Почему мы так странно ведем себя в лифтах?
Большинство из нас как бы "закрывается" от внешнего мира. Мы входим в лифт. Нажимаем на кнопку. Стоим неподвижно.
"Лифты становятся любопытным социальным пространством, где действует необычный этикет, – объясняет он. – С социальной точки зрения они являются очень интересным, но зачастую довольно неудобным местом".
Беседы, которые начались у входа в здание, как правило, довольно быстро гаснут в густой атмосфере офисных лифтов. Мы входим и обычно поворачиваемся лицом к двери.
Если в лифт входит кто-то еще, нужно подвинуться. Наблюдения показывают, что пассажиры лифтов инстинктивно проделывают ряд мелких перемещений, предопределенных, как па в кадрили.
Если вы оказываетесь в лифте в одиночестве, можно делать все, что угодно – вы в вашей собственной небольшой будочке.
Если вас в лифте двое, вы расходитесь по разным углам. Встав по диагонали кабинки – как точки на плоскости игральных костей – вы обеспечите наибольшее расстояние между собой и другим пассажиром лифта.
Если в кабинку входит третий человек, вы подсознательно образуете треугольник (нарушая аналогию с игральными костями). А когда есть четвертый человек, то вы, вернувшись к расположению точек на костях, встанете квадратом, заняв все четыре угла. Пятому человеку, вероятнее всего, придется стоять в центре.
И тут мы попадаем на неисследованную территорию, потому что всем, кто после этого войдет в лифт, нужно быстро оценить ситуацию, пока открывается дверь, а затем решительно действовать. Оказавшись внутри, многие либо просто смотрят вниз, либо исследуют содержимое своего мобильного телефона.
Почему же мы чувствуем неловкость в лифтах?
Из истории лифтов
Первый век до н.э.: Римляне пользовались лифтами, передвигавшимися при помощи шкивов, которые тянули вручную или при помощи животных, а также с использованием энергии воды.
1800 год: На англйиских фабриках использовали лифты, работавшие на водяном пару. Оператор контролировал движение кабины лифта при помощи привязанной к ней веревки.
1853 год: Элиша Грейвс Отис изобрел систему задержки лифта при обрыве каната. Это сделало возможным создание пассажирских лифтов.
Конец XIX века: Роскошно отделанные "двигающиеся комнаты" начали появляться в гостиницах и универмагах. В них помещали мягкие диваны и люстры.
1950-е годы: Создан механизм, при помощи которого одновременно закрывались обе двери лифта, в результате этого лифты могли работать без операторов.
В будущем в лифтах можно будет использовать "технологию магнитной левитации". Идут испытания лифтов, которые могут передвигаться в небоскребах как вертикально, так и горизонтально.
"Обычно, встречаясь с другими людьми, мы находимся от них на расстоянии вытянутой руки. А в большинстве лифтов это невозможно, что делает ситуацию непривычной и необычной", – говорит профессор психологии из Свободного университета в Берлине Бабетта Ренненберг.
По ее словам, в таком небольшом замкнутом пространстве очень важно, чтобы ваше поведение не было истолковано как угрожающее, странное или каким-либо образом неоднозначное. Самый простой способ сделать это – избегать зрительного контакта.
Но, возможно, в этом есть нечто большее, чем простая неловкость.
"Мы подсознательно испытываем некоторое беспокойство", - говорит Ник Уайт, работник нью-йоркского офиса, который однажды застрял в лифте и просидел в нем почти двое суток, а именно – 41 час.
"Нам не нравится быть в закрытом пространстве. Нам хочется выйти из лифта, как можно скорее, потому что в нем страшновато находиться".
Будучи запертым в лифте, Ник Уайт думал о другом закрытом пространстве, о котором тоже всегда подсознательно помнишь, – могиле.
И можно было бы понять, если бы Уайт отказался вообще заходить в лифт. Но когда работаешь в городе, где много небоскребов, выбора нет.
"Каждый раз, когда я вхожу в лифт, я, конечно, вспоминаю, что со мной произошло", - признается Уайт.
Безопаснее эскалаторов
Лондонские клерки пользуются лифтами с открытыми кабинками
"Парень из лифта" Ли Грей согласен с тем, что чувство бесправия является основной причиной тревоги.
"Вы находитесь в машине, которая движется, у вас нет контроля над этим движением. Вы не можете видеть двигатель лифта, вы не знаете, как он работает", – говорит Грей.
Это чувство пассивности и зависимости от машины может стать более выраженным в современных "умных" лифтах.
Приложив магнитную карточку к панели управления, пассажиры оказываются в кабине лифта, запрограммированного так, чтобы остановиться именно на их этаже. Система разработана так, чтобы сократить ненужные остановки, однако некоторые полагают, что это еще больше нервирует людей.
Но независимо от всего этого, Грей убежден, что лифт является более безопасным транспортным средством, чем автомобиль, и значительно более безопасным, чем эскалатор.
"Это на самом деле один из самых безопасных видов транспорта, если вы сравните миллиарды километров, которые лифты преодолевают каждый год, и очень, очень небольшое число несчастных случаев, связанных с лифтами".
Мы знаем это и поэтому продолжаем ездить в лифтах каждый день, несмотря на наши тревоги и опасения.
"Мы знаем, что можем пользоваться лифтом самым безопасным образом, – говорит Ренненберг. - Так что, в некотором смысле, это торжество рационализма над нашими животными инстинктами".
Приятно думать, что мы стали более изощренными, только от того, что путешествуем в лифтах.
Подумайте об этом, когда в следующий раз нажмете на кнопку вызова.
Источник: bbc.co.uk