Аккредитация российских врачей будет унифицирована по принципу ЕГЭ
Если раньше условием подтверждения квалификации было прохождение сертификационного цикла и оценка знаний, то теперь необходим отчет по результатам конкретных видов работ при участии в программах непрерывного медицинского образования. В отличие от нынешней системы подтверждения профессионального развития с присвоением категории, подразумевающей отчет по результатам своей деятельности с учетом стажа работы, с января следующего года предполагается тематическое обучение и стажировка. Если после получения квалификации ранее выполнялись те же самые обязанности, то теперь планируется допуск к дополнительному спектру работ с соответствующей оплатой.
Об этом рассказала профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова Евгения Ших на конференции «РОСМЕДОБР-2015. Инновационные обучающие технологии в медицине», которая прошла в Москве.
Новая система реаккредитаци, пояснила она, будет вводиться поэтапно. В 2016 году вступит в силу аккредитация выпускников вузов по специальности стоматология и фармакология, тестирование навыков первичной помощи и структурированный клинический экзамен по коммуникациям. Кроме того, начнется апробация программ подготовки экспертов, проведение их самоподготовки и сертификация врачей-специалистов, у которых закончился сертификат, с подключением их в программы непрерывного медицинского образования.
С 2017 года в систему будут вовлечены выпускники высшего и среднего профессионального образования, выпускники ординатуры, выпускники цикла профессиональной переподготовки и врачи, прошедшие подготовку по отдельной компетенции «новый навык в своей специальности».
Реаккредитация действующих специалистов впервые будет проходить в 2021 году, и только в 2026 году все врачи российского здравоохранения будут включены в эту систему.
По словам директора департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяны Семеновой, инициатива по переходу в систему реаккредитации и сертификации была озвучена в 2011 году во время разработки нормы закона об основах охраны здоровья граждан. В декабре 2011 года переход на новую систему был закреплен 323-м федеральным законом. Начиная с 2012 года, эта статья дважды претерпевала изменения в связи с принятием новых федеральных актов. Впрочем, заметила Семенова, изменения в основном касались терминологии, в частности такое определение, как «послевузовское профессиональное образование», было заменено на определение «подготовка кадров высокой квалификации программ высшего образования в ординатуре», однако при этом никаких смысловых изменений принято не было. В течение 2012-2015 годов шли достаточно широкие обсуждения о принципиальной необходимости внедрения этой системы в Российской Федерации. В это время был принят указ президента РФ Владимира Путина, который поставил во главу угла профессиональные стандарты. В связи с этим был создан совет по профессиональным квалификациям. Были определены требования, которые должно диктовать профессиональное сообщество во всех профессиональных отраслях и сферах, и на их основе началась разработка профессиональных стандартов. Однако на этапе разработки критериев удаленного обучения, которое должно было стать одним из главных путей непрерывного образования, появились серьезные системные проблемы. Часть профессионального сообщества, огромный штат врачей и особенно среднего медицинского персонала, работающего в регионах, до сих пор не имеет доступа к сети интернет. Анализ этой проблемы показал, что ее решение лежит в комплексном подходе к развитию IT-сферы, которая стала отдельной статьей общей модернизации здравоохранения. К сожалению, добавила Семенова, на сегодняшний день 100-процентной информатизации рабочих мест врачей даже в больших населенных пунктах нет, а положение с IT-обеспечением среднего медицинского персонала, особенно в отдаленных регионах, остается неудовлетворительным.
В 2014 году Национальная медицинская палата и Ассоциация по медицинскому качеству запустила пилотный проект, который был реализован с целью изучения возможностей непрерывного медицинского образования. Этот пилот основывался на идеологии совместного образования – сетевой форы взаимодействия, 108 часов отводилось образовательным организациям, 50% времени отводилось дистанционному обучению. Однако такое жесткое временное разделение действовало только в рамках пилотного проекта. После перехода на систему непрерывного медицинского образования врач будет самостоятельно формировать свою образовательную траекторию, набирая независимые конференции профессиональных сообществ и образовательные тренинги, которые может давать любой провайдер, имеющий соответствующее право.
Президент Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая ассоциация России» Владимир Садовский указал на то, что постдипломные программы разных вузов утверждаются разными учеными советами и ректорами, а это в свою очередь приводит к тому, что учебный материал разных обучающих учреждений примерно на 20% отличается друг от друга. При этом за основу берется только программа Российской академии последипломного образования, которая не всегда соответствует современным требованиям к специальности. Эта проблема может быть решена только путем актуализации и гармонизации образовательных программ между собой. Кроме того, сетевая форма, которая предлагается на сегодняшний день, должна в объеме часов фактически заменить работу ученых заведений мероприятиями общественных организаций, а следовательно, конференции должны соответствовать определенному дидактическому модулю. В этом случае, по мнению Садовского, могут возникнуть две серьезные трудности. Во-первых, нужно время, чтобы медицинское сообщество привыкло к дидактическому формату научных мероприятий, а во-вторых, в этом случае последипломная подготовка становится уязвимой, так как врачи перейдут на индивидуальную форму последипломной подготовки, и нет никаких гарантий, что вузы, которые остаются в объеме своих 108 часов, будут способны индивидуализироваться в подходе к каждому из них.
Проректор по лечебной работе университета имени Н.И. Пирогова Христо Тахчиди, комментируя слова Садовского, отметил, что решение проблемы гармонизации учебного материала будет облегчено, если заказчиками для вузов начнут выступать профессиональные сообщества, и ими же будет определяться уровень подготовки специалиста. Вузовские программы в этом случае также будут заказываться профессиональным сообществом, и тогда обучающие программы разных вузов будут базироваться на одной общей обучающей платформе.
В скором времени, добавила Семенова, начнется работа по формированию непрерывного образования для среднего медицинского персонала. Такая работа уже началась, однако пока она охватывает только мероприятия по командному тренингу на уровне отработки взаимодействия врача и среднего медработника в хирургической или акушерско-гинекологической бригадах. С 2018 года медицинские работники среднего звена будут включены в систему непрерывного медицинского образования наравне с остальными медицинскими специалистами. Так как количество медицинских работников среднего звена намного превышает численность врачей, организовать централизованную аккредитацию на федеральном уровне не представляется возможным. Скорее всего, заниматься их аккредитацией будут регионы с участием профессиональных сообществ. Высшие учебные заведения не смогут обеспечить медработников среднего звена ни помещениями для занятий, ни временем, ни симуляционным оборудованием. Впрочем, сказала Семенова, в этом нет необходимости. Полномочия будут переданы структурам среднего профессионального образования, которые имеют высококачественный базис и собственные методы контроля, дающие возможность справиться с поставленными перед ними задачами.
Источник статьи и фото: РИА АМИ