Вспышка прозрения

Британские ученые обнаружили, что если с утра в течение трех минут облучать глаза пациентам с прогрессирующей близорукостью вспышками красного света, то их зрение может улучшаться приблизительно на 17%. При этом эффект оказался не краткосрочным, положительный результат сохранялся в течение недели. Описание эксперимента опубликовал научный журнал Scientific Reports, сообщает портал VladMedicina.ru.

офтальмология, исследования, близорукость, зрение

С возрастом клетки сетчатки глаза начинают хуже снабжать себя энергией. Из-за этого человек начинает хуже видеть контуры предметов и различать цвета. Опыты на дрозофилах показали, что этот процесс можно замедлить или даже остановить. Для этого сетчатку нужно облучать вспышками красного света – это улучшает работу митохондрий – главных клеточных «энергостанций».

Как пишет ТАСС, в новом исследовании ученые под руководством профессора Университетского колледжа Лондона Глен Джеффри проверили, поможет ли подобная терапия людям. В эксперименте участвовали 24 человека в возрасте от 34 до 70 лет. Их сетчатку регулярно облучали с помощью красной светодиодной лампы.

В случае если процедура проходила утром, зрение участников исследования улучшалось даже после относительно непродолжительного и нечастого облучения. Даже однократное облучение сетчатки в течение трех–пяти минут улучшало зрение пациентов примерно на 17%. Причем этот результат сохранялся на протяжении недели.

По словам исследователей, подобный эффект был связан с тем, что частицы света с длиной волны примерно в 670 нм заставляют митохондрии активнее вырабатывать молекулы АТФ, главной клеточной «энерговалюты». В результате в клетках сетчатки ускоряется обмен веществ и замедляется старение. Утром митохондрии особенно чувствительны к воздействию света, что объясняет, почему облучение глаз в другое время суток не улучшало состояние зрения добровольцев.

Как отмечают ученые, подобная терапия не требует дорогого специализированного оборудования и может проводиться в любом офтальмологическом кабинете. Этом позволит широко применять ее в будущем для защиты клеток сетчатки пожилых и близоруких людей от дальнейшей деградации.

Ранее портал VladMedicina.ru информировал о создании Всероссийским союзом пациентов дорожной карты повышения качества и доступности медицинской помощи пациентам с возрастной макулярной дегенерацией. Она содержит порядок оказания маршрутизации пациентов, стандарты, клинические рекомендации, повышение доступности лекарственной терапии больным с ВМД в рамках системы ОМС, в том числе в амбулаторном звене.