Как зеленых мартышек с зеленым змием разлучили

2003

Американские ученые успешно подавили тягу к алкоголю у сильно пьющих лабораторных мышей и зеленых мартышек при помощи перспективного средства от ожирения. Данный подвид обезьян хорошо подходит на роль модельных животных для изучения алкоголизма, поскольку известен своим пристрастием к спиртным напиткам - отдельные особи даже иногда воруют их у посетителей баров. В новом исследовании ученые из Университета Айовы обнаружили, что аналог гормона FGF21, фактора роста фибробластов, вырабатываемого печенью, подавляет стремление выпивать у зеленых мартышек и мышей. Результаты опытов ученых были раскрыты в статье в журнале Cell Metabolism, пишет ТАСС.

медицина США, обезьяны, мартышки, исследование, алкоголизм, алкогольная зависимость

- Наше открытие указывает на существование системы гормональной обратной связи, которая защищает печень от повреждений. Ключевую роль в ее работе играет гормон FGF21, дальнейшее изучение которого даст нам возможность использовать его для борьбы с алкоголизмом, - заявил научный сотрудник университета штата Айова (США) Кайл Флиппо.

За последнее десятилетие нейрофизиологи и генетики обнаружили, что алкоголизм и другие формы зависимости возникают в результате развития нарушений в работе определенных типов нервных клеток, присутствующих в прилежащем ядре мозга и в некоторых других его областях, связанных с работой чувства удовольствия. Эти открытия заставляют биологов искать вещества, восстанавливающие работу этих нейронов и заставляющие их игнорировать алкоголь.

Флиппо и его коллеги обнаружили, что подобную роль может исполнять гормон FGF21, который вырабатывается клетками печени в ответ на появление больших количеств глюкозы в крови человека и животных. Когда его молекулы проникают в прилежащее ядро мозга, тяга к сладкой пище резко снижается. Недавно, как отмечают ученые, генетики открыли свидетельства того, что мутации в FGF21, нарушающие производство этого гормона, часто встречаются среди людей, предрасположенных к развитию алкоголизма. Это натолкнуло их на мысль, что синтетические аналоги данного гормона можно использовать в качестве средства для борьбы с алкоголизмом.

Руководствуясь подобными соображениями, ученые провели серию опытов на мышах и зеленых мартышках (Chlorocebus sabaeus) - приматах, предрасположенных к развитию алкогольной зависимости. В ходе эксперимента 20 самцов мартышек со склонностью к алкоголю были допущены к спиртному на четыре часа каждые сутки в течение четырех дней. После этого их разделили на две группы, одна получала плацебо, а вторая – аналог FGF21. Обезьяны, которые получали терапию, сократили потребление спиртного на 50% и более.

Также исследователи раскрыли неожиданные различия в характере действия FGF21 на нервные клетки в прилежащем теле мозга, связанные с тягой к алкоголю и к сладкой пище. Это свидетельствует, что обе этих цепочки нейронов возникли в результате разных эволюционных процессов, а не одновременно в результате приспособления наших предков к поеданию подгнивших фруктов, как считали раньше биологи. Теперь ученые надеются, что подобную терапию удастся адаптировать для лечения алкогольной зависимости у современных представителей Homo Sapiens .

Ранее портал VladMedicina.ru сообщал, что сочетанная комбинация препаратов Rapablock и Rapalink-1 может притупить алкогольную зависимость у мышей. Эти средства подавляют работу «белков алкоголизма» в клетках мозга животных. В перспективе действие препаратов также планируют проверить на людях, страдающих болезненным пристрастием к употреблению спиртных напитков.

Фото: warosu.org