Биотехнологии против алкоголизма

2520
Чили редко попадает в сводки новостей о технологиях и науке. Пятнадцать лет, которые пробыл у власти Пиночет, предопределили отставание этой страны в масштабах Южной Америки, не говоря о индустриальном мире. Огромные запасы меди, найденные в стране в XIX в., не дали Чили конкурентных преимуществ и контролировались изначально Великобританией. Тем любопытнее узнавать о новых технологиях, разработанных в этой стране, несмотря на ее прошлое сырьевой колонии, усугубленное годами военное диктатуры.

В сегодняшней Техносреде – речь пойдет о чилийской методике лечения алкоголизма, основанной на антисенсной РНК. Но вначале нам придется разобраться в биохимии подобной терапии. В ней нет ничего принципиально нового: продукт окисления алкоголя, высокотоксичный ацетальдегид (СH3СHO), превращается в теле человека в относительно безвредную уксусную кислоту ферментом ацетальдегиддегидрогеназа. Один из самых известных препаратов для лечения алкоголизма, Эспераль, ингибирует (подавляет) действие этого фермента.

В результате в теле алкоголика накапливается ацетальдегид, который вызывает сильное отравление. Подшивание экспераль-капсул, постоянно выделяющих этот препарат в кровь, заставляет пациентов воздерживаться от алкоголя как от яда (которым он, кстати, и является даже без окисления до ацетальдегида). Активное вещество Эспераля и других подобных препаратов – дисульфира́м. Именно он ингибирует фермент. К слову сказать, другие препараты типа налтрексона, которые также подшивают алкоголикам, блокируют опиатные рецепторы и «отключают» ощущения удовольствия от принятия алкоголя или наркотиков.

Исследователи в Институте клеточной динамики и биотехнологий при Университете Чили (Universidad de Chile), нашли принципиально другой способ ингибировать (подавлять) фермент, расщепляющий алкоголь (английское название ADH-2). Это белок, и, как всякий белок, он синтезируется с матрицы рибонуклеиновой кислоты (РНК). Профессор Хуан Асеньо (Juan Asenio) и его сотрудники предлагают вводить больному антисенсную РНК для этого фермента.

Такая РНК связывается с матрицей и блокирует синтез фермента. Подобные методики уже несколько лет разрабатываются и применяются с переменным успехом для лечения различных заболеваний, но наиболее успешное их применение на сегодняшний день – в лабораторных условиях для экспериментов.

Предлагаемый препарат вскоре будет проходить клинические испытания первой фазы в Индии (в которой проще проводить клинические испытания по причине мягкости законов, защищающих жизнь и здоровье животных и людей, да и дешевле – из-за низких зарплат). Если эти и последующие испытания пройдут успешно, препарат будет действовать подобно Эспералю от полугода до года, однако без побочных эффектов, возможных при применении дисульфирамных препаратов.

При разработке метода чилийская группа ориентировалась на данные о популяциях в Юго-Восточной Азии, которые практически не могут употреблять алкоголь. Даже небольшие его количества вызывают у примерно 25% жителей этого региона тяжелейшие отравления, связанные с мутацией в том же самом гене ADH-2.

Чилийские биотехнологии в условиях ограниченного финансирования и нехватке квалифицированных ученых занялись созданием препарата от алкоголизма не случайно. Эта проблема стала приобретать устрашающие масштабы: около 20% населения старше 15 лет – пьяницы, 15% – злоупотребляют алкоголем, 5% – алкоголики. Итого 40% населения старше 15 лет так или иначе «алкоголизировано». В значительной степени – это результат тех процессов в обществе, которые начались еще в годы режимы Пиночета, и продолжались с приходом к власти в оппозиции и последовавшими тяготами переходного периода.

Источник: golos-ameriki.ru
Поделиться
2520
Личный кабинет