Открыт новый тип антибиотиков

Новый тип антибактериальных препаратов препятствует формированию биопленок, образуемых наиболее распространенными патогенными бактериями, сообщает журнал PLOS Pathogens.

В ходе размножения на различных поверхностях человеческого организма (кожа, легкие, ткани сердца или мочевого пузыря) многие бактерии образуют биопленку - структурированный конгломерат микроорганизмов из скрепленных между собой бактериальных клеток. Такое образование намного более устойчиво к воздействию антибиотиков, чем отдельные микроорганизмы.

Канадские ученые из университета Британской Колумбии в ходе поиска веществ, ингибирующих (блокирующих) формирование бактериальных биопленок, обнаружили небольшой белок 1018. Оказалось, что при определенной концентрации 1018 может никак не влиять на жизнедеятельность отдельных бактерий, но при этом полностью блокировать формирование биопленок.

Действие 1018 распространялось и на грамоотрицательные, и на грамоположительные бактерии. В частности, в список уязвимых микроорганизмов попали известные Pseudomonas aeruginosa, Klebsiella pneumoniae, Escherichia coli и метициллин-устойчивый Staphylococcus aureus (MRSA).

Дальнейший анализ показал, что 1018 специфически взаимодействует с гуанозинтетрафосфатом - (р)ppGpp. Эта молекула является необходимой частью системы, контролирующей реакцию клетки на стрессовые условия. (р)ppGpp обладает способностью влиять на экспрессию различных генов, что в норме должно помогать бактериальной клетке справляться с резко изменяющимися параметрами внешней среды. 1018 разрушает ppGpp и таким образом предотвращает образование биопленок.

Открытие белка 1018, по мнению ученых, важно тем, что оно показывает принципиально новый подход к созданию антибактериальных препаратов, направленных на блокирование образования биопленок. Следующий этап - поиск белков, обладающих еще более высокой антибиопленочной активностью.

Источник: medpro.ru