У ученых кончились подопытные женщины
Нехватка женщин ставит под угрозу проведение многих биомедицинских исследований. В первую очередь, страдают разработчики лекарств, предназначенных для лечения преимущественно женских заболеваний и препаратов, либо дающих серьезные побочные эффекты именно для женского организма, либо не дающих в случае терапии женщин ожидаемого результата. Считается, что женщина - существо более непостоянное, хотя бы в силу своего ежемесячного цикла. Поэтому даже в лабораторных условиях ученые чаще используют самцов - в том числе и для изучения заболеваний, более характерных для женщин.
Для науки и медицины это очень серьезная проблема, подтверждает биолог Ирвин Закер из Университета Калифорнии. Женщины во многом физиологически отличаются от мужчин, поэтому ограничиться исследованием мужского населения и применять полученные результаты к женщинам - абсолютно неверно.
От хронических болей, депрессий, аутоимунных заболеваний чаще страдают женщины, в то время как сердечно-сосудистые заболевания - в основном «мужская привилегия». Особенно остро проблема нехватки женщин уже стоит в неврологических исследованиях: на 5,5 испытуемых мужчин приходится только одна представительница прекрасного пола.
В 1993 году Национальные институты здоровья разработали NIH Revitalization Act, который предлагал сделать обязательным участие статистически значимого количества женщин в любых клинических испытаниях, финансируемых NIH - с целью обнаружения гендерных различий в результате использования новых препаратов. Уже в 2000 году американское Управление общего учёта (Government Accountability Office, GAO) сообщило, что участие слабого пола в финансируемых NIH исследованиях заметно возросло. Но в 2001 году эта же организация отметила, что хотя дамы и представляют половину испытуемых в исследованиях крупного масштаба, небольшие исследования вынуждены довольствоваться только 22% женщин в составе своих экспериментальных групп.
Проведя несложный анализ статей, опубликованных в 2009 году в 10 областях медицины в 42 научных журналах, исследователи обнаружили, что в 8 областях мужская составляющая намного выше женской. Кроме того, при анализе полученных результатов нередко не учитывалось, какого пола был испытуемый. Просмотрев архив пары журналов, вплоть до 1909 года, ученые обнаружили, что число «самцовых» исследований начало расти с 1920 года - как раз примерно в тот период были описаны ежемесячные циклы для самок морских свинок, крыс и мышей.
По итогам обсуждения этой необычной, но очень серьезной проблемы, ученые пришли к выводу, что определенные шаги к ее решению можно делать уже сейчас. Так, например, журналы должны начать требовать от авторов исследований хотя бы указывать пол экспериментальных животных.