками – так появляются мутации. Деление происходит в среднем один раз каждые 16 дней. Это значит, что за год этот процесс повторяется 23 раза. Поскольку с возрастом клетки-предшественники сперматозоидов всё больше делятся, соответственно, увеличивается число ошибок в их ДНК, отмечают ученые.

поздние дети, поздние родители, позднее отцовство, исследования, ДНК

Но причиной изменений в геноме половых клеток могут быть не только мутации, но и эпигенетические события. Это процессы, которые не затрагивают последовательность ДНК, но могут включать, выключать гены или изменять режим их работы.

Чаще всего исследователи наблюдают метилирование цитозина: присоединение группы, состоящей из одного атома углерода и трех атомов водорода к соответствующему основанию ДНК. В различных исследованиях ученые установили, что с возрастом в ДНК сперматозоидов изменяется метилирование в генах, связанных с ранним развитием плода и психоневрологическими нарушениями.

Также было доказано, что курение ускоряет старение сперматозоидов.

До обобщения исследовательских данных, которое провели авторы, считалось, что накопление эпигенетических изменений в сперматозоидах с возрастом является случайным процессом. Но открытая сейчас закономерность, по мнению ученых, позвоит в будущем влиять на здоровье ребенка еще до его зачатия.

Также на основе анализа исследователи построили так называемые эпигенетические часы сперматозоидов человека, которые можно использовать при лечении бесплодия, а также для определения биологического возраста мужчины.

Фото: colgatekids.com