Обнадеживающие вести для пациентов с ожогами
«Главная идея состоит в создании губковой структуры, которая станет каркасом. Обычно именно это происходит естественным образом в глубоких слоях человеческой кожи. В эту губковую структуру затем вводятся собственные клетки пациента. Теперь задача состоит в том, чтобы эта структура прижилась. А это уже подобно поискам святого Грааля в биотехнологии - предотвратить отторжение организмом кусочка ткани или органа».
Пересадка кожи за последние годы стала более совершенной, но восстановить ткани, пострадавшие от обширных ожогов, никогда не удавалось полностью. Сегодня для пересадки берут кожу с других участков тела. Однако такие имплантанты не могут растягиваться, не выделяют пот и на них не растут волосы.
С помощью новой технологии, отмечает профессор Питер Хэрш из клиники Конкорд, можно получать полноценные «заплатки» кожи нужной толщины, что является крупным шагом вперед:
«В последние годы нам удается спасти многих людей, которые раньше умирали. Но мы не в состоянии добиться улучшения качества их жизни. Единственный способ реально помочь людям, получившим серьезные ожоги - научиться замещать обожженную кожу чем-то очень близким к их собственной коже. Но на разработку того, что я высокопарно называю "эквивалентами живой кожи", требуются огромные средства. Поэтому прежде чем новая технология станет широко доступной, могут пройти десятилетия».
Тем не менее, уже сейчас она может коренным образом изменить жизнь людей с ожогами. Один из них - Берни Шульц. Когда в прошлом году на его ферме произошел пожар, он был настолько обожжен, что врачи не верили, что он выживет.
«Когда вам 62 года, и у вас обожжено 80 процентов поверхности тела, врачи в большинстве стран скажут, что у вас нет шансов спастись, - говорит Шульц. - Но мне повезло. Я попал в руки к профессору Майтцу. Он начал счищать с меня пораженную ткань. Буквальным образом - взял щеточку и начал удалять остатки обожженной, обуглившейся кожи. Я был покрыт ею почти целиком. Сейчас, три месяца спустя, я прохожу неприятный курс лечения. Но я жив, а это, согласитесь, немаловажно».
Большая часть тела Шульца пострадала от ужасных ожогов, которые требуют практически постоянного внимания. Его пальцы обуглились. Физическая реабилитация обещает быть долгой и болезненной из-за застывших суставов. Помимо прочего, такие пациенты страдают и от глубокой психологической травмы.
Шульц говорит, что он старается изо всех сил: «Со мной все в порядке. Иногда на несколько дней наступает депрессия, налетают мысли - почему я? Но это нормально. Помогает молитва, которая вселяет надежду».
Особенно вдохновляет врачей и исследователей перспектива применить новую технологию пересадки кожи пострадавшим от ожогов детям. Кожные имплантанты отторгаются у юных пациентов по мере роста, что означает, что детям приходится вновь и вновь подвергаться болезненным операциям по пересадке кожи.
Профессор Майтц считает, что новая технология радикально улучшит их жизнь: «С помощью кожного имплантанта пластический хирург может закрыть рану, но такой имплантант не решает проблемы, когда часть кожи утрачена. Для детей наш метод будет особенно благотворным, потому что у них будет регенерироваться их собственная кожа».
Клинические эксперименты по пересадки кожи на мышах и свиньях должны начаться в Сиднее в следующем году, а испытания на людях с ожогами - в ближайшие три года. Аналогичные испытания будет проведены в Европе и США.