Скандал продлевает жизнь?

886
«Одна из причин необходимости видеть чужие эмоции заключается в том, что их проявление сообщает нам, что важно для другого, - объясняет психолог из Стэнфорда Джеймс Гросс. - Подавляя эмоции, вы даете окружающим понять, что вы не такой, как они, а то, что их волнует, вам безразлично».

Серьезные исследования того, что психологи называют эмоциональной регуляцией, начались сравнительно недавно и по понятным причинам касались в основном не укрощенных, а неконтролируемых эмоций. В конце концов, именно утратой контроля над эмоциями характеризуются многие душевные расстройства.

В социальной жизни дело обстоит по-другому. Ученые выяснили, что люди вырабатывают ряд психологических приспособлений для контроля над своим поведением в социуме и что эти приспособления зачастую становятся бессознательными и влияют на наше взаимодействие с людьми помимо нашей воли. Чем лучше человек осознает собственные поведенческие паттерны, тем скорее он способен понять, почему некоторые эмоционально нагруженные взаимодействия оборачиваются для него нежелательным образом. «По мере того как человек растет, развивается префронтальная область мозга, и человек приобретает способность лучше контролировать свои импульсы», - рассказывает профессор психологии Бостонского университета Стефан Хофманн.

Психологи выделяют два вида регулятивных стратегий: упреждающие (они срабатывают еще до того, как человек полностью ощутил свою эмоцию) и ответные (следующие за эмоцией). Наиболее известным видом приспособления, относящимся ко второй категории, является подавление.

Подавление эмоций не проходит даром, и многим из нас это хорошо известно. В 2003 году ученые из Стэнфордского университета провели эксперимент. Они показали аудитории документальный фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и предложили обсудить увиденное. При этом некоторые из участников эксперимента получили указание сохранять во время дискуссии непроницаемое лицо. Как выяснилось, именно эти участники надежнее всего выводили оппонентов из себя.

В другом эксперименте, отчет о котором был опубликован в прошлом году, психологи наблюдали за 278 студентами-первокурсниками. Те из них, кто получил наибольший балл по шкале подавления собственных эмоций, обзаводились друзьями с трудом.

Упреждающие техники могут быть более тонкими. Одним из примеров является изоляция аффекта, то есть рефлексивное сосредоточение внимания на приятном и игнорирование неприятного. В 2009 году группа исследователей под руководством Дерека Айзековитца из университета Брендайса в Бостоне установила, что те, кому перевалило за 55, будучи в плохом настроении, старались сосредоточиться на приятных мыслях чаще, чем молодые люди в возрасте до 25 лет. «Пожилые обычно лучше молодых управляют эмоциями и, в отличие от молодых, не склонны внимательно изучать неприятную для них информацию», - говорит доктор Айзековитц.

Еще в одном исследовании, недавно проведенном сотрудницей Бостонского колледжа и Еврейского университета в Иерусалиме Майей Тамир, установлено, что люди бессознательно предпочитают чувствовать те эмоции, которые, по их мнению, в ожидаемой ситуации принесут им больше пользы. «Каждая из этих стратегий в определенной ситуации может оказаться полезной, - говорит доктор Хофманн. - Те, кому социальное общение дается с трудом, - это обычно люди, не умеющие разнообразить механизмы регуляции, а использующие всегда один и тот же прием».

Бенедикт Кери

The New York Times
Поделиться
886
Личный кабинет