Мышей излечили от пьянства

Исследователи из США обнаружили, что сочетанная комбинация препаратов Rapablock и Rapalink-1 может притупить алкогольную зависимость у мышей. Эти средства подавляют работу «белков алкоголизма» в клетках мозга животных. В перспективе действие препаратов можно будет проверить на людях, страдающих болезненным пристрастием к употреблению спиртных напитков, сообщает портал VladMedicina.ru со ссылкой на «ТАСС».

Психиатрия и наркология, алкоголизм, мыши, исследования

- Белок mTORC1, на который действуют эти лекарства, давно связывали с разными формами наркотической зависимости. Это дает надежду, что комбинацию препаратов Rapablock и Rapalink-1 можно будет применять не только для лечения алкоголизма, но и других форм зависимости, – поясняют исследователи.

За последнее годы ученые обнаружили, что алкоголизм и другие формы зависимости возникают в результате нарушений в работе определенных типов нервных клеток, которые находятся в прилежащем ядре и некоторых других областях мозга, связанных с ощущением удовольствия. Биологи ищут вещества, которые могут восстанавливать работу этих нейронов и заставлять их игнорировать алкоголь.

В ходе нового исследования биологи под руководством профессора Калифорнийского университета в Сан-Франциско Дорит Рон обнаружили, что подобные свойства есть у смеси из двух недавно разработанных лекарств – Rapablock и Rapalink-1. Они действуют на белковый комплекс mTORC1.

Данный комплекс представляет собой сложную структуру из нескольких ферментов, которые управляют обменом веществ и синтезом белков в клетках и отвечают за реакцию на нехватку или приток питательных веществ и кислорода. Если работа mTORC1 нарушается, возникают сбои в иммунной системе, увеличивается вероятность появления рака, диабета и ряда других болезней.

Недавно ученые обнаружили, что активность этого белкового комплекса резко возрастает в нервных клетках алкоголиков (как людей, так и мышей), которые непосредственно связаны с развитием зависимости. Когда ученые подавляли работу mTORC1, тяга к спиртному у животных уменьшалась. Однако в результате этой процедуры у мышей появлялись проблемы с печенью.

Рон и ее коллеги попытались обойти эту проблему с помощью комбинации препаратов Rapalink-1 и Rapablock, которые действуют на организм противоположным образом. Первое вещество подавляет активность белков mTORC1, а второе мешает это сделать. При этом Rapalink-1 может проникать через гематоэнцефалический барьер, который отделяет мозг от кровеносной системы, а Rapablock на это не способен.

Поэтому если принимать Rapablock и Rapalink-1 одновременно, работа mTORC1 блокируется только в клетках мозга, а в печени и в других частях организма этот белковый комплекс продолжает функционировать. Ученые проверили, как комбинация этих лекарств будет действовать на лабораторных мышей, которых сделали алкоголиками.

Оказалось, что после приема этих препаратов интерес мышей к спирту снизился. Они стали выпивать примерно в два-три раза меньше, чем до начала приема лекарств. При этом грызуны не страдали от характерных побочных эффектов, связанных с подавлением работы mTORC1 в клетках печени и других органов.

В ближайшее время ученые планируют проверить, можно ли подобным образом подавить другие вредные привычки, а также изучить, насколько безопасным будет долговременный прием Rapablock и Rapalink-1. Исследователи надеются, что эти опыты откроют дорогу для клинических испытаний этих препаратов на людях.

Фото: theconversation.com